«Беспечный ездок»


Этот фильм произвёл революцию в американском кино и до сих пор считается одним из главных символов 60-х. Такого кино здесь раньше не делали, и народ с удивлением и восхищением шёл смотреть роуд-муви о двух байкерах, которые на своих огромных мотоциклах марки «Капитан Америка» едут по безлюдным американским шоссе, наслаждаясь свободой и употребляя все возможные наркотики для расширения сознания. Снявшиеся в этом малобюджетном гимне свободе Деннис Хоппер, Питер Фонда и Джек Николсон превратились в легенды движения хиппи. Сборы фильма в сотни раз превзошли затраты на его производство и заставили крупные студии обратить серьёзное внимание на людей, которые умеют дёшево снимать и дорого продавать своё кино. У фильма бесчисленное количество подражаний и реверансов в последующей истории кино. Несмотря на его спорные художественные достоинства, он получил приз в Каннах и считается абсолютной классикой кино.

Кадр из фильма «Беспечный ездок»


«Гибель богов»


Итальянское кино в 1969 году было в своём расцвете. Достаточно сказать, что вышли «Сатирикон» и «Медея» - произведения высокого искусства. Да и остальные корифеи итальянского кино не дремали. Но даже среди этого изобилия кинематографического искусства выделяется монументальное творение Лукино Висконти «Гибель богов». Большая часть его зрителей, конечно, не знала, насколько автобиографичен этот фильм. Не знала, что Висконти сам прошёл через очарование итальянским фашизмом и как потом боролся с ним. Она также вряд ли представляла себе, насколько интерьеры, характеры и диалоги в фильме знакомы Висконти, представителю древнего аристократического рода, наблюдавшему, как их класс сращивается буржуазией, а потом поглощается ей. То, что в фильме показана Германия, а не Италия, ничего не меняет. Это декадентская рефлексия на тему фашизма – одна из вершин творчества Висконти и всего итальянского кино.

Кадр из фильма «Гибель богов»


«Млечный путь»


Известно, что Луис Бунюэль всю жизнь был ярым антиклерикалом, но его отношения с Богом очень загадочны. Тема религии, мистики и её профанации в Церкви всего влекла Бунюэля, рождая великие художественные образы. Наиболее полно она раскрыта им в «Млечном пути». Формально это комедийное роуд-муви, где путь смиренных паломников странным образом проходит через метаморфозы, происходящие в католической Церкви. Здесь и стигматы, и прибивающие друг друга к кресты монахини, и многое другое, чего категорически не приемлет саркастический ум Бунюэля. С другой стороны, в фильме появляется и Христос с учениками, который своей радостью бытия полностью заслоняет анекдоты о католиках. Бунюэль опять всех запутал – и продолжил создавать шедевры.

Трейлер фильма «Млечный путь»

«Кес»


Выдающаяся картина Кена Лоуча до сих пор занимает высокие места в хит-парадах критиков и - хорошо продаётся на всех носителях, включая Blu-Ray, что доказывает: фильм жив и по-прежнему актуален. Может быть, потому, что истории об отрочестве всегда захватывают, и томы сойеры с оливерами твистами понятны любому человеку на Земле. Просто у Лоуча рассказ чуть более жёсткий, чем это обычно принято в таких случаях. У Билли Каспера судьба не простая, его злоключения показаны в фильме со всей беспощадностью и грубостью, из-за которых у фильма возникло множество проблем с цензурой. Но у Кена Лоуча дух всегда выше обстоятельств, он дышит, где хочет, - этим образом в фильме становится сокол Кес, с которым у Билли Каспера завязывается настоящая дружба.

Кадр из фильма «Кес»


«Жаворонки на нити»


Проблемы Кена Лоуча с прокатом «Кеса» не идут ни в какое сравнение с преследованием «Жаворонков на нити», одного из важнейших антитоталитарных фильмов 60-х годов. В Чехословакии эта картина была попросту запрещена и пролежала на «полке» до 1990 года, когда её наконец выпустили – и она сразу получила «Золотого медведя» в Берлине. Это рассказ о трудягах, которых государство изо всех сил перевоспитывает, а они имеют наглость влюбляться друг в друга и жить этой любовью так, словно нет никакого принудительного труда и безрадостного будущего. Если бы этот фильм был выпущен в 1969 году, он стал бы флагманом чешской новой волны. Впрочем, сейчас он именно так и воспринимается.

Кадр из фильма «Жаворонки на нити»


«Белое солнце пустыни»


Самый популярный советский вестерн, действие которого происходит в Средней Азии в гражданскую войну. О приключениях товарища Сухова каждый житель СССР помнил самые мельчайшие подробности, его воображаемые письма жене цитировали большими кусками, да и чуть ли не каждый диалог фильма превратился в общеупотребимые поговорки. Песня Окуджавы, шутки про «Восток – дело тонкое», кровавые разборки басмачей и революционный романтизм – всё это прочно вошло в советскую культуру и осталось в ней навсегда. Картина была одним из лидеров советского проката 1970 года, а количество её показов по ТВ не поддаётся подсчёту.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»


«Женатая пара»


Эта картина принадлежит к небольшому числу хитов, чьё название принято произносить всегда в оригинале, не перевода. A Married Couple – выдающаяся лента, вызвавшая большой резонанс в мире документального кино, ставшая поводом для серьёзных дискуссий и породившая множество подражаний. Фильм снят методом длительного наблюдения. Мы наблюдаем за четой Эдвардс у них дома. Эдвардсы постоянно ссорятся, мирятся, едят, валяются на диване и даже почти дерутся. Видно, что их брак трещит по швам, но видно также и то, что он похож на сотни, миллионы других браков своего времени. Проблемы узнаваемы, но следить за отношениями Билли и Антуанетты – всё равно что смотреть триллер, в котором не знаешь, что тебя ждёт в следующую секунду. Это ещё одно доказательство, что за ярким сюжетом не нужно ехать в горячую точку или заказывать съёмки с вертолёта. Достаточно просто глазом художника посмотреть на окружающих людей. А потом долго снимать и монтировать, конечно.

Кадр из фильма «Женатая пара»


«Бэмби встречает Годзиллу»


Среди фильмов, приобретших культовый статус, этот, пожалуй, самый короткий. Американские фильмы о Годзилле тогда ещё не были сняты, но японский монстр уже успел завоевать огромную популярность во всём мире. Хотя внешне фильм выглядит очень просто, его многочисленные поклонники с восторгом открывали для себя многие подробности, которые при первом просмотре можно не заметить. Так, в начале фильма звучит тема из оперы Россини «Вильгельм Телль», а в кульминационный момент мы слышим фрагмент песни The Beatles A Day in the Life в замедленном воспроизведении. В финальных титрах авторы фильма благодарят Токио за предоставление им Годзиллы для съёмок. У этого мультфильма были и продолжения, и пародии, и подражания. Но известен остался только он. Пожалуй, даже больше, чем любой из фильмов о Годзилле той эпохи.

Фильм «Бэмби встречает Годзиллу»