Рэйф Файнс и далёкое прошлое


Лицо Рэйфа Файнса мгновенно запоминается. Непонятно, к какому времени принадлежит этот человек. Его легко представить в другой эпохе и другом окружении. Человек с этой внешностью мог бы оказаться, например, священником – у Питера Гринуэя Файнс как раз играет такого в фильме «Дитя Макона». Священник, наделённый властью над плебсом и жаждущий ещё большей власти. Алчный, страстный, он набрасывается на девственницу, чтобы сразу после этого быть запоротым насмерть свирепым быком. Обнажённый, он падает в лужу собственной крови. Хитклифф в исполнении Файнса – самая интересная фигура «Грозового перевала» 1992 года. Его романтическая натура оборачивается неистовой злобой и извращённой мстительностью, которая не щадит даже ребёнка его возлюбленной. Рэйф Файнс принадлежит к старинному роду, он даже дальний родственник членам британской семьи, так что ему не должно составлять особенного труда проникнуть в глубь веков. Поэтому когда он играл в «Герцогине» с Кирой Найтли, его персонаж был для него кем-то вроде деда для любого из нас: достаточно близкий человек, чтобы представить его эмоции и мысли.

Из эксклюзивного интервью Рэйфа Файнса главному редактору «Фильм Про» Ивану Кудрявцеву:


Я очень люблю русскую литературу. Не потому, что она русская, а потому, что это великие писатели, которые глубоко размышляют над важнейшими темами. Столкновение разных правд и дилемм, хрупкость человеческого существа. Удивительно мудры Чехов, Тургенев, Толстой, Пушкин. Но то же самое делали большие французские или английские писатели, дело не в этом. Мне повезло, что мой жизненный путь привёл меня в Россию. Это было потрясающе. Я побывал в Ясной поляне и не только, мы ездили по усадьбам XIX века, чтобы проникнуться духом того времени.

Трейлер фильма «Дитя Макона»

Из эксклюзивного интервью Рэйфа Файнса главному редактору «Фильм Про» Ивану Кудрявцеву:


Меня потрясло, насколько живо мои русские друзья принимают те конфликты, которые описывают Тургенев или Чехов. Для них проблемы вымышленных героев – их собственные проблемы. Это, наверное, правильно. Лучшее, что может сделать литература, это когда Гамлет, Король Лир или Евгений Онегин оказываются воплощениями современных идей, проблем, эмоций, трагедий. Когда я впервые приехал в Россию, мы с друзьями поехали в Михайловское. И в поезде мы начали спорить с ними о том, почему Татьяна в финале отказывает Онегину. Меня это очень удивило. В Англии мы не говорим на такие темы. Возможно, на репетициях, с коллегами-актёрами или режиссёром, но не с друзьями. Серьёзные дискуссии о мотивах поступков Гамлета — редкое явление. Эта черта русского характера меня очень трогает.

В «Оскаре и Люсинде» он опять играет священника. Теперь его герой должен перевезти в Австралию стеклянную церковь – на спор. Азарт помогает молодому человеку в осуществлении безумной цели. Остальные роли Файнс, относящиеся к XIX веку, имеют ярко выраженный литературный оттенок. Две из них связаны с Диккенсом и две – с русской литературой. Диккенс – это, конечно, роль Мэгвича в «Больших надеждах», но, что гораздо важнее, роль самого Диккенса в режиссёрской постановке самого Файнса. Фильм «Невидимая женщина» он посвятил молодой актрисе, которую любил Диккенс, ради которой бросил вызов всему обществу, но так и не решился разрушить свой многолетний брак. Диккенс Файнса – жизнелюбивый и честолюбивый бонвиван, которому нравится кружить голову женщинам. При этом он абсолютный буржуа – и абсолютный гений, сочетание, которое Файнс доводит до крайности. В центре сюжета роман «Большие надежды», в котором главная героиня списана всё с той же актриса. С русской классикой ещё интереснее. Сестра Файнса Софи сняла фильм «Онегин», и Онегин у Файнса получился, пожалуй, самым впечатляющим в истории кино. Об этой роли он мечтал с 20 лет. Теперь можно увидеть его в роли Ракитина у Веры Глаголевой. Это два совершенно разных Файнса, но каждый раз его проникновение в суть нашей литературы потрясает своей неожиданной глубиной.

Из эксклюзивного интервью Рэйфа Файнса главному редактору «Фильм Про» Ивану Кудрявцеву:


Мне нравится пьеса, нравится Ракитин, потому что он очень замкнутый. И у него интенсивная внутренняя жизнь. Видно, как он подавляет свои эмоции, чтобы никак их не обнаружить. Интересно играть столкновение между тем, что он чувствует и чему они позволяет прорваться наружу.

Трейлер фильма «Две женщины»

Из эксклюзивного интервью Рэйфа Файнса главному редактору «Фильм Про» Ивану Кудрявцеву:


Нет ничего более разного, чем Восточная и Западная Европа. Не так давно мы с Уэсом Андерсоном делали фильм на границе между Польшей и Германией. Чтобы попасть в Польшу, надо было перейти реку вброд – и ты уже там, можно пообедать в Польше. 50 метров, и совсем другой мир. Мы видим, особенно сейчас, что эти близкие границы только усиливают на данной территории столкновения идентичностей. У нас в Англии это, правда, тоже есть: валийцы, шотландцы, ирланды, англичане. Мне интересно бывать в самых разных частях света. Я люблю путешествовать. В прошлом году я снимался на юге Италии, и это тоже особый мир. Мне повезло быть актёром, которого приглашают в другие страны: у меня есть возможность погрузиться в разные культуры. Мне для этого не нужно быть очень богатым. Ты путешествуешь, это заставляет тебя задавать себе какие-то новые вопросы. Например, я часто за границей спрашиваю себя, что такое быть англичанином.

Рэйф Файнс и катаклизмы ХХ века


ХХ век в творчестве Файнса – это век постоянных трагедий и непрекращающихся войн. Практически всего его картины об этом периоде тесно связаны с Первой или Второй мировой войнами, словно они преследуют его. При этом воплощать Файнс может людей с разных сторон. Известным на весь мир его сделала роль начальника краковского гетто, ослеплённого своей властью, упоённого насилием. Для «Списка Шиндлера» актёрские номинации обычно шли парно: за главную роль – Лиам Нисон, за роль второго плана – Файнс. Однако во «Вкусе солнечного света» Файнс оказывается по другую сторону колючей проволоки. В этом монументальном эпосе Иштвана Сабо Файнс играет сразу три роли, деда, отца и сына, евреев в Венгрии. Деду ломает судьбу Первая мировая, отца убивает Вторая мировая (сцена обливания холодной водой висящего на морозе человека – одна из самых жутких в фильмах Сабо), а сын смотрит на это убийство, становясь на всю жизнь душевным калекой. В «Английском пациенте» Файнс играет обожжённого британского пилота, у которого завязываются особенные отношения с ухаживающей за ним медсестрой – Вторая мировая. Безумно влюблённый мужчина в «Конце романа» - тоже Вторая мировая. В «Чтеце» Вторая мировая отзывается болезненным прошлым, не позволяющая быть счастливым в настоящем. В «Отеле «Гранд Будапешт» герой Файнса, управляющий отеля, пытается создать в отдельно взятой гостинице уголок, куда никакой войне нет доступа, но она настигает его и там. Бегство от войны составляет основу сюжета фильма. В том фильме Файнс предстаёт в роли человека, который всем способен услужить. В «Бернарде и Дорис» он дворецкий, и тоже идеальный слуга. Зато в «Белой графине» он уже американский дипломат, которого угораздило влюбиться в русскую графиню, да ещё и в Шанхае 30-х годов. Тоже не далеко от войны, согласитесь.

Из эксклюзивного интервью Рэйфа Файнса главному редактору «Фильм Про» Ивану Кудрявцеву:


Шекспир писал пьесы, чтобы их ставили. Это были великолепные рабочие сценарии. Они нужны актёрам. А детей мучают в школах этим чтением. Помню, как меня так истязали. Очень сложно объяснить подростку, которому интересны мотоциклы, девушки и сигареты, зачем ему нужно читать Шекспира. Шекспира нужно сыграть. А ещё лучше – если они сами его сыграют. Когда молодой человек участвует в пьесе, это развивает способность общаться, устанавливать контакт. Ты должен слышать, отвечать, воображать, делиться. Это упражнение в человечности. Хорошие актёры делятся историей с публикой. Не знаю, как сейчас в школе с постановками, но я всегда буду защищать идею их безусловной ценности. Особенно в эпоху, когда все уткнулись в экраны и перестали смотреть друг другу в глаза. Шекспир помогает в этом. Его язык настолько богат, он усиливает нашу связь с собственным языком. У него много слов, которые мы не используем, и инверсий, так что молодёжь не хочет иметь дело с такими текстами. Единственный ответ им: «А вы попробуйте заговорить этими словами! Начните с простых текстов вроде «Ромео и Джульетты». После школы я поступил в любительскую молодёжную труппу, и мы играли «Ромео и Джульетту». Труппу возглавлял отличный преподаватель, который умел найти язык с ребятами, которые приходили к нему после рабочего дня.

Трейлер фильма «Список Шиндлера»

Из эксклюзивного интервью Рэйфа Файнса главному редактору «Фильм Про» Ивану Кудрявцеву:


Театр должен быть настоящим ристалищем для актёра. Там нет дистанции между ним и публикой. Всё здесь и сейчас. Это диалог. Конечно, это возможно и в кино, есть потрясающие роли, сыгранные перед камерой. И часто даже за лучшие фильмы актёры практически ничего не получают. Эти фильмы всё сложнее снимать, особенно драмы. Например, «Две женщины» для продюсеров – настоящий вызов. Никто на таком не зарабатывает. Кроме того, есть некоторые фильмы, которые невозможно было бы представить в виде театральных постановок. Прежде всего, те, где самое главное происходит на крупных планах. Там надо играть каждым мускулом лица. Это практически невозможно в театре, разве что в очень маленьком зале. Там нужны другие профессиональные инструменты.

Рэйф Файнс и суровая современность


Фильмы о «нашем времени» у Файнса также полны драматизма. Муж, у которого убили беременную жену в Кении, - «Преданный садовник». Сумасшедший мэр в городе, на который надвигается трагедия, - «Чамскраббер». Военный, завязший в кровавых дрязгах диктатуры, - «Страна слепых». Гангстер, вынужденный покончить с собой из-за убийства лилипута, - «Залечь на дно в Брюгге». Честный военачальник, которого предали после победы свои же сограждане, - современная вариация на тему Шекспира «Кориолан», режиссёрская работа Файнса. М в «Бонде» - это роль, для которой тоже найдётся трагическая сторона. Маньяк-людоед в «Красном драконе» - и, конечно, безумный бормочущий сумасшедший в одном из лучших фильмов Кроненберга «Паук». Если бы не было романтической комедии «Госпожа горничная», можно было бы подумать, что взгляд Файнса на наше время мрачен во всех отношениях. Но достаточно посмотреть названный фильм, чтобы убедиться в обратном.

Из эксклюзивного интервью Рэйфа Файнса главному редактору «Фильм Про» Ивану Кудрявцеву:


В молодости проще, ты чувствуешь творческий голод, он тебе помогает. Чем ты становишься старше, тем сильнее страх, что адреналина не хватит. Главное, чтобы этот страх не разрастался. Чуть-чуть – это правильно. Странно ведь, что ты всегда такой расслабленный и свободный на репетиции, а потом камера включается, и происходит какая-то перемена. Иногда это даже хорошо, иногда ты что-то теряешь.

Трейлер фильма «Кориолан»

Рэйф Файнс и неприглядное будущее


Пока этот список ограничивается одним пунктом – боевиком в стиле «киберпанк» «Странные дни». Файнс играет здесь бывшего полицейского, придумавшего себе отличный бизнес. Он продаёт записанные впечатления живых людей: вставляешь диск – и переживаешь все ощущения, которые были за полчаса у человека, которому они достались. В этот момент ты видишь мир его глазами и воспринимаешь адреналин, который можно пережить лишь раз в жизни. Например, собственную смерть или убийство. Правда, «будущее» в фильме условно: действие происходит в 1999 году, на рубеже тысячелетий. Но таких игр с виртуальной реальностью до сих пор не появилось, так что – всё же будущее.

Трейлер фильма «Странные дни»

Из эксклюзивного интервью Рэйфа Файнса главному редактору «Фильм Про» Ивану Кудрявцеву:


Демократия — непростое дело. Мы постоянно должны спрашивать себя, в чём её истинная ценность. То, что мы видим сейчас в разных странах, — правительства делают вид, что они демократичны, но в этих странах режимы не демократичны по самой сути. Да и не только исполнительная власть — корпорации в смычке с государством, финансы, лоббисты — это огромный тёмный мир, дела в котором обстряпываются по-своему, вне зависимости от того, кто за кого проголосовал на выборах.

Рэйф Файнс и жестокое фэнтези


Сюда войдут роли в «Мстителях», провалившемся английском фильме, где Файнс играл кого-то вроде Джеймса Бонда, а также главные злодеи «Гарри Поттера» и «Битвы Титанов». Волан де Морт и Аид позволили Файнсу поиграть в сказку, но отнёсся к этим ролям он всё равно очень серьёзно. В результате они стали главными актёрскими достижениями этих блокбастеров, а Файнс вновь доказал, что глубина может быть в любой личности. Даже если её никогда не существовало и не могло существовать. Можно было бы написать ещё отдельную главу «Файнс в театре» и даже «Файнс в жизни», но это уже задача другой статьи, которая, конечно, тоже однажды появится на этом сайте.

Трейлер фильма «Битва титанов»