Ранние подлодки 1860-х могли лишь минировать вражеские корабли, подбираясь им под днище. Их команда состояла из командира и семи матросов, крутивших педали. Первая субмарина выполнила боевую задачу и сама погибла во взрыве...
Потом появились дизеля, торпеды и идея подводного террора, претворённая в жизнь на двух Мировых войнах. Нечеловеческая экономия на людях ради дальности и автономности. Особенно у немцев, сделавших ставку на подлодки вообще и тактику «волчих стай» Карла Дёница: сумбарин требовалось много, дешёвых и эффективных. Служба состояла из тягот и лишений «чуть менее, чем полностью»: не было кубриков и коек, возможности помыться и побриться, нормального освещения. Были чужие мины, торпеды и бомбы
Сейчас огромные стратегические подводные крейсеры способны стирать с лица земли города из другого полушария. Они в эксплуатации не проще космических аппаратов, но аварии стали потенциально опаснее и тяжелее по последствиям. Их обслуживают до полутора сотен человек, могут не всплывать по полгода, а о дальности и вопрос не стоит.

ПОДВОДНЫЙ СЛОВАРЬ:

  • Дальность плавания — сколько км судно может преодолеть без дозаправки ГСМ в том или ином режиме хода. Для атомных кораблей дальность считается неограниченной.
  • Автономность плавания — сколько суток корабль может провести в море без пополнения запасов расходных материалов, пресной воды, провизии, а для подлодок ещё воздуха./LI]
  • ДПЛ — (также ДЭПЛ) дизель-электрическая подлодка с дизельными двигателями для надводного хода и электромоторами для передвижения под водой./LI]
  • АПЛ — подводная лодка с атомной силовой установкой. АПЛ не требуется дозаправлять, она может добраться фактически до любой точки Мирового океана. АПЛ первого поколения были торпедными, у второго появились системы запуска баллистических ракет. Третье поколение значительно больше и совершеннее.
  • ПЛАРБ — подводная лодка атомная с ракетами баллистическими. Другое название — РПКСН, ракетный подводный крейсер стратегического назначения. В американской классификации — SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear).

Словом, менялись габариты, конструкции, тактика и функции. Главное в подводных лодках за полтора века осталось прежним.

Во-первых, это всё те же невидимые и неслышные ангелы смерти, подобно Немезиде изливающие своё неистовство внезапно и неотвратимо, чтобы враг не успел даже понять, что его убило.
Во-вторых, это почти всё те жетесные душные стальные гробы с повышенным радиационным фоном и каютами размером со шкаф. Минные заграждения, авиабомбы, торпеды противолодочных кораблей - как будто мало, что эта штука может самопроизвольно загореться или взорваться, когда море заканчивается самое близкое - через полкилометра вертикально вверх. Которые можно и не преодолеть.

Обе эти особенности подводного флота и службы на нем привлекали внимание кинематографистов почти с самого появления субмарин, тем более, что современные подлодки кинематографу практически родственники. Ко дню моряка-подводника Фильм Про вспоминает самые яркие картины из субмаринной жизни.


К-19. THE WIDOWMAKER


«К-19», исключительный фильм с Харрисоном Фордом, Лиамом Нисоном и Питером Скарсгардом  — пожалуй, самый красочный боевик о субмаринах, и к тому же — обладатель достижения «снять русских без клюквы».


Так выглядела К-19 на экране

Более того, это первый фильм Кэтрин Бигелоу про военных, основанный на реальных событиях, как последовавшие «Повелитель бури» и «Цель номер один». Впрочем, картина про аварию на советской АПЛ, которая едва не привела к экологической катастрофе, нарочитым реализмом не блещет — консультировавшие Бигелоу свидетели драматических событий 1961 года едва не подали на режиссёра в суд за искажение фактов. Впрочем, дело обошлось, протесты были услышаны. А фильм решительно хорош. Он о самом духе военного человека, о том, как он ведёт себя во внештатной и опасной для жизни ситуации.


КОМАНДИР СЧАСТЛИВОЙ «ЩУКИ»


Классическая советская картина о Великой отечественной войне, «Командир счастливой „Щуки“» — история блистательных побед и нечеловеческой жертвенности. Потрясающий актёрский дуэт Петра Вельяминова и Донатаса Баниониса заставляет забыть о неточностях, допущенных при создании этого фильма.

Впрочем, они тем более простительны,что экранная Щ-721 была собирательным образом всех боевых «Щук» Севера. А на Северном флоте в войну происходило немало такого, что, как минимум, заслуживало экранизации. Например, в 1942 году настоящая Щ-421 подорвалась на мине у вражеского берега, потеряла ход и способность погружаться. Подводники сделали парус из брезентовых чехлов, натянули на перископ, как на мачту и почти сутки шли к своим в надводном положении.


БЕЗДНА


Американский атомоход внезапно терпит крушение. Чтобы выяснить причины катастрофы, в район бедствия посылают бригаду морского спецназа и учёных. Они готовы встретить следы атаки советской подлодки — но вместо этого обнаруживают на глубине нечто, быстро и ловко двигающееся — и, скорее всего, виновное в гибели атомохода. По ксеноморфу решено вдарить ядерным оружием...

Фантастический фильм о контакте с пришельцами, «Бездна» стала для Джеймса Кэмерона первой картиной, где его страсть к кино пересеклась со страстью к подводным погружениям. Он построил гигантскую подводную площадку с резервуаром глубиной 13 метров, заставил всех актёров пройти курс дайвинга и целые дни проводил в воде.

Трейлер фильма «Вызов бездне»: к чему привело увлечение Джеймса Кэмерона подводными погружениями

Съёмочная группа — вместе с ним, для актёров даже придумали специальные маски с микрофонами, чтобы записывать их подводную речь. Из-за глубины приходилось проходить декомпрессию перед каждым всплытием — во избежание кессонной болезни. Словом, Кэмерон был в полном восторге. Вскоре он познакомится с профессором Анатолием Сагалевичем, и тот будет брать его с собой на погружения... Кэмерон увидит остатки Титаника и в 1997 году снимет свой великий фильм — который, в известном смысле, тоже о подводниках.


НА БЕРЕГУ


«На берегу», экранизацию одноимённого апокалиптического романа Невила Шюта можно считать скорее фильмом о подводниках, а не о подводных лодках.

Действие разворачивается в Австралии вскоре после того, как сверхдержавы Северного полушария благополучно высыпали друг на друга свои ядерные арсеналы.

Постер фильма «На берегу»




Всё, что осталось от человечества — население материка антиподов, да экипаж американской подлодки в сиднейском порту. Герои в исполнении Грегори Пека и Авы Гарднер пытаются прожить, зная, что в ближайшие месяцы радиоактивное облако доберётся и до Австралии...


Картина Стенли Крамера 1959 года года потрясла синефилов: как отмечали впоследствии советские фантасты братья Стругацкие, фильм этот произвел на весь мир такое страшное и мощное впечатление, «что в ООН было даже принято решение: показать его в так называемый День Мира во всех странах одновременно».

«На берегу» считается одним из основоположников постъядерного жанра в литературе и кино, а в 2000 году австралийцы сняли новую версию романа — двухсерийный телефильм «На последнем берегу». Капитана-американца сыграл в этот раз Арманд Ассанте.


72 МЕТРА


Хотя рассказ Александра Покровского, взятый автором сценария Валерием Золотухой за основу сюжета «72 метров», был написан гораздо раньше гибели подлодки «Курск», фильм вышел через четыре года после тех трагических событий и без аллюзий было не обойтись. Этим фильмом Владимир Хотиненко «сделал Спилберга».

Не только потому что он создал одну из самых пронзительных русских картин в жанре патетического патриотизма. Так же, как Спилберг для взвода своего капитана Миллера, российский режиссёр собрал в экипаже экранной подлодки поразительный актёрский ансамбль. Яркие персонажи Сергея Маковецкого, Марата Башарова, Сергея Гармаша, Владислава Галкина, Андрея Краско и других работают так слажено, и с таким КПД, словно это действительно, команда атомохода.



ПОДВОДНЫЙ ПЛЕЙЛИСТ: МУЗЫКА ВОЛН


  • «Усталая подлодка»
    Музыка А.Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова

    Неофициальный гимн российского подводного флота — примерно как «Расплескалась синева» для ВДВ. Во второй половине 1960-х Пахмутова организовала поездку к морякам Краснознамённого Северного флота. Импровизированные концерты возникали в матросских кубриках на подводных лодках. «Мы уходили на подводных лодках на глубину многих десятков метров, — вспоминает Александра Николаевна, — мне рассказывали об удивительно сложных современных приборах. Но меня потрясли не эти приборы (я всё равно многого не понимала), — меня потрясли люди, которые управляют этими приборами, молодые ребята, 18-23 лет». Под впечатлением от поездки Пахмутова напишет несколько песен, в том числе — про «Усталую подлодку».


  • Yellow Submarine
    The Beatles

    Несмотря на распространённый миф, песня с альбома «Revolver» (1966) написана вовсе не про наркотики, а, натурально, про ЖПЛ. Пол Маккартни решил написать сюрную детскую песню, причём изначально в ней должны были фигурировать субмарины других цветов. Вокальную партию решено было доверить самому чадолюбивому участнику группы - Ринго Старру. Впоследствии, во время работы над альбомом «Magical Mystery Tour» ей написали пару — «All Together Now». Она тоже сюрная, в ней тоже поётся о море, есть припев для исполнения хором, к тому же она похожа на матросскую плясовую. На альбом песня не вошла, зато она звучит в мультфильме «Жёлтая подводная лодка».


  • «Там, за туманами»
    «Любэ»

    Трек открывал альбом «Песни о людях», вышедший в 1997 году. Хотя мрачноватая минорная песня посвящена опасности службы моряков вообще, после 2000 года она стала прочно ассоциироваться, прежде всего, с аварией «Курска», а затем и с фильмом «72 метра».


  • «Давным-давно была война»
    Музыка А. Зацепина, слова: Л. Дербенёва

    Песня из фильма «Командир счастливой „Щуки“»


  • «Субмарина»
    «Разные люди»


    Гибель АПЛ «Курск» шокировала российское общество, и музыканты не могли не отреагировать на эту трагедию. Аварии российской подлодки посвящены «Письмо» Александра Розенбаума, «Капитан Колесников» Юрия Шевчука, «Гибель Курска» Гарика Сукачёва. Шотландские построкеры Mogwai посвятили российским морякам трек «Travel Is Dangerous», а их американские соратники по стилю Explosions In The Sky - композицию «Six Days at the Bottom of the Ocean». «Субмарина» («Над нами ласковое море») «Разных людей» - главное посвящение погибшим морякам, песнястала в России народной благодаря надрывной лирике и общему звучанию, напоминающему песни Владимира Высоцкого.


  • «Подводная лодка»
    Владимир Высоцкий

  • Собственно, Владимир Семенович и положил начало традиции песни о моряках-подводниках, которые не могут всплыть. Фактически, после него о субмаринах почти всегда пели с надрывом. Эту песню Высоцкий пел по-русски, по-французски, и хотел бы записать еще и английскую версию. Не вышло.


  • «Путь далёкий до Типперэри»

    Этот британский военный марш был написан за пару лет до Первой мировой. С началом войны в 1914 году он был переведён на русский и издан в Российской империи для поддержки союзников. Спустя ровно тридцать лет при схожих обстоятельствах произошло и второе российское издание. А ещё через год - третье: в победном 1945 он был записан Краснознамённым ансамблем красноармейской песни и пляски СССР. В немецком фильме «Das Boot», утверждается, что у немецких подводников был в чести британский марш, более того, они слушают русскоязычную версию в исполнении КАППСА — явный анахронизм. Позже в советском фильме о подводниках «Секретный фарватер» марш звучит в сцене освобождения британских военнопленных.


  • «Семь лет в стальном гробу»
    В. Пелевин

    В рассказе «Миттельшпиль» Виктора Пелевина офицеры-подводники напевают эту строчку из несуществующей песни. Писатель-помстмодернист с присущим ему изяществом придумал песню вполне в стиле мрачноватого фольклора военнослужащих. Песня с таким припевом, наверное, могла бы существовать



ОПЕРАЦИЯ «НИЖНЯЯ ЮБКА»


«Операция «Нижняя юбка» — уморительная военно-авантюрная комедия про то, как в условиях войны капитан субмарины (Кэри Грант) был вынужден справляться с пронырой-лейтенантом (Тони Кёртис), ворюгой и бабником.

В анамнезе: флотский бардак во всей красе и на разных уровнях, перекраска подводной лодки в розовый цвет, разворовывание государственной собственности, пять женщин, внезапно появившиеся на борту и замечательная игра главных звёзд (Грант даже был номинирован на «Оскар» за эту роль).Юмор ситуации был в том, что шестнадцатью годами раньше, в 1943 году Кэри Грант сыграл капитана сумбарины в фильме «Пункт назначения - Токио».


ПОДВОДНАЯ ЛОДКА


Синоним словосочетания «Кино про подлодки», бесчеловечный по хронометражу эпос о подводниках Кригсмарине во время боевого похода. Духота, теснота, мазут, щетина, британские бомбы и американские противолодочные корабли — все прелести жизни в стальном гробу немецкой подлодки серии U были выписаны с чисто немецкой тщательностью.

На подготовку ушло 5 лет, а команду консультировал капитан настоящей U-96, Генрих Леманн-Вилленброк. Вольфгангу Петерсену удалось воссоздать ад немецкой дизельной подлодки на задании так же успешно, как Альфонсо Куарону — максимально похоже изобразить безразличие космического вакуума. После этой картины, которую у нас все знают под именем Das Boot, фильмы про субмарины стали снимать совершенно иначе.


ЖЁЛТАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА


Голубые злюки, ненавидящие музыку и веселье, нападают на Пепперлэнд и замораживают его сердце — Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера. Моряк по прозвищу Юный Фред сбегает на Жёлтой субмарине и отправляется в Ливерпуль за группой The Beatles - только её участники могут помочь. Им предстоит полное странных приключений путешествие через психоделические пространства, диверсия оккупационного режима Голубых злюк и их перевоспитание при помощи рок-музыки.

Таков сюжет мультфильма «Жёлтая подводная лодка», но любим мы его не за это, и даже не за битловские песни или беззлобный юмор, основанный на игре слов. Сумасшедшая по замыслу и изощрённая по технике психоделическая анимация Джорджа Даннинга сделала переворот в отрасли, сопоставимый с тем, что сделали The Beatles в популярной музыке. Сам мультфильм стал одним из главных анимационных фильмов ХХ века и бессмертной детской классикой.

Трейлер «Жёлтой подводной лодки» на английском языке


20 000 ЛЬЁ ПОД ВОДОЙ


Это первый фильм о подводниках, даром что о вымышленных. Экранизация романа Жюля Верна о приключениях капитана Немо на субмарине «Наутилус» была одной из первых успешных попыток снимать под водой для художественной картины — учитывая, что акваланг изобретут еще через тридцать лет, а подводные погружаемые аппараты были только у военных, которые на них во время съёмок активно воевали, «20 000 льё под водой» была новаторской картиной.

Бюджет фильма составил баснословные по тем временам 200 тысяч долларов — сумма, эквивалентная 30 миллионам в нынешнем выражении. На кино столько тратить в те времена было безумием, однако безумцы обеспечили прогресс киноиндустрии. С известным допущением, без этого, всеми давно забытого фильма, не было бы ни Кубрика, ни Кэмерона, ни Лукаса, ни Джексона.


БАГРОВЫЙ ПРИЛИВ


«Багровый прилив» — знаменитый фильм Тони Скотта по дикому фантасмагорическому сценарию: в России власть захватила банда террористов, которые, получив контроль над ядерным оружием, решают его применить в отношении Японии и США. В это время в Тихом океане несёт службу американский стратегический подводный крейсер «Алабама». На фоне нездоровой международной обстановки он выходит на позицию пуска и получает приказ его осуществить. После этого радиосвязь обрывается, на «Алабама» разыгрывается драма: старпом хочет хочет жахнуть превентивно, а капитан это решение не поддерживает.

Параллельно им на хвост садится российская АПЛ «Акула». Уничтожив её и скрутив ястреба-старпома, капитан избавляет мир от будущего, описанного в фильме «На берегу».То, что к этой истории приложил руку Квентин Тарантино, факт малоизвестный, но, если вдуматься, ничего удивительного в нём нет. Ещё более логичным кажется то, что похожий сюжет с российскими террористами и ядерной угрозой впоследствии использовали в игре Call of Duty: Modern Warfare, предназначенной, главным образом, для подростков.