Время для проведения круглого стола «Копродукция: пути выхода на мировые рынки», по мнению его модератора продюсера и режиссёра Александра Атанесяна, выбрано очень правильно. Именно сейчас, когда политические отношения между Россией и Европой обострены, нужно попытаться наладить культурный обмен, который достигается, в том числе, совместным производством фильмов. А именно в Европе совместное производство как институт развито особенно сильно, поэтому логично было бы ожидать здесь появления новых связей с нашей страной.

В рамках фестиваля «Окно в Европу» был показан фильм «Приключения маленьких итальянцев в России» - первый опыт российско-итальянского сотрудничества в области детского кино
Очевидно, и здесь участники круглого стола полностью были согласны с Атанесяном, что у России и Европы много общего, а раз есть общее, значит, о нём можно говорить на языке кино так, чтобы было интересно всем. Общая для нескольких стран тема – уже отличный повод для копродукции. Страны объединяют усилия, потому что всех волнуют важные события современности и потому что вместе добиться экранного их воплощения легче. Команда, составленная из специалистов разных стран, работает более эффективно. Режиссёрам-авторам проще собрать деньги на своё творческое высказывание. Продюсерам потом проще найти рынки сбыта. Зрители всех участвующих в проекте стран могут быть уверены в том, что интересы их страны никак не нарушены. Словом, как ни поверни, копродукция – явление важное и очевидно полезное во всех отношениях.

Какие-то направления в сторону поддержки копродукции существуют. Россия, как известно, вступила в «Евримаж». Российские проекты, требующие копродукции, представляются на зарубежных кинорынках при поддержке правительственных ведомств, в прошлом году создан частный фонд Point of View, частично финансирующий отдельные проекты.

Но продюсеры отмечают, что есть ряд сложностей, которые мешают слишком сильно. Очень строги в России условия, на которых фильм может получить удостоверение «национального фильма»: оно помогает получить серьёзные льготы при производстве, и без него копроект стоит значительно дороже. Информация о законах, способствующих копродукции, распространена в России слабо, и в результате каждый продюсер, начиная впервые копроект, натыкается на одни и те же грабли. Директор Фонда кино Антон Малышев на прямой вопрос зарубежного продюсера открыто признал, что такого ведомства, где иностранец мог бы получить в Фонде кино ответы на возникающие у него в ходе работы вопросы, просто не существует. Это, как сказал режиссёр фильма «Виктор» Филиппе Мартинес, сильно осложняет работу, так как ты просто не понимаешь, на что можешь рассчитывать, работая в России. Более того, спрос на копроекты и в России, и за рубежом в итоге оказывается ниже, чем на обычные местные проекты, поэтому мотивация для участия в таких проектах снижается.

Трейлер фильма «Виктор»

Продюсер Сергей Сельянов поэтому заметил, что копродукция вообще имеет смысл там, где бизнес занимает последнее место, - в художественном кино, для которого в каждой стране денег всегда не хватает. Он также добавил, что очень важно налаживать сотрудничество с бывшими советскими республиками. Единая языковая среда, наличие специалистов и низкие по сравнению с Россией цены делают такое совместное производство оправданным, что не раз доказывали проекты компании «СТВ», созданные при участии прибалтийских государств, Белоруссии, Казахстана. Нужно только создать налаженную систему, при которой российской стороне будет проще работать.

Напоследок генеральный продюсер фестиваля «Окно в Европу» Геворг Нерсисян отметил, что тема копродукции теперь имеет на фестивале постоянное место жительства, и это будет выражаться не только в соответствующем конкурсе, но и в попытке в будущем создать при фестивале фонд копродукции и поддержке отдельных проектов.