Иван Грозный


Среди множества фильмов-однодневок про Великую отечественную, которые снимали режиссёры с международной известностью, но которые после войны уже практически никто не вспоминал, неожиданно для всего мира поднялся настоящий исполин. Сергей Эйзенштейн закончил работу над первой серией «Ивана Грозного», исполинского замысла, который должен был вылиться в монументальную трилогию об удивительном человеке, объединителе, спасителе, тиране и убийце в одном лице. Эйзенштейн снимал первую серию во время самых страшных боёв на территории Союза, поэтому на первый план в фильме вышла тема объединения русских земель, и царь Иван предстаёт перед нами молодым богатырём, идеальным правителем, который не только защитил страну от вечных врагов, но и преумножил её мощь, превратив в Московское княжество в государство с огромной территорией. Дальнейшая судьба фильма была плачевной: вторую серию Сталин запретил, третья так и не была снята. Это так подорвало здоровье Эйзенштейна, что он скончался, едва дожив до 50 лет.

Кадр из фильма «Иван Грозный»


Идти своим путём


Главный американский фильм 1944 года – 8 «Оскаров» и абсолютный коммерческий успех в прокате. Не считая того, что это действительно выдающаяся картина, классика кинематографа. В пересказе сюжет не кажется слишком привлекательным: молодой священник вступает в конфликт со старым священником, чтобы спасти католический приход. На самом же деле, история универсальна. Консерватизм здесь сталкивается с реформаторством, старое поколение с – новым, и основная идея здесь особенно важна для мира, раздираемого войной. Услышать и принять друг друга, смирить свою ненависть и начать строить всё заново, на других началах. Может, это и грёза, произведённая лучшей в мире фабрикой, но грёза прекрасная и мудрая.

Кадр из фильма «Идти своим путём»


Спасательная шлюпка


Эксперимент Альфреда Хичкока предвосхищает многие его следующие работы в области саспенса. Всё действие фильма замкнуто в одной отдельно взятой лодке, на которой оказались жертвы немецкой торпеды. Вокруг – вода, а в лодке кипят страсти. Для поклонников Хичкока важной интригой фильма было режиссёрское камео: шутили, что Хичкок проплывёт мимо лодки в водолазном костюме или замаскируется под рыбу. Но Хичкок нашёл гораздо более простой и остроумный способ не изменить своим принципам и оказаться в кадре, не разрушив драматургию.

Кадр из фильма «Спасательная шлюпка»


Газовый свет


На пике своей славы Ингрид Бергман сыграла одну из своих лучших ролей в этом клаустрофобном триллере о «запретных мужских желаниях и странных уголках женской души», как гласила реклама. Героиня Бергман охвачена подозрительностью, она боится собственного мужа, боится стен своего лондонского дома, у неё мурашки по коже от мертвенного газового света, который не столько освещает улицы, сколько превращает их в жутковатый спектакль теней, которые гонятся за беззащитными прохожими и превращаются в потусторонних чудищ.

Кадр из фильма «Газовый свет»


Песнь о России


Поскольку СССР и США стали союзниками в войне, Голливуд решил поддержать дружбу народов выпуском просоветских фильмов. Герои этой картины, американский дирижёр и советская пианистка, влюбляются друг в друга во время гастролей по СССР прямо в канун войны. Одну из ролей в фильме даже сыграл Михаил Чехов. Мелодрама пользовалась большим успехом на Западе, но после войны её создателям пришлось оправдываться по обвинению в коммунистической пропаганде и предъявлять доказательства, что они, включая руководство студии MGM, не являются советскими агентами в Голливуде, показавшими в фильме «свободу и комфорт, которых в настоящем СССР никогда не было».

Кадр из фильма «Песнь о России»


Подлинная история «Лили Марлен»



Среди всех людей, которые снимали документальное кино во время Второй мировой, британец Хамфри Дженнингс занимает особое место. Пока по обе стороны океана хрокальные киножурналы и полнометражные блокбастеры призывали рвать врага на части, Дженнигс снимал кино о том, что единственный способ победить в войне – оставаться людьми. Этот фильм не принадлежит к числу его самых известных работ, но он очень важен (и со временем становится всё важнее) для понимания своего времени. «Лили Марлен» - это лирическая песенка, которая пользовалась огромной популярностью среди немецких солдат, и хотя Геббельс пытался отправить её самую известную исполнительницу Лале Андерсен в концлагерь, ему это сделать не удалось. Между кровопролитными боями немецкие солдаты слушали «Лили Марлен» и плакали об оставленном доме, который, возможно, они никогда не увидят. Но они не знали, что английские солдаты тоже полюбили эту песенку, она была переведена на английском, и чувства англичане при её прослушивании испытывали те же самые. Дженнингс придумал ряд необычных поворотов в этой истории, но основной пафос фильма – гуманизм самого высокого образца. Если есть что-то, что заставляет людей вернуть себе человеческий облик, нужно чтить это. И знать.



Фильм «Подлинная история «Лили Марлен»

Битва за Китай



Самым масштабным проектом пропагандистского кинематографа на Западе во время Второй мировой была и остаётся серия «Почему мы сражаемся», созданная при участии правительства США лучшими голливудскими кинематографистами. «Битва за Китай» - один из важнейших фильмов этой серии. Серия возникла как попытка системно объяснить американцам, почему США вступают в войну, хотя сам Рузвельт во время предвыборной кампании обещал этого не делать. Основная мысль фильма в следующем: есть три очага зла в мире, Германия, Италия и Япония. Они желают уничтожить демократию на планете и везде установить тоталитарный режим. Америка и все демократические силы Земли борются против этой угрозы, а поскольку Китай и СССР тоже стали союзниками США, в фильме пришлось и их причислить к оплотам демократических ценностей. Потому что нельзя ведь воевать за рабство, воевать можно только за свободу. Поэтому в фильме о Китае подчёркивается героизм китайского народа, звучат строки из Конфуция, а китайские власти объявляются победителями тирании. Несмотря на идеологическую спорность этой картины, она создана как выдающееся художественное произведение с использованием филигранной техники монтажа и остроумных анимационных вставок.