СЮЖЕТ:

Главный герой фильма «Надо мною солнце не садится» – Алтан, разругавшись с отцом, отправляется жить и работать на Крайний Север, тут ему предстоит провести в одиночестве целый месяц. Неожиданно у Алтана появляется сосед – старик по имени Байбал, приехавший в удалённый от цивилизации посёлок, чтобы спокойно умереть. Байбал просит Алтана похоронить его рядом с женой, но молодой человек, узнав, что старик в молодости потерял дочь, решает оттянуть его последние дни. Он уговаривает Байбала начать вести видеоблог на популярном сервисе – быть может, пропавшая дочка узнает отца.

Трейлер фильма «Надо мною солнце не садится»


ЦИТАТЫ:

Режиссёр Любовь Борисова в интервью изданию YSIA призналась, что в кино работает не ради денег:
По правде, мы не ради красных дорожек работаем, хотя выходить на них, разумеется, приятно. И не ради денег, тем более что их в нашем кино все равно нет. Для меня кино – это котёл, куда ты кидаешь своё время, свою душу, свою любовь, и каждый член съёмочной группы делает то же самое, а когда фильм выходит на экраны, зритель чувствует эту любовь. А без неё ничего не получится».

Иван Константинов, исполнитель роли Алтана в фильме «Надо мною солнце не садится», в интервью «Выборг ТВ» рассказал, что он получил уникальный опыт во время работы:
Если сравнивать театр и кино, могу сказать, что это совсем разные миры. Невозможно представить их ни вместе, ни по отдельности. Опыт был странный. Я вообще не представлял, что это будет фестивальный фильм. Думал, что он прокатается в республике и на этом всё. А оказалось, что он и до Шанхая долетел».

Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится» (Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»)



КРИТИКИ ГОВОРЯТ:


Егор Беликов («Искусство кино»):
Фильм к претензиям в легкомысленности очень уязвим. Щадить и защищать его я не буду, хотя якуты вполне достойны того, чтобы вообразить себе в кино слезливый мир, полный наивной нежности и нежной наивности. Хорошего отношения особенно достоин артист Степан Петров, который снялся пока только в двух фильмах (из известных за пределами Якутии), но ему нужно успеть поскорее выдать какое-нибудь государственное звание вроде заслуженного артиста, пусть даже хотя бы только Республики Саха. Именно он для меня и тех редких зрителей, которые следят за якутским кино извне, — символ этой скромной индустрии, тонкий, ветхий актёр, способный сходу заменить дедушку не только экранному мальчику, но и заэкранному зрителю. Как Вечный дед из “Сибириады” Кончаловского, он живёт где-то там далеко в лесу, и встреча с ним каждый раз облагораживает и восхищает. Вот хотя бы ради ещё одной роли Петрова стоило снимать и смотреть эту картину».

Александр Литовченко («Российская газета»):
Скорее это что-то среднее между передачей "Жди меня", международным хитом "1+1" и "Пока не сыграл в ящик", только по-якутски. Режиссёр и автор сценария Любовь Борисова, о которой вы вряд ли раньше слышали, экранизировавшая повесть, название которой вам тоже вряд ли что-нибудь скажет, чересчур усердно давит на жалость, но явно без задней мысли, а из лучших побуждений. Роб Райнер вон тоже на жалость давил – и выдавил 175 миллионов долларов. Любовь Борисова, надо полагать, никаких подобных коммерческих целей достичь не надеется, и все же её фильм не сильно хуже, а где-то даже и лучше, и добрее, и честнее. Попробовал бы этот Роб Райнер Николсона с Фрименом в тундру затащить. В Голливуде-то любой дурак может».

Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится» (Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»)


Татьяна Кожокару (Cinemotion):
“Надо мною солнце не садится” — очень простая история, с открытым сердцем говорящая о самом сложном и важном: современных идеалах и вечных ценностях, столкновении отцов и детей, поиске себя и обретении счастья, смысле жизни и неизбежности смерти. Отсутствие изощренных метафор и зашифрованных смыслов сообщает картине легкость и искренность — в конце концов “все истины есть в букваре и детской книжке раскраске”. Это фильм о том, что нужно ценить каждое мгновение жизни, уметь прощать, слушать своё сердце и не бояться говорить близким важные слова; что человек жив, пока о нём помнят, а всё, что мы заберём с собой, покидая этот мир, — крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь. Эти прописные истины находят трогательное воплощение в картине Любови Борисовой, и мудрые мысли в устах Байбала звучат как-то особенно проникновенно и легко. Вообще, в фильме очень милые диалоги: простые, и забавные, и щемящие — картина получилась упоительно смешной и беззащитно грустной. Встреча старика и юноши, как водится в подобных историях, изменит жизни обоих: Байбал познает премудрости видеоблогинга, исполнит детские мечты и обретёт внука, Алтан — поднатореет в охоте и рыбалке, научится радоваться простым вещам и найдёт в себе силы помириться с отцом и поговорить с ним о покойных маме и бабушке, а точнее спеть о них песню — такую пронзительную, что солёные брызги моря Лаптевых ощутят на своих щеках даже самые чёрствые зрители. Между прочим, именно благодаря этой мелодии, по словам Любови Борисовой, родился фильм: прослушав песню композитора Моисея Кобякова, режиссёр отметила её драматургию, и фрагменты пазла в виде литературной основы — повести Николая Лугинова “Каменный мыс” — и придуманной современной истории начали складываться воедино».