Сегодня уже сложно представить, что и Нолан когда-то был начинающим режиссёром, снимавшим короткометражки из-за отсутствия денег и опыта. Влюбился в кино Нолан с самого детства, в семь лет он уже снимал на отцовскую камеру «Супер 8» фильмы с участием собственных игрушек. В колледже он начал снимать короткометражки и в 1997 году, уже в 27 лет, отметился фантасмагорической короткометражкой «Жук-скакун», герой которой упорно гонялся за насекомым, чтобы под конец понять, что жук - это его уменьшенная копия. Признание к Нолану не пришло: как он отмечал, в начале карьеры ему наотрез отказывали в финансировании, и своё дебютное «Преследование» Нолан снимал на личные средства. Может показаться сомнительной шуткой, что картина обошлась менее чем в $10 тыс., однако это факт - и съёмочная группа подходила к рабочему процессу невероятно рачительно: чтобы сберечь плёнку, старались всё снимать с первого дубля. Фестивальный успех «Преследования» обеспечил Нолану менее тяжкое будущее: уже спустя пару лет на начинающего постановщика обратил внимание Стивен Содерберг и пригласил его снимать «Бессонницу».

Короткометражка Кристофера Нолана «Жук-скакун» (1997)

Фильмографию Нолана удобно делить на две стадии. В первой - «Преследование», «Помни», «Бессонница»; камерные параноидальные триллеры, рассчитанные на относительно узкую аудиторию (их сегодняшняя известность во многом обусловлена последующими достижениями Нолана в Голливуде). Во второй - «Престиж», трилогия о Тёмном рыцаре, «Начало» и «Интерстеллар»; здесь уже не возникает сомнений, что проекты рассчитаны на широкие массы. Парадокс же в другом - никто не считает, что Нолан, перейдя в высшую голливудскую лигу, изменил своим принципам или просто-напросто продался. Он не изменил собственному стилю и с 1990-х годов до настоящего времени снимает фильмы, в которых безошибочно распознаётся влияние его любимых кинематографистов: Стэнли Кубрика, Ридли Скотта, Терри Гиллиама.

ОБЩИЕ СБОРЫ ФИЛЬМОВ КРИСТОФЕРА НОЛАНА ПРЕВЫСИЛИ $4 МЛРД.


Однако согласен ли с таким взглядом на свою карьеру сам Нолан? Оказывается, режиссёр придерживается другого мнения - для него переходный момент наступил гораздо раньше. В недавнем интервью он признался:

Самый значительный скачок в моей жизни - от съёмок «Преследования», которое я делал с друзьями в домашней одежде, пока моя мама готовила нам бутерброды, до съёмок «Помни», в которых была задействована сотня человек под моим руководством».

Другими словами, для Нолана важнее не переход от относительно камерных фильмов к блокбастерам, а от любительской работы к профессиональной. В этом Нолан, как ни странно, схож с такими режиссёрами, как Квентин Тарантино, Роберт Родригез, Питер Джексон. Для него увлечение жизни стало работой, и поэтому путь от детских короткометражек к «Интерстеллару» кажется столь гармоничным.

Трейлер первого фильма Нолана - «Преследование»