СЮЖЕТ:

Михаил, которому исполнилось 59 лет, оказался в затруднительной ситуации. На протяжении половины своей жизни он трудился на местном заводе, причём последние несколько лет ему пришлось работать сторожем. В качестве развлечения рисовал картины, профессионалом при этом не стал. Чтобы заработать на коляску для ребёнка своей дочери, он решил вывезти с предприятия металлолом, за что и поплатился. Михаила не посадили, но уволили с работы. Так он лишился не только заработка, но и жилья, потому что отдал квартиру дочке, а сам жил в подсобке завода.

ЦИТАТА:

В интервью сайту mosfilm.ru Виталий Суслин раскрыл предысторию фильма «Седьмой пробег по контуру Земного шара»:
Мой друг-художник рассказал мне об удивительной судьбе своего знакомого, и я решил написать сценарий об этом человеке. Так часто бывает: если история трогает, то непременно хочется её рассказать. Во время работы над сценарием я много общался со своим героем, тщательно собирал информацию. Я убеждён: чтобы написать хороший сценарий, нужно максимально глубоко вникнуть в тему. Многие факты не войдут в итоговый вариант сценария, но пусть даже ты используешь 10% из всего материала, знать должен на 99,9%».

Трейлер фильма «Седьмой пробег по контуру Земного шара»


КРИТИКИ ГОВОРЯТ:


Лариса Малюкова («Новая газета»):
В этом кино всё происходит на стыке советского, увядшего и нового, путаного, непонятного, алчного времени. Облупленные стены коптёрки, плакаты о чистоте рук, фанерный Ленин, обрывки портретов членов политбюро среди кусков штукатурки и засохшего цемента — вот мир обитания героя. Он и сам — обшарпанный осколок, выпавший из прошлого, да не долетевший до настоящего. Михаил пишет свои картины: церкви, цветочки, любуется пригородными красотами природы. Но в художники его не берут, даже детей учить не позволяют. Вот и везёт он на своей развалюхе металлолом, нарушая закон. О чем ему и напомнят бдительные органы. Коготок увяз — всей птичке пропасть. Как же ему в этой ситуации вывернуться, купить дочке коляску для будущего ребёнка. При всей утлости жизни героя, неприхотливости “картинки” фильм Суслина пропитан добросердечным ощущением жизни, как и незамысловатые пейзажи народного художника».

Дмитрий Савельев («Ведомости»):
Скромный рассказ о мытарствах вислоусого неудачника, который пишет солнечные пейзажи, не содержит прямых цитат из “пролетарской трилогии”, но весь оттуда, из мира Каурисмяки, и в лучшие свои минуты этого мира достоин. В “Человеке без прошлого”, заработавшем для Каурисмяки Гран-при в Каннах, провинциальный безработный отправлялся в столицу за лучшей долей, по приезде сразу же получал от местной шпаны смертельный удар по голове и затем воскресал к новой жизни, начисто забыв, кем был в прошлой».

Кадр из фильма «Седьмой пробег по контуру Земного шара» (Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»)


Слава Шадронов:
Героя Александра Карнаушкина зовут Михаил, ему 59 лет. Возраст Михаила – деталь знаковая во многих отношениях, кроме прочего ещё и потому, что до недавнего времени он считался предпенсионным, а теперь уже нет, и трудности, с которыми Михаил столкнулся, это обстоятельство многократно усиливает. Михаил 30 лет, то есть ровно полжизни, проработал на предприятии, последние годы сторожем. Но вышел досадный казус – знакомая, увольняясь, отдала ему ключи от склада, и по договоренности с ней он оттуда унёс вроде бы никому не нужные металлические штуковины, за что был обвинён в воровстве и хорошо не отправился в тюрьму, а просто остался без работы, и заодно без жилья, поскольку обитал в мастерской, отдав квартиру дочери, которая к тому же беременна, рожает и деду не на что купить коляску внуку, а в своих затруднениях он признаваться опасается. Круги ада, из которых для героя нет выхода, описаны без гиперболизации, без акцентирования каких-то экзотических или трагических деталей, без натурализма, без избыточного символизма (разве что засаленные иконки в разрушенном деревенском доме, очевидно, родительском, слегка резанули дурной и слишком по сегодняшним меркам расхожей “метафоричностью”) – что и делает фильм непростым для восприятия (ну я бы откровенно сказал – нудным), но и приподнимает его над общей массой популистской, дешевой кинопродукции».