СЮЖЕТ:

Вблизи города Ош, что в Киргизии, много веков стоит Сулейман Гора – здесь местные жители просят счастья, здоровья и любви. Маленький мальчик Улук отправился в это священное место, чтобы попросить у неё мира для своей семьи. У отца Улука две жены: мама мальчика и ожидающая появления на свет первенца её соперница. Женщина борются за любовь мужа-тирана, а тот делает только хуже.

Трейлер фильма «Сулейман Гора»

Фильм «Сулейман Гора» ещё до своего показа в рамках фестиваля «Окно в Европу» получил нескольких призов других киносмотров: в частности он завоевал главный приз имени Роберто Росселини и приз зрительских симпатий на I международном кинофестивале «Крадущийся Тигр Затаившийся Дракон» (Китай, 2017 год), главный приз программы «К Востоку от Запада» фестиваля в Карловых Варах (2018 год), Приз НЕТПАК за «Подлинную картину жестокого мира выживания, который проходит перед глазами ребёнка», приз жюри ФИПРЕССИ фестиваля «Евразия» (Казахстан, 2018 год), главный приз и приз за лучшую женскую роль на фестивале «Движение» (Омск, 2018 год).



ЦИТАТА:


Елизавета Стишова в интервью изданию ProfiCinema рассказала, как появился на свет фильм «Сулейман гора»:
Толчком стал один эпизод, который мы наблюдали, когда снимали “Чайку” в Кыргызстане. У нас по площадке носился один маленький мальчик, чумазый весь, буянил, крушил всё подряд. Его всё время пыталась отыскать мать, кричала его имя. Алиса Хмельницкая тогда бросила невзначай: “Вот о чем надо писать”. Позже вспомнили этот случай и решили взяться за историю. Очень долго писали сценарий, около трёх лет, в течение этого времени многое меняли. Первоначальный вариант был другим — намного драматичнее. На самом деле, для меня самой во многом фильм скорее комедийный относительно первого варианта истории. Все герои — подлецы, они лгут окружающим, друг другу, ради того, чтобы получить каждый свою личную выгоду. А чего стоят эти целительные обряды, которыми промышляет героиня Жыпары!»

Кадр из фильма «Сулейман Гора» (Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»)


КРИТИКИ ГОВОРЯТ:


Виктор Прокофьев («Искусство кино»):
Словом, “Сулейман Гора” — постпостимперское кино, где точкой отсчёта являются судьбы людей, лишь косвенно связанные с социально-политической историей Киргизии, в своё время вставшей под корону царской России, разделившей с Россией революционно-советский этап развития и получившей мандат на свободу и независимость в 1991 году. Гора же древнее названных судьбоносных событий. Это своего рода капище, естественный религиозный центр, овеянный легендами реальный локус на юге Киргизии, чей священный статус восходит к прарелигии тюрков — тенгрианству. Эта мусульманская страна практикует тенгрианство в его житейско-бытовом изводе».

Кадр из фильма «Сулейман Гора» (Пресс-служба фестиваля «Окно в Европу»)


Тимур Алиев (CinemaFlood):
Конфликтные столкновения мужского и женского Я — одна из центральных тем в сюжете. Кружась на грузовике вокруг несокрушимой Сулейман Горы (очевидно фаллического символа, ассоциирующегося с мужским началом), вектор истории плавно смещается в сторону феминности — гармонии, уюта домашнего очага, тепла костра, который несколько раз оказывается центральным элементом кадра (за операторскую работу отвечал Тудор Владимир Пандуру, работавший с Кристианом Мунджиу на “Выпускном”). Сказочный образ богатыря Манаса из киргизского эпоса, который героиня Перизат Эрманбетовой использует, дабы описать образ отца, довольно быстро рассыпается под гнётом суровой реальности, в которой Карабас оправдывает свою кличку, пуская в ход рукоприкладство, а в привычный ритм своей жизни — ложь, азартные игры и воровство».