СЮЖЕТ:

Раньше Валентин Шубин писал свои книги для дочери, с которой много лет назад поссорился. Сейчас от того человека, которым когда-то был Валентин, мало что осталось. Вдобавок ко всему из-за болезни ему пересадили новое сердце, но ничего не изменилось. Цена операции – написать продолжение приключений слонёнка, которого в лесу приняли за медведя, но проблема в том, что Шубин наотрез отказывается это делать…

Фрагмент фильма «Элефант»

«Элефант»: продюсеры комедии готовы судиться с режиссёром Алексеем Красовским

ЦИТАТА:


Актёр Алексей Гуськов, сыгравший в фильме «Элефант» главную роль, в интервью «Выборг.ТВ» рассказал, о чём на самом деле получилась эта история:
Фильм о том, что у добрых книжек для детей про слона Мишку был очень злобный автор. Но слоны, знаете, боятся даже мышей, а он, как герой, ходит в такой толстой кожаной куртке, кардигане. У него, как у нас всех, ранимая душа. Жизнь ведь – как избушка на курьих ножках: если ты в неё всё время плюёшь, то она когда-нибудь начнёт плевать в тебя».

Кадр из фильма «Элефант» («Централ Партнершип»)


Сергей Шолохов («Аргументы»):
Картина "Элефант" продюсеров С. Сельянова и А. Гуськова, в которой актёр А. Гуськов играет главную роль. (Автор сценария и режиссёр Алексей Красовский снял своё имя с титров.) В исполнении Алексея Гуськова главный герой популярный и небедный 60-летний детский писатель Шубин, сочинивший сказочный образ Элефанта – слонёнка/медвежонка, – покоривший миллионы читателей, впадает в творческий и душевный кризис и не хочет ничего. Но врач сообщает ему, что если не пересадить сердце, то будет “кирдык”. Модный французский издатель и писатель предлагает ему оплатить пересадку сердца и оплатить продолжение “Слона-мишки”, если Шубин возьмётся за дело, и он, кряхтя, соглашается. Герой-ворчун назло следователю-графоману не узнаёт на очной ставке грабителя, свидетелем налёта которого на банк он был и даже успеху которого способствовал. Мотивировка участия в судьбе грабителя – может быть, у него голодные дети. Он прогоняет присланную к нему издателем помощницу, которая должна готовить ему еду, колоть лекарства, редактировать рукописи, причём без видимых причин, из-за дурного характера (потом помощница, хорошо оплаченная издателем, а оттого особенно настойчивая, всё-таки приживётся у него в квартире). Он в ссоре с дочкой, не желающей предоставлять ему внучку для прослушивания новой книжки. Правда, герой продаёт права на свой мультфильм и на вырученные деньги покупает дочке с внучкой квартиру в центре Санкт-Петербурга, чтобы не так далеко было к ним ездить (неплохой гонорар за мультик!). А весь сюжет в итоге сведётся к перипетиям вокруг создания книги (см. в фильме). Короче, образ у А. Гуськова получился загадочный, и кроме всего прочего после пересадки сердца (кстати, от серийного убийцы), у него из глаз частенько течёт скупая мужская слеза. Авторы фильма, наверное, решили, что так будет метафоричнее. Что ж, вам судить, дорогие зрители».


Слава Шадронов:
От сердечности, милоты, всеобщего добродушия “Элефанта” даже без оглядки на репутацию неназванного режиссёра чем ближе к финалу, тем больше делается не по себе. При том что исполнитель главной роли и сопродюсер (наряду с Сергеем Сельяновым) Алексей Гуськов на редкость точен и сдержан, хорош в ансамблях с достойными партнёрами Яном Цапником (адвокат), Полиной Агуреевой (сиделка Тося), Евгенией Дмитриевой (бывшая жена) и остальными. Но развитие сюжета, поначалу отсылающее как будто к антиутопиям Булгакова, Беляева, выруливает в стандартное, проторенное мелодраматическое русло, по пути мельчая, иссякая, под конец с явными пропусками (либо непродуманностью) каких-то связующих сюжетных узлов».

Ксения Реутова («КиноАфиша»):
Если это роман перевоспитания (а это вообще-то он и есть), то герой должен проходить через какие-то этапы и иметь на этом пути сопровождающих, как, например, в замечательном фильме “Лучше не бывает”, где эксцентричный писатель-мизантроп в исполнении Джека Николсона учился заново жить и чувствовать при активной поддержке маленькой собачки, дружелюбной официантки и соседа-гея. Российский же сказочник почему-то ремонтирует себя в гордом одиночестве, как робот, изредка прерываясь на диалоги с колоритными, но задвинутыми далеко на задний план второстепенными персонажами. Поверить в то, что такой человек когда-то создал великую детскую книгу, решительно невозможно».


ЗРИТЕЛИ ГОВОРЯТ:


Владислав Пастернак:
Посмотрели “Элефант” в конкурсе Выборга. Симпатичное, душевное, “французское” зрительское кино для взрослых и детей, с интересными персонажами, изящным живым изображением, но с ужасно архаичным саундтреком и адскими титрами, и несколько скомканным финалом. “Автор сценария и режиссёр имя указывать отказался” — это, конечно, чудовищно. Оказывается, в прошлом году идя по улице, я случайно оказался на съёмках где-то на Стремянной или Колокольной».

Кадр из фильма «Элефант» («Централ Партнершип»)




КРИТИКИ ГОВОРЯТ:


Денис Виленкин («Кино ТВ»):
То, что идеально получается в условных комедиях с Жиллем Лелушем или Бенуа Пульвордом, да даже в недавней “Оленьей коже” с Дюжарденом, где куртка навязывала герою образ мышления, с треском проваливается в “Элефанте». Благодаря сердцу герой Алексея Гуськова не претерпевает изменений, в его жизни не происходит вообще ничего, кроме абстрактной и очень мучительной средневозрастной тоски. Дело в том, что Красовский, работающий с тонкой материей писательской души, не способен прописывать героя вне ярко окрашенных карикатур (фильм “Праздник”), хотя пытается не вырисовывать острых трансгрессий характера из подонка в милого писателя. Задуманный трагикомедийным авторским фильмом, “Элефант” неожиданно для себя оборачивается душеспасительной конструкцией в духе фильма “С Новым годом, мамы”. Сам Красовский, и написавший фильм, и снявший, убрал из титров фамилию, ясно давая понять, что ответственность за результат лежит на продюсерах. На фестивале фильм показан с графой “режиссёр и сценарист пожелали остаться неизвестными”».