БЭЙ ДО «ТРАНСФОРМЕРОВ»


Творчество Майкла Бэя можно условно разделить на «до» и «после» «Трансформеров» - не то чтобы в его стиле случился перелом, просто одновременно с «Трансформерами» снимать другие блокбастеры Бэй не поспевает. До первого столкновения Автоботов с Десептиконами, за 12 лет карьеры, он снял шесть фильмов. Пять стали блокбастерами, а шестой - «Остров», - хоть и не стал, но всё равно окупился. На первый взгляд, фильмография режиссёра кажется монолитом: во всех фильмах что-то взрывается, а персонажи без устали куда-то несутся. Если приглядеться, становится, однако, очевидно, что при всей неизменности подхода Бэй постоянно выступал в новом жанре. «Плохие парни» - полицейский бадди-муви. «Скала» - приключенческий боевик. «Армагеддон» - фильм-катастрофа. «Перл Харбор» - военный фильм. «Остров» - антиутопия. Некорректно объединять их на том основании, что все они полны боевых сцен и погонь, - просто это позволяет этим очень разным фильмам добиваться одинакового успеха в прокате.

Трейлер фильма «Перл Харбор»

БЭЙ И «АНГЕЛЫ»


Многие американские режиссёры начинают карьеру с музыкальных клипов и рекламных видео - Майкл Бэй не исключение. Однако, преуспев в режиссуре, они часто бросают дело молодости, и полностью отдаются новой профессии, но Бэй нашёл время сформировать тандем с Victoria's Secret прямо посреди съёмок главных блокбастеров своей карьеры - «Трансформеров».

Реклама Victoria's Secret от Майкла Бэя

Некоторые внимательные зрители разглядели в «Трансформерах» скрытый патологический эротизм: иначе не объяснить взаимодействие инопланетной машинерии и неизменных героинь в мини-юбках. Если это и правда, то в роликах Victoria's Secret Бэй нашёл отдушину: реклама женского белья в его исполнении умудряется стать эпичной, при том что в ней нет ничего лишнего или тем более «скрытого».

Ещё одна реклама Victoria's Secret от режиссёра «Трансформеров»

«ТРАНСФОРМЕРЫ»: ЖУТКО ГРОМКО И ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО


Разговор о «Трансформерах» напоминает обсуждение металлургического комбината: первым делом фанаты и противники с восхищением (или пренебрежением) отмечают, как в них всё скрипит, грохочет и бряцает. Что речь идёт о кино, постороннему не догадаться. Впрочем, «посторонних» становится всё меньше: четвёртая часть киносерии стала самым кассовым фильмом 2014 года. При этом, что интересно, её ругали с особым пристрастием, констатируя окончательную замену чувств шестерёнками. Пятая часть, думается, «Эпохе истребления» не уступит. Миллиарды в прокате и презрительные замечания о глупости происходящего за восемь лет существования киносерии, кажется, достигли абсолютного равновесия. Все уже знают, что «Трансформеры» (за исключением первой части, больше напоминающей фильмы Спилберга) - это действительно о том, как всё скрипит, грохочет и бряцает, причём часто без особых на то оснований. Кто-то мог подумать, что массовое осознание этого факта опустошит кинотеатры, но вообще-то всё ровно наоборот. Что ещё должно быть в фильмах про гигантских космических роботов?

МУЗЫ МАЙКЛА БЭЯ




СКРОМНОСТЬ В ПОНИМАНИИ МАЙКЛА БЭЯ


В 2012 году Майкл Бэй снял скромный (по своим меркам) авторский проект «Кровью и потом» - и мир узнал, что под этим может подразумевать автор «Армагеддона». В фильме, при всей его «скромности», сыграли звёзды экшна Марк Уолберг и Дуэйн Джонсон, а сюжет по лихости не уступил другим проектам Бэя: в фильме трио глуповатых качков похищают знакомого миллионера в надежде легко разбогатеть и сталкиваются с необратимыми последствиями такого поступка и собственной глупости. Примечательно, что и здесь Бэй попробовал силы в новом жанре - на этот раз «чёрной» комедии. Впервые в карьере режиссёра его фильм восприняли всерьёз (некоторые, конечно, по инерции заклеймили) - знаменитый киновед издания «Нью-Йоркер» Ричард Броуди без тени иронии написал, что Бэю удалось снять сложное кино о настоящих преступниках. Теперь Бэй снял экшн-драму, основанную на реальных событиях, - «13 часов: Тайные солдаты Бенгази». Фильм рассказывает, как несколько военных 11 сентября 2012 года столкнулись с экстремистами, напавшими на американскую дипломатическую миссию в Ливии. Как проявил себя Бэй на этот раз и можно ли сказать, что он старается доказать свою разносторонность, - зрители смогут узнать 28 января, когда фильм выйдет на большие экраны в России.

Трейлер фильма «13 часов: Тайные солдаты Бенгази»