Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Рэйф Файнс: «За границей я часто спрашиваю себя, что такое быть англичанином»

Эксклюзивное интервью со знаменитым британцем

В прокат вышла драма Веры Глаголевой, основанная на пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Одну из главных ролей в картине - Михаила Ракитина, влюблённого в жену своего друга, сыграл Рэйф Файнс. В эксклюзивном интервью Ивану КУдрявцеву он рассказал о своих впечатлениях от съёмок, о своей любви к Шекспиру, работе в театре и будущих проектах, включая роль «М» в следующей серии о Джеймсе Бонде.

Рэйф Файнс: «За границей я часто спрашиваю себя, что такое быть англичанином»

Рэйф Файнс: «За границей я часто спрашиваю себя, что такое быть англичанином»

Иван Кудрявцев
Большинство россиян наверняка задаются вопросами: «Почему Россия?», «Почему Тургенев?», «Почему именно эта пьеса?»
Рэйф Файнс
Три года назад мы познакомились с Верой Глаголевой на фестивале «Зеркало». Она предложила мне сыграть Ракитина. Я был польщён, что русский режиссёр хочет дать мне такую роль. Мне нравится пьеса, нравится Ракитин, потому что он очень замкнутый. И у него интенсивная внутренняя жизнь. Видно, как он подавляет свои эмоции, чтобы никак их не обнаружить. Интересно играть столкновение между тем, что он чувствует и чему он позволяет прорваться наружу. Да, мне ещё понравился фильм Веры «Одна война», отличная картина. Там я смог оценить замечательную игру Александра Балуева, а потом он прекрасно сыграл в «Двух женщинах». В фильме у нас с ним очень сильная общая сцена. Не будет преувеличением, сказать, что я вообще согласился на роль, именно из-за этого диалога. Представьте, муж Натальи Петровны — Ислаев спрашивает у Ракитина: «Ты любишь мою жену?». Потрясающе он сыграл это. Удивительный актёр.Я вообще всё время был окружён прекрасными актёрами.


Иван Кудрявцев
Вы кого-то ещё из русской литературы хотите сыграть?
Рэйф Файнс
Мне часто задают этот вопрос. Нет, больше никого. Я очень люблю русскую литературу. Не потому, что она русская, а потому, что это великие писатели, которые глубоко размышляют над важнейшими темами. Столкновение разных правд и дилемм, хрупкость человеческого существа. Удивительно мудры Чехов, Тургенев, Толстой, Пушкин. Но то же самое делали большие французские или английские писатели, дело не в этом. Мне повезло, что мой жизненный путь привёл меня в Россию. Это было потрясающе. Я побывал в Ясной поляне и не только, мы ездили по усадьбам XIX века, чтобы проникнуться духом того времени.

Репортаж «Индустрии кино» со съёмок фильма «Две женщины»

Иван Кудрявцев
Вы для себя какие-то новые выводы о России, русской душе сделали во время этих путешествий?
Рэйф Файнс
Не хочу обобщать этот опыт. Я знакомился с личностями. Как я могу судить о русской душе? Меня встречали как иностранца - радушно, щедро, тепло. Пожалуй, если отвечать на ваш вопрос, то меня потрясло, насколько живо мои русские друзья принимают те конфликты, которые описывают Тургенев или Чехов. Для них проблемы вымышленных героев – их собственные проблемы. Это, наверное, правильно. Лучшее, что может сделать литература, это когда Гамлет, Король Лир или Евгений Онегин оказываются воплощениями современных идей, проблем, эмоций, трагедий. Когда я впервые приехал в Россию, мы с друзьями поехали в Михайловское. И в поезде мы начали спорить с ними о том, почему Татьяна в финале отказывает Онегину. Меня это очень удивило. В Англии мы не говорим на такие темы. Возможно, на репетициях, с коллегами-актёрами или режиссёром, но не с друзьями. Серьёзные дискуссии о мотивах поступков Гамлета — редкое явление. Эта черта русского характера меня очень трогает.

Иван Кудрявцев
Да, мы и подраться из-за таких споров иногда можем. Скажите, а о других актёрах из «Двух женщин» что вы думаете?

Рэйф Файнс
Анна Астраханцева исполнила роль Натальи Петровны. Она — фантастическая актриса. С ней я встречался на съёмках чаще всего. Анна способна передать мельчайшие эмоциональные переживания. Кстати, все актёры были очень великодушны по отношению ко мне. Я пытался говорить по-русски, делая огромные ошибки, коверкая произношение. Но они ни разу не показали, что их это коробит. Напротив, всегда старались помочь мне.

Иван Кудрявцев
Вы специально учили русский для этой роли?
Рэйф Файнс
Разумеется, мне нужно было хотя бы мои реплики произносить по-русски. К моему разочарованию, я так и не смог избавиться от акцента, поэтому в итоге меня дублировали. Мне это очень грустно сознавать, но в противном случае я своим акцентом всё бы испортил. Моих скромных познаний в русском тут было недостаточно. Зато я должен отметить, что тот, кто меня дублировал, проделал великолепную работу. Он точно попал в движения моих губ, которые пытались произносить русский текст, и зритель может не заметить разницу.

Трейлер фильма «Две женщины»

Иван Кудрявцев
Вы часто бываете в России? Может, с театральными гастролями ещё получится приехать?
Рэйф Файнс
Между прочим, меня уже пригласили несколько русских режиссёров, но у меня на ближайшее время есть театральные проекты в Лондоне, так что я просто физически не смогу в ближайшие годы. Но я приезжал на фестиваль «Зеркало», потом три месяца провёл на съёмках «Двух женщин», привозил сюда свои режиссёрские работы - «Кориолан» и «Невидимая женщина». Надеюсь, мне удастся принять участие в киноальманахе о Санкт-Петербурге, где я попробую снять одну из новелл об этом городе.

Иван Кудрявцев
Вы были у нас в студии, когда привозили «Кориолан», снятый в Белграде. Скажите, что такого особенного в славянской территории для вас?

Рэйф Файнс
Нет ничего более разного, чем Восточная и Западная Европа. Не так давно мы с Уэсом Андерсоном делали фильм на границе между Польшей и Германией. Чтобы попасть в Польшу, надо было перейти реку вброд – и ты уже там, можно пообедать в Польше. 50 метров, и совсем другой мир. Мы видим, особенно сейчас, что эти близкие границы только усиливают на данной территории столкновения идентичностей. У нас в Англии это, правда, тоже есть: валийцы, шотландцы, ирланды, англичане. Не знаю, мне просто интересно бывать в самых разных частях света. Моя жизнь привела меня сюда – и хорошо. Я люблю путешествовать. В прошлом году я снимался на юге Италии, и это тоже особый мир. Мне повезло быть актёром, которого приглашают в другие страны: у меня есть возможность погрузиться в разные культуры. Мне для этого не нужно быть очень богатым. Ты путешествуешь, это заставляет тебя задавать себе какие-то новые вопросы. Например, я часто за границей спрашиваю себя, что такое быть англичанином.

Рэйф Файнс в своём фильме «Кориолан» по пьесе Шекспира


Иван Кудрявцев
Я беседовал с Аль Пачино на прошлом Венецианском кинофестивале, и он жаловался, что сложнее всего в театре заставить людей оторваться от мобильных телефонов. Вы как боретесь с этой проблемой?

Рэйф Файнс
Это одна из неизбежных примет времени. Я к своему мобильнику очень привязан и ненавижу себя за это. В театре я по три раза проверяю, выключил ли я его, даже стараюсь сдать его в гардероб вместе с пальто. Однажды я на сцене не выдержал и прервал пьесу из-за того, что у кого-то в зале зазвонил телефон. У большинства актёров есть подобная история, когда ты срываешься и орёшь: «Давай, ответь на звонок!». Но вообще я стараюсь абстрагироваться от этого, хотя это сложно.

Иван Кудрявцев
Много времени уделяете театру?

Рэйф Файнс
Стараюсь, но не всегда получается. Последний раз я был на сцене в 2011 году. Потом я был слишком занят «Невидимой женщиной», на которую ушло больше года работы. «Две женщины», опять же. Но в ближайшее время я сыграю в постановке по пьесе Бернарда Шоу «Человек и сверхчеловек», она очень редко ставится. Потом будет постановка по Ибсену, а потом «Ричард III».

Иван Кудрявцев
Вы очень любите Шекспира, не так ли?

Рэйф Файнс
Да, можно так сказать. Есть несколько шекспировских образов, которые я бы очень хотел сыграть.

Иван Кудрявцев
По крайней мере, вы даже участвуете в благотворительной деятельности, помогая молодым студентам играть Шекспира.

Рэйф Файнс
«Шекспир для школ»? Да, я немного принимал в этом участие. Мне это кажется важным. Шекспир писал пьесы, чтобы их ставили. Это были великолепные рабочие сценарии. Они нужны актёрам. А детей мучают в школах этим чтением. Помню, как меня так истязали. Очень сложно объяснить подростку, которому интересны мотоциклы, девушки и сигареты, зачем ему нужно читать Шекспира. Шекспира нужно сыграть. А ещё лучше – если они сами его сыграют. Когда молодой человек участвует в пьесе, это развивает способность общаться, устанавливать контакт. Ты должен слышать, отвечать, воображать, делиться. Это упражнение в человечности. Хорошие актёры делятся историей с публикой. Не знаю, как сейчас в школе с постановками, но я всегда буду защищать идею их безусловной ценности. Особенно в эпоху, когда все уткнулись в экраны и перестали смотреть друг другу в глаза. Шекспир помогает в этом. Его язык настолько богат, он усиливает нашу связь с собственным языком. У него много слов, которые мы не используем, и инверсий, так что молодёжь не хочет иметь дело с такими текстами. Единственный ответ им: «А вы попробуйте заговорить этими словами! Начните с простых текстов вроде «Ромео и Джульетты». После школы я поступил в любительскую молодёжную труппу, и мы играли «Ромео и Джульетту». Труппу возглавлял отличный преподаватель, который умел найти язык с ребятами, которые приходили к нему после рабочего дня.

Кадр из фильма Файнса «Невидимая женщина», где он сыграл Чарльза Диккенса


Иван Кудрявцев
У нас часто шутят, что в кино зарабатывают деньги, а в театре играют по-настоящему. Что думаете об этом?
Рэйф Файнс
Театр должен быть настоящим ристалищем для актёра. Там нет дистанции между ним и публикой. Всё здесь и сейчас. Это диалог. Конечно, это возможно и в кино, есть потрясающие роли, сыгранные перед камерой. И часто даже за лучшие фильмы актёры практически ничего не получают. Эти фильмы всё сложнее снимать, особенно драмы. Например, «Две женщины» для продюсеров – настоящий вызов. Никто на таком не зарабатывает. Кроме того, есть некоторые фильмы, которые невозможно было бы представить в виде театральных постановок. Прежде всего, те, где самое главное происходит на крупных планах. Там надо играть каждым мускулом лица. Это практически невозможно в театре, разве что в очень маленьком зале. Там нужны другие профессиональные инструменты.

Иван Кудрявцев
Нервничаете перед съёмками? Я на телевидении уже 15 лет, но каждый раз нервничаю.
Рэйф Файнс
Да, всегда. По крайней мере, перед первой сценой. В молодости проще, ты чувствуешь творческий голод, он тебе помогает. Чем ты становишься старше, тем сильнее страх, что адреналина не хватит. Главное, чтобы этот страх не разрастался. Чуть-чуть – это правильно. Странно ведь, что ты всегда такой расслабленный и свободный на репетиции, а потом камера включается, и происходит какая-то перемена. Иногда это даже хорошо, иногда ты что-то теряешь.

Иван Кудрявцев
Какие проекты у вас намечаются на ближайшее время?
Рэйф Файнс
Гари Олдман позвал меня сыграть в фильме о фотографе Эдварде Майбридже, который Олдман сам же будет режиссировать. Майбридж – это тот самый фотограф, который первый научился фиксировать движение на камеру. Помните знаменитых бегущих лошадей и идущего человека? Это он сделал. Его изобретение предопределило появление кинематографа. Но это ещё и очень интересный человек, который уехал в США из Англии. Замечательная фигура.

Трейлер фильма Рэйфа Файнса «Невидимая женщина»

Иван Кудрявцев
Какие вызовы перед кинематографом вы сегодня видите? Мне, например, кажется, что фильмов стало слишком много, их никто не успевает смотреть.
Рэйф Файнс
Да, мы не можем посмотреть их все. С другой стороны, если у людей так много творческой энергии, что они всё-таки снимают эти фильмы, - я считаю, это хорошо. Просто чем больше фильмов, тем меньше шансов на успех. Потому что хороших фильмов всё равно мало. Зато чем больше фильмов, тем больше шансов появиться хорошему кино.

Иван Кудрявцев
Напоследок спрошу вас о роли «М» в «Бонде». Раньше «М» играла Джуди Денч. Какие личные черты вы планируете вложить в этого персонажа?
Рэйф Файнс
Мы сейчас как раз обсуждаем это с Сэмом Мендесом. Если хотите знать, у нас завтра репетиция. Но я не имею права говорить о своей работе, потому что она ещё не завершена. Джуди Денч играла великолепно, так что теперь мне придётся сильно поднапрячься. Но я думаю, что ключ к этой роли – отношения моего персонажа и Бонда. Они теперь другие. Я мужчина, я ближе к Дэниелу Крэйгу по возрасту. Значит, тут возможно некоторое естественное соперничество. Встаёт вопрос авторитета, вопрос доверия Бонду к этому новому «М». Особенно учитывая характер отношений с «М» Джуди Денч. Эти мысли помогают мне работать над моим героем. «М» – интеллигент, очень умный человек, очень твёрдый. Может, я слишком серьёзно всё это воспринимаю (смеётся). Помните, раньше «М» играл Бернард Ли, который просто появлялся в начале и в конце. Это с Джуди Денч «М» стал более сложной фигурой. А мне теперь нужно нащупать свой уровень сложности в этом персонаже.
Две женщины
Рэйф Файнс

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100