Звёздные войны: Эпизод V - Империя наносит ответный удар



При создании второго фильма своего киноэпоса Джордж Лукас предпринял неожиданный шаг. Он занял место продюсера, а режиссёром позвал Ирвина Кёршнера, опытного, но не слишком выдающегося постановщика. Сценарий тоже в этот раз писал не Лукас, хотя активно участвовал в процессе его создания. Таким образом создатель «Звёздных войн» ответил на критику в адрес кинематографических недостатков «Новой надежды». В результате картина получилась значительно более сложнопостановочной, чем предшественница. Здесь больше массовых сцен, больше локаций, больше спецэффектов, но остались и фирменный юмор «Звёздных войн», и очарование персонажей и их афористичных диалогов. Критики и зрители приняли фильм очень тепло. В прокате он собрал меньше, чем «Новая надежда», но, тем не менее, стал абсолютным лидером 1980 года по мировому бокс-офису: более полумиллиарда долларов при бюджете в 18 миллионов долларов.

Трейлер фильма «Звёздные войны: Эпизод V - Империя наносит ответный удар»

Сияние



Стэнли Кубрик экспериментировал с элементами хоррора задолго до «Сияния», создавая леденящие кровь сцены в фильмах, принадлежащих формально к другим жанрам. Но когда он создал картину по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга, стало понятно, что жанр изменился навсегда. Из маргинального кинематографа для нетребовательных кинозрителей он перешёл в разряд небожителей кинематографического Олимпа, где есть возможность для самовыражения художника любого уровня. Разумеется, для этого пришлось сильно переделать сюжет и стиль романа. У Кубрика фильм превратился в кропотливое и страшное исследования процесса, при котором человек постепенно скатывается к полному безумию. Многие сцены фильма сняты таким образом, как будто это больные фантазии героя Джека Николсона, в том числе – самая известная сцена, где холл гостиницы заливает море крови. Среди экранизаций Стивена Кинга эта – одна из самых кассовых и известных.

Трейлер фильма «Сияние»

Пятница, 13-е



До сих пор киноведы бьются над вопросом, почему этот фильм вдруг превратился в один из крупнейших поп-культурных феноменов прошлого и начала нашего столетий. Фабула здесь вполне типична для молодёжных фильмов ужасов: выехали за город несколько молодых ребят, а потом один из другим погибли. Даже главный герой здесь раскрыт очень смутно и приблизительно: якобы, какой-то давно утонувший мальчик Джейсон, который каждую пятницу, приходящуюся на 13-е число, оживает и начинает мстить за свою смерть всем подряд. Причём в оригинальном фильме ещё и оказывается, что версия эта далеко не окончательная. Но образ убийцы в хоккейной маске так полюбился аудитории, что у малобюджетного «ужастика» вышло более 10 продолжений. Кроме того, невозможно сосчитать пародии на «Пятницу, 13-е», книги, комиксы с использованием образа Джейсона. Хоккейная маска в кино с тех пор вызывает только одну ассоциацию.

Москва слезам не верит



Лауреат «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», рекордсмен советского проката (второе место среди всех фильмов производства СССР за всю историю), подлинно народное кино о девушке из провинции, которая в большом городе прошла все типичные для приезжей испытания, включая нежелательную беременность, и со временем построила и карьеру, и личную жизнь. Фильм разошёлся на цитаты, образ Гоги, интеллигентного слесаря, способного на запой и бросающегося фразами вроде: «На том простом основании, что я мужчина», - стал нарицательным и до сих пор считается одним из главных символов шовинизма в отечественном кино. Когда фильм вышел, но ещё не получил «Оскар», общее отношение к нему было холодное, критики сочли его ещё одной мелодрамой, спекулирующей на зрительских эмоциях. Сегодня фильм воспринимается как энциклопедия не только советской жизни, но и жизни вообще, так как большинство описанных в нём ситуаций вполне универсальны и легко представимы в любой стране мира.

Трейлер фильма «Москва слезам не верит»

Бешеный бык



Свой единственный «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль» Роберт Де Ниро получил именно за этот фильм, чёрно-белую биографическую драму о жизни боксёра Джейка Ламотты. Для этой роли де Ниро набрал порядка 20 кг веса, занимался боксом и даже участвовал в настоящих поединках. Он создал образ боксёра, для которого бой стал частным случаем выплеска постоянно бушующей в нём разрушительной энергии, которая превращает в постоянный кошмар жизнь его близких, а со временем ломает и судьбу самого Ламотты. Ламотта одержим сексом, агрессией, алкоголем и всеми возможными пороками, а Мартин Скорсезе воссоздаёт мир вокруг боксёра с дотошностью почти хроникального свойства. Фильм знаменит многочисленными актёрскими и режиссёрскими импровизациями и считается образцовой картине о спорте как метафоре.

Трейлер фильма «Бешеный бык»

Берлин, Александерплац



Многие специалисты сходятся во мнении, что это самое грандиозное произведение из созданных в формате многосерийного игрового телефильма. Иначе говоря, лучший сериал в истории – и самая известная работа немецкого гения Райнера Вернера Фассбиндера. Пятнадцатичасовая экранизация Альфреда Дёблина представляет собой жанровый микс, с помощью которого рассказывается история антигероя Франца Биберкопфа, человека, который безуспешно пытается избавиться от своей порочности, но всё глубже оседающего на дно трясины жизни. Националист, сутенёр, алкоголик, убийца, Биберкопф поражает своей наивной беззащитностью, это фильм не о преступнике, а о жертве, гуманистическое произведение самого высокого уровня.

Воспоминания о звёздной пыли (Звёздные воспоминания)



Фильм, который сам Вуди Аллен не раз называл своим любимым детищем, - реверанс режиссёра в сторону «8½» Федерико Феллини. Постмодернистская пародия и вместе с тем рефлексия на тему собственного творчества. Стилизация, которая существует внутри собственно индивидуального стиля Вуди Аллена. Эта метафора наиболее проявлена в более позднем фильме «Зелиг», герой которого мимикрирует под действующее лицо любых обстоятельств, проявляя при этом собственную индивидуальность. Иначе говоря, находя в заданной форме, языке, собственные слова о самом главном. Разумеется, Вуди Аллен отказывается считать фильм автобиографией, равно как и признавать свою постоянную экранную «маску» - самим собой. Но в исследованиях творчества Вуди Аллена анализ «Воспоминаний» всегда занимает особую роль, потому что любая маска ведёт себя так, как захочет тот, кто её носит.

Трейлер фильма «Воспоминания о звёздной пыли» («Звёздные воспоминания»)