«ШПИОН, ВЫЙДИ ВОН!»


Мрачный фильм Томаса Альфредсона, основанный на романе классика жанра Джона ле Карре, рассказывает о буднях работников британской разведки. Её начальство в фильме - грустные и утомлённые мужчины в возрасте, для которых поиск «крота» - повод не для авантюрного расследования, а для тягучего, монотонного определения правых и виноватых. Что показательно, в фильме нет перестрелок, погонь и мимолётных романов. Это часто ставили фильму в упрёк те, кто забывал, что в его основе произведение ле Карре, а никак не Яна Флеминга.


«Индустрия кино» про «Шпион, выйди вон!»

«ЛОЖНОЕ ИСКУШЕНИЕ»



Режиссёрский проект Роберта Де Ниро 2006 года - размашистая шпионская драма на два с половиной часа; внимательная к деталям история возникновения ЦРУ глазами одного из основателей службы Эдварда Белла Уилсона (Мэтт Дэймон). ЦРУ в картине представляется неприятной массой прагматиков; судя по фильму, о безопасности страны они думают в последнюю очередь, в основном посвящая время внутренним интригам. За 150 минут действия Де Ниро фактически не находит в организации людей, которые бы оправдали её существование. В конце концов, сам главный герой в исполнении Мэтта Дэймона - бездушный профессионал, который вспомнит о своих близких только когда их потеряет.


Трейлер «Ложного искушения»

«ВСЯ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РАТЬ»


Конечно, фильм Алана Пакулы - политический, а не шпионский триллер, но слишком уж схожа история в его основе с документальным «Citizenfour. Правда Сноудена». Во-первых, причина Уотергейтского скандала - незаконная слежка, инициированная высшими властными кругами и в частности Ричардом Никсоном. Во-вторых, также нашёлся информатор из спецслужб, который анонимно передал необходимую информацию прессе. В-третьих, разбирательство не просто не осталось без последствий, а впервые (и пока единственный раз) в истории США президент был вынужден досрочно подать в отставку. Реальное имя осведомителя было раскрыто спустя 29 лет после выхода фильма, в 2005 году, - его имя Марк Фелт, он работал заместителем начальника ФБР.


«СОВОКУПНОСТЬ ЛЖИ»


Из представленных в подборке фильмов шпионская лента Ридли Скотта - самая боевая и остросюжетная, но не в ущерб реалистичности. Никаких костюмных излишеств, стрельбы ради внешнего эффекта и другой наивности. В центре внимания - сотрудничество ЦРУ и иорданской разведки для поимки особо опасного террориста на Ближнем Востоке. Леонардо ДиКаприо играет оперативника, который чем дальше, тем яснее понимает: для американских спецслужб ценность человеческой жизни за пределами родной страны стремится к нулю, и он сам легко может стать расходным материалом. К тому же, «Совокупность лжи» редкий пример фильма, где агент ЦРУ в финале не приезжает домой собирать медали, а предпочитает навсегда раствориться в толпе.


Трейлер «Совокупности лжи»

«СИРИАНА»


Шпионский триллер Стивена Гэйгана - такой же пример бескомпромиссной американской сатиры на собственные спецслужбы. Опытного агента ЦРУ (Джордж Клуни) отправляют в Бейрут для убийства молодого шейха. Как выясняется, вопреки ожиданиям, шейх оказывается вовсе не террористом и даже не преступником - его вина заключается только в том, что он заключил важный контракт с Китаем, а не с США. Герой Клуни понимает, что его задача лишена смысла, и «Сириана» исполнена трагического пафоса: индивидуальная воля гражданина, даже спецагента, ничего не стоит для государственной машины.


Трейлер «Сирианы»

«ЦЕЛЬ НОМЕР ОДИН»


Образцовый фильм о деятельности американских спецслужб, который хвалили, в первую очередь, за невероятную реалистичность. Охота за Усамой бин Ладеном воссоздана с максимальным вниманием к деталям, за что «Цель номер один» называли чуть ли не квазидокументальным триллером. С одной стороны, кажется, что такой фильм - пример техничной пропаганды, но достаточно досмотреть до сцен пыток простых подозреваемых, чтобы понять: Бигелоу не закрывает глаза на преступные действия властей.


«Индустрия кино» про «Цель номер один»

«ЖИЗНЬ ДРУГИХ»


Фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка - лауреат «Оскара» за «Лучший иностранный фильм» в 2007 году. 1984 год, Восточный Берлин. На этот раз обличается деятельность Штази, службы государственной безопасности в ГДР. По сюжету, в атмосфере всеобщей паранойи сотруднику госбезопасности Вислеру поручают следить за подозрительным гражданином Дрейманом, театральным драматургом. Вислер раньше всегда верил в праведность своей службы - но, тайно наблюдая за «жизнью других», постепенно пересматривает ценности.


«МЮНХЕН»


Фильм Стивена Спилберга, рассказывающий об убийстве 11 израильских спортсменов палестинскими террористами на Олимпиаде в Мюнхене-72, не относится к чистым образцам жанра, но перенимает у шпионского кино больше, чем может показаться на первый взгляд. Во-первых, собственно атаке террористов посвящено всего минут 15. Во-вторых, команда персонажей, которым необходимо убить террористов, очень напоминает традиционный шпионский ансамбль: тут и снайпер, и специалист по взрывчатке, и мастер по подделке документов. Однако сходство «Мюнхена» с непритязательными шпионскими фильмами на том заканчивается - это история о том, что, борясь со злом, почти неизбежно используешь его же методы. В результате персонажи во главе с героем Эрика Баны, полные добрых намерений, периодически то убивают не того, то сами чуть не совершают «теракт».


Трейлер «Мюнхена»