Фаренгейт 9/11


Документальный фильм получил «Золотую пальмовую ветвь». Второй раз в истории кино: впервые главная награда Канн досталась фильму Жака Кусто и Луи Маля «Мир безмолвия». Но это было очень давно, а Майкл Мур доказал своим фильмом нечто очень важное. Что документальное кино может вырваться за пределы своей резервации и существовать как феномен массовой культуры. Что оно может конкурировать с игровым кино как по цифрам сборов (220 миллионов долларов – до сих пор рекорд мирового бокс-офиса для неигровой картины), так и в творческом отношении, и приз Канн стал тому подтверждением. С этого фильма начинается повальная мода на документальное кино среди зрителей всего мира – и среди кинематографистов, включая продюсеров. О последствиях резонанса этого фильма можно говорить долго.

Кадр из фильма «Фаренгейт 9/11»


Страсти Христовы


Мэл Гибсон в своей картине «Страсти Христовы» попытался тоже быть практически документальным. Кропотливым трудом он создал фильм на арамейском языке, и каждая деталь новозаветного повествования была выверена до мелочей и приведена в соответствие с научными данными и католической парадигмой. Гибсон доказал, что можно сделать фильм на древнем языке – и заставить весь мир посмотреть его. Это тот уникальный случай, когда ВСЕ смотрели фильм с субтитрами, и никто не жаловался, что неудобно читать. Люди шли в кино именно за аутентичностью и натурализмом, временами невыносимыми, но всегда очень впечатляющими.

Трейлер фильма «Страсти Христовы»

Полярный экспресс


Отношение к 3D-фильмам до 2004 год было настороженным. Большая часть технологий стереокино не позволяла получить значимое удовольствие от просмотра, а самая прогрессивная и дорогая из них, IMAX, предлагала, в основном, фильмы-аттракционы. Продолжительность их была, как правило, менее часа, чтобы не уставали глаза. Кинематографисты относились к стереокино скептически, считая, что его использование мало оправдано и приведёт только к дороговизне производства. Земекис уничтожил этот стереотип. Когда зритель приходил на мультфильм «Полярный экспресс», он сразу понимал, что будущее массового кинематографа связано именно с 3D. Достаточно было один раз проехать с героями фильма на поезде в гости к Санта-Клаусу, несясь сквозь снежные бури, встречаясь с призраками, а иногда пугаясь собственной тени, как он становился раз и навсегда сторонником развития 3D-технологии в кино.

Трейлер фильма «Полярный экспресс»

Ночной дозор


Российский кинематограф до 2004 года топтался в тупике. Авторское кино чувствовало себя неуверенно, не понимая, куда двигаться на сломе эпох. Коммерческого кино практически не было. Казалось, российский блокбастер – это миф, который никогда не станет чем-то осязаемым. И вдруг Тимур Бекмамбетов на закрытии Московского международного кинофестиваля представляет «Ночной дозор» - подлинный национальный блокбастер, первый в России. Бекмамбетов, как и многие режиссёры его поколения, пришёл в кино из рекламы. Он прекрасно понимал, как привлечь внимание зрителей, как создать визуально безупречное зрелище, на каких струнах играть при выстраивании драматургии. В дальнейшем он ещё не раз смог удивить своими проектами (и продолжает удивлять), но эффект «Ночного дозора» вряд ли получится повторить.

Трейлер фильма «Ночной дозор»

Вечное сияние чистого разума


Была маргинальная прослойка любителей музыкального видео, которая знала имя Мишеля Гондри. Он снял лучшие клипы Бьорк и ряда других исполнителей. Первые его опыты в кино наблюдались, в основном, именно этой прослойкой. Но «Вечное сияние чистого разума» неожиданно стал не просто резонансным, но едва ли не самым удивительным и тонким фильмом о любви за целое десятилетие. Сценарный талант Чарли Кауфмана объединился с потрясающей режиссёрской изобретательностью Мишеля Гондри, а Джим Керри сыграл здесь, возможно, лучшую свою роль в жизни. Этот фильм занимает первое место среди пользовательских рейтингов IMDB за 2004 года. У него есть «Оскар» за сценарий. И он действительно предельно оригинален, неотразим, интимен и вместе с тем понятен каждому человеку, у которого есть сердце.

Трейлер фильма «Вечное сияние чистого разума»