Фильм Владимира Котта, определённо, находится среди фаворитов выборжского конкурса. Если же он получит главный приз, то окажется, что братья-близнецы Котты в этом году победили на самых крупных кинофестивалях России. Шансы на это достаточно велики. По крайней мере, фильм «На дне» - самый яркий фильм в карьере режиссёра.

Фрагмент фильма «На дне»

Материал Горького проработан довольно точно, хотя и не обошлось без импровизаций. Актёр, в частности, вспоминает, как его поугбили сериалы; у Барона отца расстреляли после Великой Отечественной; Лука снимает жену Клеща на мобильный телефон. Само же действие происходит на огромной свалке, находящейся рядом с крупным городом. Герои работают здесь, чтобы получить хоть какие-то деньги, постоянно препираются друг с другом, пока словесные баталии не превращаются в реальные потасовки.

Большую часть фильма «На дне» ручная камера предлагает зрителю только крупные и средние планы. Но между сценами, в интермедиях, Владимир Котт добивается того, чтобы свалка превратилась в живописнейший, пусть и пугающий, пейзаж
Котт подобрал прекрасный актёрский ансамбль. Формально в его главе находится Михаил Ефремов как главное медийное лицо фильма. Ему отданы самые яркие импровизации в фильме, он обыгрывает текст Горького так, чтобы он зазвучал современной публицистикой. Ефремов настолько легко обходится с первоисточником, что вспоминается знаменитая постановка «Паяцев» в Большом театре, где Марио дель Монако пел свои партии по-итальянски, а советские артисты - по-русски. Остальные актёры, напротив, стараются отнестись к тексту Горького и традиции его произнесения максимально бережно. Александр Трофимов в роли Барона предельно аристократичен, Евгения Добровольская в роли Василисы - порочна и похотлива, Борис Каморзин (Костылёв) - нагл и задирист, Агния Кузнецова (Наташа) - вспыльчива и романтична. В центре этого ансамбля всё же неизменно оказывается Васька Пепел, которого играет замечательный артист Олег Васильков. Свои лучшие роли он сыграл в фильмах Мизгирёва (особенно в «Конвое»), но и в роли Васьки Пепла он абсолютно органичен и вписывается как в эпоху Горького, так и в нашу.

Наиболее неожиданным и провокационным решением было сделать Луку мальчишкой. Логика, видимо, такова: это представитель не просто нового поколения, но житель новой страны, ею рождённый и взращённый. Ему обитатели свалки поверят скорее, чем бомжеватому старику, от которого они сами мало чем отличались бы. Луку сыграл молодой, но очень востребованный актёр Семён Трескунов, и ему хватило таланта достойно вписаться в звёздный ансамбль Котта. Прочтение Коттом пьесы Горького - это ещё одна попытка разобраться в настоящем через прошлое. Но заканчивается она, как и пьеса Горького, невесело.