Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

За пределами Тарсема Синха

Или как должна выглядеть Война Богов

Творческая манера Тарсема Синха сочетает в себе наивность, зрелищность и жестокость. Американский режиссёр, выходец из Индии, представляет свою третью работу в кино – «Война Богов: Бессмертные», где греческие Боги и Герои сплетутся в единой битве. «Фильм Про» изучает, по каким законам существуют визуальные фантазии Тарсема Синха, автора «Запределья» и «Клетки», вспоминает прошлое режиссёра, пришедшего в кино из мира музыкальных клипов и рекламных роликов, и раскрывает неизвестные подробности его будущего проекта.

За пределами Тарсема Синха

За пределами Тарсема Синха

Тарсем Синх - выходец из Индии. Вероятно, этим объясняется буйство красок, роскошь и эксцентричность костюмов и помпезные в своей красоте виды в его фильмах. Детство он провёл в Иране, учёба его проходила в Гималаях, а в 24 года он перебрался в США. Но индийские корни Тарсема прорастают во всех его фильмах. Важный штрих к его визуальному портрету: своим любимым фильмом Тарсем Синх называет «Цвет граната» Сергея Параджанова.

Клип Тарсема Синха на песню R.E.M - Loosing My Religion

Карьеру режиссёра Тарсем начал в 90-е годы в качестве клипмейкера. Ни одна из его работ не похожа на обычный видеоклип – визуальный стиль Синха настолько впечатляет, что можно просто поставить ролик на паузу и любоваться идеальным статичным изображением. Наиболее известная работа Тарсема как клипмейкера – видео на песню Losing My Religion группы R.E.M., которое выиграло в шести номинациях на церемонии вручения наград MTV Video Music Awards в 1991 году. Режиссёр признаётся, что на стилистику этого клипа, как и на всё его творчество в целом, во многом повлияли образы картин итальянского художника Микеланджело де Караваджо, классика барочной живописи, и фильмов Андрея Тарковского.

Критики говорили, что у Синха есть шанс стать заложником собственного стиля и не продвинуться дальше в творческом развитии. Но Тарсем оказался хитрее – он перешёл от создания музыкальных клипов к рекламе, на которой и сделал себе имя. На счету режиссёра - дюжина роликов для Coca-Cola, Pepsi, Nike и ещё огромного количества брендов.

Дебютом Синха в кино стала виртуальная «Клетка» - к тому времени режиссёру исполнилось почти 40 лет. В остросюжетном триллере Дженнифер Лопес погружается в подсознание убийцы по схеме «Аватара» - её тело неподвижно, а сама она одержима желанием спасти заблудшую душу падшего героя.

Режиссёр обсуждает с Дженнифер Лопес нюансы роли на съёмочной площадке «Клетки»


Мотив спасения для Тарсема очень силён – невинность пытается достучаться до искушённости, женщина-красавица полностью доверяет мужчине-чудовищу. Оно может уничтожить её, она, несмотря ни на что, видит его прекрасным. Здесь кроется эротизм творчества Тарсема, жертвенность и искренность его героинь.

Большинство визуальных приёмов, применённых им в своём первом фильме, он уже использовал ранее в рекламных роликах и видеоклипах, и это может спокойно сойти за его авторский почерк. Синх, всё-таки, дитя поколения MTV. Так же, как и Дэвид Финчер («Социальная сеть», который, кстати, помогал Тарсему монтировать дебютную картину, и Спайк Джонз («Адаптация»), он потратил большую часть своей карьеры на наложение художественных образов на музыку, а своей «Клеткой» попытался доказать, что способен на нечто большее.

На главную роль в картине «Константин: Повелитель тьмы», режиссёром которой должен был стать Тарсем Синх, студия хотела пригласить Николаса Кейджа. Синха это не устроило, и он покинул проект.


Ли Пэйс и Катинка Унтару попали в «Запределье»


Спустя семь лет, Синх продемонстрировал свою полную и абсолютную свободу в обращении с образами в картине «Запределье». Воображение молодого каскадёра, прикованного к больничной койке, бесконтрольно. Но ещё сильнее, оказывается, воображение маленькой девочки в исполнении Катинки Унтару, принимающей все истории её нового друга всерьёз. Главный герой хочет умереть, она хочет, чтобы он жил.

Выдуманные миры в фильмах Синха подчиняются законам, придуманным самими же героями, и они часто жестоки. Но путь воображения у него не бегство от себя, а самый настоящий путь к себе. И действительность, и её искажения по-своему иллюзорны, силой в них обладает только чувство. И это – единственный стержень, вокруг, ради и по вине которого закручивается фантазийная анархия Тарсема.

Фильм, дебютировавший на открытии кинофестиваля в Торонто в 2006 году, был показан на паре мировых киносмотров и даже удостоился награды на Берлинском кинофестивале, но пал жертвой прессы – журналисты разгромили фильм в пух и прах. И к несчастью для Тарсема, легенда американской кинокритики и его большой друг Роджер Эберт, чьё мнение очень ценится на Западе, был болен и не смог поддержать Синха. «Запределью» пришлось несладко – лента томилась на полке два года.

Отец Тарсема отказался от него, когда узнал, что сын подался в режиссуру. Старший Синх планировал, что его ребёнок поступит в Гарвард, а тот сбежал в Лос-Анжелес, снял учебную работу и получил стипендию в колледже искусств.


Тарсем Синх не обманул, на этом кадре из фильма, и правда, отчётливо видны берёзки


Только в мае 2008 года товарищи Синха, режиссёры Дэвид Финчер и Спайк Джонз, описывая фильм как то, «что произошло, если бы Андрей Тарковский снимал «Волшебника из страны Оз», смогли каким-то невероятным образом выпустить картину в США в ограниченный прокат.

Тарсем Синх парадоксален. Он утверждает, что не любит сказки, но сам, отдав «Войну Богов» в руки прокатчиков, сразу принялся работать над созданием «Белоснежки» (прокатным названием станет «Свет мой, зеркальце»), где роль мачехи играет Джулия Робертс. И опять все почему-то думают, что его новая работа будет более традиционной, а сам Тарсем, усмехаясь, заявляет: «Братья Гримм, наверное, в гробу перевернутся от нашего сценария…»

В этом году команда «Фильм Про» побывала на Комик-Коне в Сан-Диего, где волей случая мы познакомились с режиссёром, который представлял там «Войну Богов: Бессмертных». Разговорившись о России, он сразу же сказал про свою большую любовь к творчеству Андрея Тарковского. Слово за слово, и Тарсем уже показывает на мобильном телефоне нам фотографии со съёмочной площадки «Белоснежки»:

«Знаете, мой любимый фильм Тарковского – «Иваново детство». Поэтому я специально попросил привезти мне саженцев берёзы из России, чтобы мы могли их посадить на съёмочной площадке «Белоснежки». К сожалению, выяснилось, что транспортировка из Канады дешевле, поэтому мы воспользовались их предложением. Но отличий не найти! В общем, у нас будет сцена, где Белоснежка идёт по берёзовому лесу, на улице сильная метель. Почти как у Тарковского будет».

Синх по-новому взглянул на древнегреческую мифологию


«Война Богов: Бессмертные» - возможность для Тарсема закрепить за собой не только статус отпетого визуала, но ещё и успешного коммерческого режиссёра. Здесь он поступает точно так же, как и в предыдущих работах – предоставляет себе полную свободу. Боги, герои, греческие мифы – всего лишь повод, чтобы рассказать свою личную историю. Ждать от него историко-костюмного достоверного кино бессмысленно. «Если уж мы начали делать то, что хочется, то почему бы не довести дело до конца?» - после такого вопроса, заданного самому себе, можно смело перекраивать все мифы народов мира.

Изабель Лукас сыграла в «Бессмертных» богиню войны Афину


Надо ли говорить, что формат 3D в руках Тарсема обещает настоящий визуальный пир. Он и тут опять обращается к своему неисчерпаемому источнику вдохновения – художнику Караваджо, чья возрожденческая глубина картин не даёт ему покоя. А 3D для него - один из способов достижения этой глубины, техническое средство, призванное стать художественным.

Говоря о возможных разногласиях с продюсерами на фильме «Война Богов: Бессмертные», он произносит такую фразу: «Готов ли я позволить влить большое количество молока в мой кофе и по-прежнему считать, что это мой кофе?» Зная Синха, можно сказать, что он сам готов влить в свой кофе, что угодно, и даже позволить ему перестать быть кофе, и всё для того, чтобы заново почувствовать его вкус.
Война Богов: Бессмертные
Тарсем Синх

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100