Народный артист России. Педагог ВГИКа, профессор РАТИ. Один из создателей «Школы современной пьесы». Фильмография Альберта Филозова насчитывает десятки названий. При этом известен он относительно узкому кругу людей, которые хорошо знали его театральную деятельность и всегда отмечали его появления в фильмах. Дело в том, что сниматься Филозов предпочитал в ролях второго плана, где он чувствовал себя достаточно свободным для за короткое время создания ёмкого образа с помощью своего богатого арсенала выразительных средств.

Альберт Филозов родился в 1937 году в Свердловске. В начале 50-х ему, профессиональному токарю, повезло устроиться на учёбу в Школу-студию МХАТ, а после её окончания он поступил в Театр Станиславского, где ему, совсем молодому актёру, сразу доверили дублировать роли Евгения Леонова, артиста с большим опытом и труднейшими для исполнения образами. Сделав «перерыв» на службу в армии, Филозов вернулся в Станиславского и остался там до 1990 года. В конце 60-х он начинает сниматься в кино, и теперь о нём постепенно начала узнавать вся страна. В Филозове было что-то такое, из-за чего ему предлагали роли особого характера. Ясно, что протагонистов в советское время он на экране воплощать не мог. Слишком свободное и умное лицо, слишком отчётливо держит дистанцию, слишком много тайны в лице. В театре это можно было смягчить пластикой, театр не даёт крупного плана. В кино личность спрятать в кадре гораздо сложнее.

Альберт Филозов в фильме «Расмус-бродяга»


Поэтому Филозову предпочитали давать роли иностранных граждан, которым все эти качества можно простить. Знаковая роль - Оскар Перекати-Поле в постановке по Астрид Линдгрен «Расмус-бродяга». Оскар ведёт жизнь, которую совершенно невозможно было бы вообразить в стране, где была статья за тунеядство. Он – свободный странник, бард, интеллигентный хиппи, общение с которым даёт Расмусу куда больше, чем все школы родной Швеции и уж тем более – приют, откуда он сбежал. Или взять другую его замечательную роль – глава семейства Бэнксов в «Мэри Поппинс, до свидания!». Настоящий англичанин в кадре, чопорный, умный, трезвый, но и, если приглядеться, готовый впустить в свою жизнь и такое чудо, как волшебную няню. Отстранённый, строгий, корректный. Мистер Бэнкс появляется в кадре не так часто, но зритель сразу усваивает, и что за семья у Бэнкса, и какой человек сам Бэнкс, и сколько всего осталось за кадром повествования, между тем как об этом можно было бы говорить долго.

Альберт Филозов в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»


С другой стороны, в это же время Филозов сыграл рефлексирующего аптекаря Панина, лучшего друга Циолковского в фильме «Взлёт». Мечтатель, который променял размышления о природе атома на стабильную мещанскую жизнь и призывает к этому «наивного» Циолковского. Филозов добился того, чтобы каждая несбывшаяся мечта отражалась в лице Панина. Чтобы его было жалко, хотя сам Панин считает, что он живёт правильно, а Циолковский просто издевается над собой и своей семьёй – последнее не лишено справедливости, отчего образ Панина становится ещё интереснее.

Немецкий террорист в «Тегеране-43», вожак анархистов в «Ленине в Париже», король Артур в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» - везде Филозов был несколько аутсайдером, при этом идеально вписываясь в контекст произведения, создавая дополнительные смыслы. В 1989 году он вместе с Иосифом Райхельгаузом и Любовью Полищук основывает театр «Школа современной пьесы», где и играл до конца своих дней, занимается преподаванием. Вообще, хотя Филозов снимался очень много (более 100 ролей в кино), главные свои силы он всегда отдавал театру. На спектакли с его участием люди специально ходили, чтобы посмотреть на игру одного из лучших актёров своего поколения. В 2007 году Филозов поставил свой первый и единственный спектакль – «2×2=5» по пьесе молодого драматурга Ксении Степанычевой.

Альберт Филозов в фильме «Безъ вины виноватые»

В последние годы жизни Филозов изо всех сил боролся с раком, но никогда не отменял спектаклей и не переставал играть в кино и сериалах. Последняя его роль на экране – в комедии «Ёлки 1914». У него там не так много реплик. Но когда его герой наклоняется к персонажу Ивана Урганта и тихо произносит: «Это родовое гнездо наши деды по прутику свили, понимаете?» - в сцене сразу возникает напряжённая чеховская атмосфера, которую Филозов не раз создавал на театральных подмостках. Это – мастерство высочайшего уровня. Таким Альберт Филозов запомнится тем, кто его знал, и тем, кто открыл для себя этого артиста слишком поздно, когда его не стало.