Аватар


Для киноиндустрии нет за всё только что начавшееся третье тысячелетие фильма, который был бы важнее «Аватара». Почти три миллиарда мировых сборов сделали его абсолютным лидеров бокс-офиса за всю историю кино (без учёта инфляции, разумеется). Этот фильм заставил всё человечество, включая всегда скептичных голливудских продюсеров, поверить в то, что трёхчасовая картина, большей частью выполненная с помощью компьютерной анимации, да ещё и в 3D, способна увлечь аудиторию так, что та даже не заметит усталости глаз от такого сильного напряжения и дискомфорта, которые испытывает человек во время стереофильма. Наоборот, несмотря на высокую стоимость билетов, люди ходили на фильм по несколько раз, снова и снова погружаясь в атмосферу сказки про другую планету, голубых существ и гигантских деревьев. Произошло это, во многом, благодаря новым возможностям техники по оцифровке движения живых актёров и перенесения их на экран, а также благодаря перфекционизму Джеймса Кэмерона и его интуиции, позволяющей предугадать (или сформировать?) интерес самой широкой аудитории.

Трейлер фильма «Аватар»

Антихрист


После длительного творческого кризиса, который фон Триер в свойственной ему манере сумел превратить в замечательный пиар-ход, режиссёр вернулся с монументальной и скандальной работой, многими критиками немедленно признанной вершиной его творчества. Провокации фон Триера в этой картине принимают всё более радикальный характер. Здесь и безжалостно показанная гибель ребёнка, пока его родители занимаются сексом, и невероятно откровенные сцены соития, и устрашающие образы поглощения женской души хтоническими силами Природы. Единственное, чего, возможно, не учёл фон Триер, - это пробивающееся в каждом кадре неотразимое чувство юмора режиссёра, за счёт чего «Антихрист» вызывает не столько страх, сколько веселье.

Трейлер фильма «Антихрист»

Белая лента


Как известно, «Антихристу» «Золотую пальмовую ветвь» в 2009 году не дали. Этот приз получил Михаэль Ханеке за фильм «Белая лента», совсем иной по тональности, чем фонтриеровский ужастик. Всё дело в том, что фон Триер перестал быть в авангарде, превратился в классика, а Ханеке, напротив, обозначил в своей картине едва намечающийся тренд в мировом кино. Это аскетизм в документальном стиле на уровне изображения, это тема насилия, формирующегося в цивилизованном обществе и постепенно превращающего его в общество фашистское. Фильм расколол общественность, став одним из самым обсуждаемых среди специалистов в 2009 году. В России фильм вышел на 7 копиях. Его посмотрели 11 тысяч человек.

Кадр из фильма «Белая лента»


Волчок


Своим кинодебютом известный театральный драматург и режиссёр Василий Сигарев мгновенно занял место в пантеоне «новых тихих», резко обозначив и свою индивидуальность, и, в то же время, понимание актуальных проблем современной России. Это подлинный фильм ужасов, в котором девочка живёт с матерью-алкоголичкой и бегает на кладбище общаться с мёртвым мальчиком, своим единственным другом. Но это и подлинно художественное произведение о светлой душе в маленьком теле, которую никакой суровый быт и отсутствие материнской любви не могут принизить, прижать к земле. С этим фильмом взошла звезда жены и музы Василия Сигарева Яны Трояновой, сыгравшей в фильме главную роль, но зрителя ждал настоящий шок, когда он узнавал, что фильм этот – почти целиком правдивая история её собственного детства.

Кадр из фильма «Волчок»


Россия 88


Среди самых скандальных и громких российских картин 2009 года оказалась «Россия 88» Павла Бардина. Сначала кажется, что это мокьюментари про скинхедов, которые громят всё на свете и накачивают мускулы, чтобы удобнее было налетать толпой на своих жертв. Но скоро оказывается, что под неприглядной маской скрыта трогательная история о Ромео и Джульетте, остающаяся печальнейшей на свете повестью. В главной роли Пётр Фёдоров, который тогда ещё не был суперзвездой коммерческого кино и вполне мог сойти на экране за реального бандита.

Кадр из фильма «Россия 88»


Читаем «Блокадную книгу»


Один из документальных экспериментов Александра Сокурова, который при этом рассчитан на самого широкого зрителя. Петербуржцы, от самых рядовых, обычных людей с улицы до знаменитостей стоят в студии и читают книгу Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Те фрагменты, которые им нравятся. Читают, стараясь, по возможности, сдерживать эмоции, но это не всегда получается. Самые страшные рассказы о ленинградской блокаде звучат с экрана полтора часа, и больше ничего не надо. Кино случилось, потому что случились образы, а Сокуров в очередной раз проманифестировал вторичность кино перед литературой – и опять ошибся, потому что в сочетании с киноязыком «Блокадная книга» умножила своё воздействие в разы.

Кадр из фильма «Читаем «Блокадную книгу»