«НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА»



В истории кино, вероятно, с 1922 года не появилось более значительного вампирского фильма. Немой шедевр Фридриха Мурнау - оригинальная вариация на тему «Дракулы» Брэма Стокера (картина бы так и называлась, но авторы не смогли получить авторских прав). «Носферату» важен не только как памятник немецкого экспрессионизма 1920-х - важнее то, что он снят задолго до того, как вампир в массовой культуре превратился в объект шуток и героя мелодрам. Как писал о картине знаменитый критик Роджер Эберт, фильм снят так, будто бы автор действительно верил в вампиров, и поэтому передаёт ужас невиданными средствами.

Кадр из фильма «Носферату, Симфония ужаса»



«ИНТЕРВЬЮ С ВАМПИРОМ»


В знаменитой драме Нила Джордана с Томом Крузом и Брэдом Питтом нет романтизации вампирского образа. Быть вампиром - ужасный удел, и не понимать этого может только человек, что фильм и демонстрирует. «Интервью с вампиром» удалось показать, почему вампирами, если бы они были реальны, не стоило бы восхищаться: они могут хоть каждую ночь удовлетворять свою страсть к крови, но проблема в том, что достаточно остановиться - и ты умрёшь. Фильм Джордана собрал $220 млн при бюджете в $60 млн и претендовал на «Оскар» за лучшие декорации и лучший саундтрек.

Трейлер «Интервью с вампиром»

«ДРАКУЛА»


Фильм Френсиса Форда Копполы - редкий пример вампирского фильма, в котором есть и кассовый потенциал, и неоспоримые эстетические достоинства. С одной стороны, экранизация «Дракулы» Брэма Стокера вышла у Копполы очень уважительной и близкой к первоисточнику. С другой стороны, это визуальное пиршество, где всё по-старомодному чрезмерно. «Дракула» вышел на экраны в 1992 году, и уже в то время снимать про вампиров торжественные драмы казалось спорным решением. Картина получила «Оскары» за лучшие костюмы, лучший грим и лучший монтаж звука.

Трейлер «Дракулы»

«ГОЛОД»


Фильм ужасов с Катрин Денёв и Дэвидом Боуи стал режиссёрским дебютом Тони Скотта - и по картине никак не скажешь, что вскоре Скотт станет одним из главных коммерческих ремесленников Голливуда. «Голод» получился эстетическим экспериментом, где визуальная составляющая важнее сюжета. Лаконичные разговоры, никакой самоиронии, действие разворачивается в прокуренных комнатах. Кто любит Тони Скотта за его другие экспериментальные картины («Домино» и «Гнев»), обязательно оценит и «Голод».

Трейлер «Голода»

«БЛЭЙД»


Трилогия «Блэйд» с Уэсли Снайпсом остаётся одним из редких примеров успешного экшна про вампиров. Здесь кровопийцы - злодеи, которые, считая человечество сбродом, пытаются его покорить, между тем как Блэйд занимается их истреблением. В «Блэйде» уже нет прежних признаков направления: меланхоличности и готической изысканности. Он скорее выглядит предшественником «Матрицы»: узнаваема атмосфера и постановка боевых сцен, попирающая законы гравитации.

Трейлер «Блэйда»

«РЕАЛЬНЫЕ УПЫРИ»


У новозеландской комедии «Реальные упыри» не было большого бюджета, звёзд и рекламной кампании - фильм прославился исключительно за счёт собственных достоинств. Эту пародию на мокьюментари, то есть псевдодокументальное кино, сравнивают с ранним Вуди Алленом, ранним Питером Джексоном, «Семейкой Аддамс». В фильме вампиры показаны с бытовой точки зрения - по мнению постановщиков, загадочные они только на первый взгляд, а на самом деле такие же суетливые, как люди.

Трейлер «Реальных упырей»

«ДРУГОЙ МИР»


«Другой мир», аналогично «Блэйду», - пример коммерчески успешной эксплуатации вампиров. Кровопийцы, правда, только одна из сторон многовекового конфликта - другую представляют оборотни. Люди во вселенной киносерии до поры до времени не знают о существовании вампиров, да и те ими особо не интересуются. Помимо прочего, «Другой мир» стал одной из первых франшиз 2000-х, где главная роль досталась женщине: в трёх частях - Кейт Бекинсейл, в приквеле «Восстание ликанов» - Роне Митре.

Трейлер четвёртого - последнего на сегодня - «Другого мира»

«ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА»


В одном из самых знаменитых фильмов с участием вампиров они оказались на втором плане, точнее - стали пушечным мясом. Роберт Родригез, одним махом превративший бар в вампирское логово, показал, в первую очередь, своё умение жонглировать жанрами. Режиссёру было не так важно, каковы вампиры в глубине души и что их терзает, - важнее то, что с людьми у них нет ничего общего, даже если сначала они притворяются, что это не так. Сцена перевоплощения танцовщицы в исполнении Сальмы Хайек в безобразного монстра - самое памятное тому свидетельство.

Трейлер «От заката до рассвета»

«ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО ЛЮБОВНИКИ»


Обратившись к вампирской тематике, Джим Джармуш, как он всегда умел, сделал неожиданное, не оглядывающееся на тренды кино. В его фильме нет типичных современных атрибутов направления - никакого экшна, прямолинейного желания напугать или обворожительных юных красавцев в главных ролях. Нет в картине и стремительного развития событий - наоборот, «Выживут только любовники» зрелище медитативное. Психоделический рок за кадром, обнимающиеся на диване герои, неторопливые разговоры. Бессмертие вампиров здесь оценивается с неожиданной стороны - если для большинства режиссёров это кажется ужасной участью, то для Джармуша это доказательство того, что любовь вечна.

Трейлер фильма «Выживут только любовники»