Есть много историй о том, как человек приходит в режиссуру. У Джей Джей Абрамса (родился 27 июня 1966 года) далеко не самая обычная. Достаточно сказать, что он дебютировал в кино как композитор, написав в 16 лет музыку к фантастическому фильму ужасов «Ночной зверь». Вообще-то, Абрамс рассчитывал к этому моменту уже серьёзно заняться кино, но отсоветовали родители. Они были телевизионными продюсерами и знали, как это знали и в СССР, что лучше приходить в кино с жизненным багажом и хорошим образованием в другой сфере. Поэтому Абрамс после школы отправился учиться в престижный гуманитарный колледж, где учили всем искусствам, кроме кино.

Из эксклюзивного интервью, которое Джей Джей Абрамс дал главному редактору «Фильм Про» Ивану Кудрявцеву:


Мне кажется, что те технологии, которые сейчас имеются в нашем распоряжении, особенно компьютерная графика, делают наши возможности практически безграничными. Правда, есть у этого и обратная сторона. Иногда эти технологии используются во вред кинематографу. Я работал на нескольких проектах, где часто говорили: «Мы поправим это потом», «Потом снимем на хромакее», «Снимем эту сцену позже», «Поместим сюда этого персонажа», «Что-нибудь придумаем». С одной стороны, я понимаю причину подобных решений, но с другой… Представьте себе ситуацию, что вы записываете музыкальный коллектив. Что-то не получается, продюсер тебе говорит: «Мы исправим это потом, при сведении». А тебе хочется, чтобы всё звучало хорошо прямо сейчас, хочется, чтобы гитарное соло звучало как нужно сразу, ты не хочешь ждать и исправлять что-либо потом. Меня потрясло то, что для создания начальных титров «Звёздных войн» был использован оптический принтер. Авторы картины практически всегда использовали для съёмок специально созданные ими модели. Такой простой подход к созданию визуальных эффектов даёт фильму потрясающую детализацию. Это была такая золотая середина между тем, что они должны были создать и тем, что могли им позволить сделать простейшие визуальные эффекты.

Это не помешало юному Джеффри мечтать о кино и с нетерпением ждать конца учёбы. Уже к окончанию колледжа у него был готов его первый продюсерский проект, который вскоре превратился в фильм «Красивая жизнь» - режиссёром был классик Артур Хиллер, автор знаменитой «Истории любви», а главную роль сыграл суперзвёздный на тот момент актёр Джеймс Белуши. После такого старта Джеффри мог с уверенностью строить голливудскую карьеру. Он продюсировал, писал сценарии и музыку, не касаясь до поры режиссуры. В его следующих проектах были задействованы Харрисон Форд и Мэл Гибсон, Абрамс работал над сценарием «Армагеддона», участвовал в создании анимационной техники для «Шрека».

Трейлер фильма «Армагеддон»

Из эксклюзивного интервью Джей Джей Абрамса Ивану Кудрявцеву:


Когда на экраны вышел фильм «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» мне было 11 лет. Посмотрел я его вместе со своими родителями. Это было потрясающе, потому что на тот момент не существовало ничего более эпичного, обнадёживающего, забавного и вдохновляющего. Моя любимая сцена… Тот момент, когда Лукас показывает закат двух солнц. В этой сцене ощущался огромный потенциал, обещание того, что вскоре произойдёт. Но на самом деле запомнившихся моментов гораздо больше. Говоря о «Звёздных войнах», нельзя не вспомнить сцену в мусоросборнике или эпизод из картины «Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» с участием Люка и Вейдера.


В конце 90-х Абрамс решил пойти по стопам родителей и обратить пристальное внимание на телевидение. Он работает над несколькими успешными телесериалами, но главную славу ему приносит «Остаться в живых» - один из популярнейших сериалов нулевых. Абрамс лично написал и срежиссировал «пилот», чтобы потом остаться на проекте в качестве продюсера. Стало ясно, что этот автор готов нарушать сложившиеся законы и создавать новые: так, в сериалах не принято без лишней нужды «убивать» главных героев, за которыми следят миллионы, а в «Остаться в живых» Абрамс, к восторгу одних и возмущению других, поступил именно подобным образом. «Остаться в живых» просуществовал 6 сезонов, его посмотрели зрители всего мира, а Абрамс после этого стал превращаться в культовую фигуру, к чему сам он относился и относится скромно и иронично. Единственная «странность», которую он себе позволяет в качестве кумира, - это держать в тайне всё, что касается очередного проекта, пока тот не выйдет в свет. Он любит приятные сюрпризы, больше ничем это объяснить нельзя. К этому можно добавить, что он предпочитает называться не своим именем, а сокращением Джей Джей.

Трейлер 6-го сезона сериала «Остаться в живых»

Из эксклюзивного интервью Джей Джей Абрамса Ивану Кудрявцеву:


На меня большое влияние оказал Лоуренс Кэздан – гениальный сценарист и режиссёр. Сотрудничество с ним получилось крайне познавательным, это была возможность поработать с тем, кто лучше меня. Лоуренс стал отличным сообщником, который ставил правильные вопросы и давал правильные ответы, который объяснял, как должна пойти история. Он всегда придерживался правила: делай меньше, говори меньше, будь проще. Когда я ему говорил: «Давай попробуем здесь уместить вот это», он мне отвечал: «Нет, тебе это не нужно. Без этого будет лучше. Вырезай». Он всегда выступал за то, чтобы не добавлять в историю лишних деталей. Мы с ним часто спорили по поводу лучшего способа донесения истории до зрителя. Я пытался убедить Лоуренса в том, что, к примеру, в этом конкретном моменте нужно подробнее рассказать о мотивации героя, а он мне отвечал, что в этом нет никакого смысла, но я с ним не соглашался.

К 2005 году Абрамс «дозрел» до режиссёрского дебюта в большом кино, и сразу взялся за невероятный по постановочной сложности проект, «Миссия: невыполнима 3». Том Круз не сразу остановил свой выбор на Абрамсе, но потом не пожалел. Абрамс принял активное участие в написании сценария, а в режиссуре продемонстрировал стремление к предельному реализму, что не могло не импонировать Крузу, который известен тем, что все трюки старается исполнять сам, без каскадёра. Кроме того, у Абрамса идеальное чувство стиля, которое он не раз демонстрировал и впоследствии. Он легко усвоил дух серии «Миссия: невыполнима» и усилил его сверхдинамизмом экранного действия, в чём он также добился невероятного мастерства. Фильм вышел в 2006 году и собрал в мировом прокате почти 400 миллионов долларов. Хотя больше режиссурой фильмов серии «Миссия: невыполнима» Абрамс не занимался, во всех следующих картинах этого бренда он числится среди продюсеров.

Трейлер фильма «Миссия: невыполнима 3»

Из эксклюзивного интервью Джей Джей Абрамса программе «Индустрия кино»:


Моё преимущество в том, что я свободен от стереотипов – какими должны быть герои, какие отношения между ними, - я мог посмотреть на всё это более свежим взглядом, чем тот, кто точно знает, как там всё должно быть.


Может быть, это совпадение, но фильм «Миссия: невыполнима» создавался в тех же павильонах, где прежде много лет снимали сериал «Звёздный путь». А следующей режиссёрской работой Абрамса стал как раз перезапуск киносерии «Звёздный путь», насчитывающей к тому моменту уже десять полнометражных фильмов. К тому моменту, несмотря на обширную фан-базу, казалось, что суперуспешный бренд «Звёздный путь», который значительно старше «Звёздных войн» и который насчитывает сотни часов экранного времени сериалов и фильмов, остался в прошлом. Абрамс решительно отбросил цифры «11» и оставил просто: «Звёздный путь». Всё с нуля, как будто не было никакого другого «Звёздного пути». Медлительный sci-fi с огромным количеством диалогов и сюжетом, в котором до конца к тому моменту могли ориентироваться только самые продвинутые адепты «Звёздного пути», он превратил в блокбастер, как будто работающий на звёздной энергии. Он собрал состав из выдающихся или многообещающих молодых актёров, придумал головокружительную историю и решил, что вопреки новой моде будет снимать фильм на плёнку. Более того, изображение должно было отчасти имитировать документальный стиль, поэтому огромная камера снимает всё как бы с плеча – этого эффекта Абрамс добился тем, что лично тряс камеру с одной и той же амплитудой в течение всех съёмок. Возможно, документальная манера «пришла» в этот фильм отчасти из продюсируемого в то же время мокьюментари-блокбастера «Монстро». Результат был ошеломительный. «Звёздный путь» ожил и приобрёл ещё много миллионов новых поклонников. Путь корабля «Энтерпрайз» продолжился.

Из эксклюзивного интервью Джей Джей Абрамса программе «Индустрия кино»:


Я никогда не был фанатом 3D. И я никогда не думал, что «Стартрек» будет в этом формате, это для меня было просто нелепо. Один из мифов заключается в том, что кино должно быть снято в 3D, чтобы смотрелось круто. Это неправда. Вообще. На самом деле, я считаю, что конвертация даёт гораздо больше творческой свободы и делает просмотр более удобным. Мы в этот раз создали такие вещи, которых вы никогда не видели в 3D, так что вы увидите нечто новое для себя. Но съёмки на IMAX – шикарны! Все внестудийные съёмки проведены в этом формате, картинка великолепная, это на самом деле видно. И вот всё это вместе – IMAX, 3D, компьютерные эффекты - всё это сделает фильм с визуальной точки зрения просто невероятным. И не только из-за формата, у нас прекрасный оператор, замечательные дизайнеры компьютерной графики, отличная съёмочная группа и актёры, и я не могу дождаться, когда люди увидят фильм целиком на большом экране и в 3D, это будет супер.

Трейлер фильма «Звёздный путь»

Программа «Индустрия кино» от 16 апреля 2009 года, в которой Джей Джей Абрамс говорит нам в интервью следующие слова: «Я не знаю, как снимать «Звёздные войны»

Следующим полнометражным фильмом Абрамса стал «Супер 8» - история, сделанная с явной оглядкой на Стивена Спилберга. Несколько мальчишек и одна симпатичная девчонка натыкаются на след инопланетянина в маленьком американском городке. А потом вся армия США охотится за инопланетянином, в то время как дети решают проблемы друг с другом и заодно находят возможность вступить в близкий контакт третьей степени. Фильм был успешен в прокате, но у большинства зрителей сложилось впечатление, что это просто реверанс в сторону великого мастера кино, учеником которого Абрамс несомненно является.

Трейлер фильма «Супер 8»

Следом Абрамс снял ещё один фильм серии «Звёздный путь», но эта картина была явно слабее первой, чего уже никто особенно не заметил, потому что в карьере режиссёра наметилась новая непокорённая вершина, настоящий Эверест. Disney пригласил Абрамса реинкарнировать главную киносказку ХХ столетия «Звёздные войны», сделать то, чего не смог сам Джордж Лукас, который оттолкнул от «Звёздных войн» многих поклонников после эпизодов с первого по шестой. Абрамс – кандидатура не бесспорная, фанаты «Звёздных войн» отнеслись к этому назначению настороженно. Но Абрамс, после некоторых колебаний, взялся за работу, и уже по первым вбросам информации стало понятно одно: стиль «Звёздных войн» он чувствует как нельзя лучше и сделает всё, чтобы его сохранить.

Когда стало известно, что Абрамс будет снимать «Звёздные войны», мы встретились с его постоянным со-продюсером Брайаном Берком и спросили у него, не будут ли Звёздные войны выглядеть так же, как «Звёздный путь». Он ответил нам:


Если честно, я не думаю, что стилистически фильмы так уж похожи. Мы добавили в «Звёздный путь» ещё размаха и экшна. И спецэффектов. Чтобы сделать фильм более современным, более соответствующим тому, что сегодня производят в Голливуде. Но если вы посмотрите «Звёздный путь» и «Звёздные войны», вы сразу понимаете, насколько эти фильмы отличаются друг от друга. Совсем разные «вселенные», персонажи, даже сама манера съёмки отличается. Думаю, что когда мы выпустим «Звёздные войны», единственным поводом для сравнения будет слово «звёздные» в названии. Как вы никогда не спутаете фильм «Миссия: невыполнима» со «Звёздным путём», так будет и здесь. Я, во всяком случае, в этом убеждён.

Теперь, когда фильм вышел, очевидно и то, что, с точки зрения профессионального мастерства, он на голову выше любой части гексалогии Лукаса. Он динамичнее, в нём нет сюжетных лакун, зато есть замечательная работа с актёрами и видна сложная и продуманная структура повествования. Временами при просмотре кажется, будто седьмой эпизод «Звёздных войн» был снят ещё тогда, во времена оригинальной трилогии, а потом был утерян и вот сейчас нашёлся, во всём своём совершенстве. У фильма есть недостатки и не названные здесь достоинства, но в этом лучше убедиться самостоятельно, пока «Пробуждение Силы» шествует по экранам.

Из эксклюзивного интервью Джей Джей Абрамса Ивану Кудрявцеву:


Когда я видел в «Звёздных войнах» пустыню – она зрительно ощущалась как пустыня. Я тогда не знал, что сцены из первого фильма снимались в Тунисе, но пустыня выглядела абсолютно настоящей. Когда в кадре появлялась заснеженная планета, я точно знал, что там на самом деле холодно. Поэтому нам предстояло снимать в Абу-Даби, посетить Ирландию, Исландию, лес в Уэльсе. Натурные съёмки помогают сделать фильм более осязаемым, реалистичным. Много времени мы потратили на создание различных существ, управляемых при помощи технологии аниматроники и кукловодов. Так что это не только компьютерные спецэффекты. Мне очень повезло, что у меня была возможность работать не только с новыми технологиями, но и с людьми, которые умели в них разбирались. Я очень ценю то, что Джордж Лукас и его команда сделали для оригинальных фильмов. Им было доступно так мало, а результат оказал на кинематограф огромное влияние. Мне пришлось искать баланс между тем, что имелось в нашем распоряжении - новыми технологиями, и между тем, что было более практично, но старомодно.

Трейлер фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы»

Пока же Абрамс заявил, что не будет режиссировать следующие части «Звёздных войн», и занялся новыми проектами. О которых, как водится, не спешит сообщать публично, если это не продюсерские продолжения популярных фильмов вроде «Монстро» и «Миссия: невыполнима». Но никто к нему слишком сильно не пристаёт с вопросами. Все смотрят новые «Звёздные войны», которые достойны того, чтобы их смотрели. Как и все работы Джей Джей Абрамса.