Иван Кудрявцев
Зачем ещё один «Экипаж»?
Николай Лебедев
Когда возникла идея как-то прикоснуться к фильму Митты, я действительно этого очень боялся, очень волновался, соблазн был очень велик, когда и Леонид Верещагин, и Никита Михалков стали говорить: «Ну, чего ты? Давай снимай». Я пошёл к Митте, которого очень люблю, у которого я всё время учусь, и который знает, в отличие от Верещагина и Михалкова, которые не знали, что «Экипаж» моя любимая картина. И он увидел меня такого растерянного на пороге. Я говорю: «Представляете, есть такая идея». А он говорит: «И ты, что, собираешься отказываться? Даже не вздумай. Я тебе помогу, берись!». И на самом деле это была самая большая помощь! Зная, что здесь не вопрос спекуляции, что я действительно обожаю его картину, он понимал, что я не буду её повторять. Это глупо и бессмысленно. Я буду искать что-то своё.

В большом кино Николай Лебедев дебютировал с психологическим триллером «Змеиный источник». Главных героев фильма сыграли Евгений Миронов и Екатерина Гусева. Роль молодой учительницы, которая едва не становится жертвой орудующего в городе маньяка-убийцы, стала первой для тогда ещё никому неизвестной актрисы. Следующая работа Лебедева «Звезда» открыла российскому зрителю актёра Игоря Петренко и вернула в современный российский кинематограф тему Великой отечественной войны. Драма о подвиге молодых разведчиков стала одной из самых кассовых российских лент 2002 года, первую и вторую строчки заняли соответственно «Антикиллер» и «Олигарх». «Волкодав из рода Серых Псов» — приключенческое фэнтези Николая Лебедева по роману Марии Семёновой — стал вторым в рейтинге самых успешных фильмов 2006 года. История о странствующем воине с Александром Бухаровым и Оксаной Акиньшиной уступила в лидерстве лишь «Дневному дозору». А Николай Лебедев окончательно подтвердил свою репутацию режиссёра зрительского кино.

Трейлер «Экипажа»

Иван Кудрявцев
2016-й год стал годом, когда я сбился со счёта, в скольких фильмах занят Данила Козловский. Невероятно востребованный артист. У вас нет страха, что Данилу заездили или что вы станете одним из тех, кто замылит его образ?

Николай Лебедев
У меня было такое опасение, что мы можем повторяться, и у Данилы было такое опасение, и мы довольно долго решали, стоит ли нам вновь пускаться в плаванье. Мы репетировали, мы провели очень подробный застольный период, мы выстраивали роль. Нам было очень важно, чтобы Алексей Гущин, при том, что он вроде бы внешне и похож на Валерия Харламова, чтобы он был совершенно другим человеком, с другими ценностями, с другими поступками. Он такой же хороший, но всё равно, чтобы он вёл себя иначе. И это на самом деле самое сложное, когда герои вроде бы похожи, и при этом они такие разные. Даня, по-моему, грандиозно справился с ролью, мне кажется, что это его большая победа. Что касается того, привыкнут к нему, не привыкнут: к талантливому человеку ведь невозможно привыкнуть. Даня, мне кажется, внутри до такой степени цельный человек и глубокий, что за ним будет всё время интересно наблюдать.

После кассового и зрительского успеха «Легенды №17» талантливый актёр Козловский стал одним из самых востребованных в российском кино. Биографическая драма о великом советском хоккеисте Валерии Харламове оказалась в тройке лидеров по кассовым сборам 2013 года, когда российский прокат взорвал и «Сталинград» Бондарчука, и третьи «Ёлки». Фильм от продюсеров Никиты Михалкова и Леонида Верещагина удостоился шести «Золотых орлов», в том числе в номинации «Лучший игровой фильм» и вошёл в десятку самых успешных отечественных фильмов за всю историю современного российского проката.

Иван Кудрявцев
О Машкове хочется с вами поговорить. Честно признайтесь, вы писали этот сценарий под него? Или это был результат проб, какого-то выбора для вас?

Николай Лебедев
Я не могу сказать, что для него писалась роль. Нет, это было не так, но я ему позвонил и сказал: «Есть сценарий, почитай!». Он прочёл, ему понравилось, и он сказал: «Давай проведём пробы». И я поразился этой просьбе, потому что, ну, какие ему пробы? Он пришёл на пробы, они встретились с Данилой впервые. И я видел, как он волнуется. Это было так интересно. Я и сам волновался очень, потому что я с ним в первый раз был на площадке, но мы как-то сразу почувствовали друг друга, и сразу стало понятно, что всё будет отлично. Он, конечно, грандиозный артист, но помимо этого он потрясающий человек. Он никогда не капризничал. Бывали ситуации реально очень тяжёлые: холод, минусовая температура, дождь, который обрушивается сверху из этих поливальных установок, и Машков в кителе под ледяным дождём и, как вы понимаете, это не три минуты, это смена. Хоть бы раз он пожаловался, хоть бы раз он показал своё неудовольствие — никогда. Всегда в форме, всегда готов к работе.

Главные герои нового «Экипажа» — два пилота в исполнении Данилы Козловского и Владимира Машкова. Алексей Гущин — молод и талантлив. Леонид Зинченко — опытен и строг. Их пассажирский лайнер приземляется на одном из вулканических островов Тихого океана, чтобы эвакуировать несколько десятков человек: сильное извержение грозит уничтожить этот небольшой участок суши, и найти спасение можно только в воздухе. «Экипаж» — второй российский фильм после «Сталинграда», который выходит в прокат сразу в двух форматах: 3D и IMAX 3D.

Иван Кудрявцев
Спецэффекты и визуальные эффекты для вас кто делал? Расскажите об этой команде. Что пришлось изобрести для этого фильма? Что вам пришлось внедрить такого, чего ещё никто не делал?

Николай Лебедев
Этим занимается компания CG-Factory под руководством Александра Горохова, это одна из самых сильных наших компаний. Они занимались и «Дозорами», и массой других проектов. У них огромный послужной список. И сейчас мы как раз заканчиваем эту работу, они, конечно, творят чудеса. У них есть и лава, и извержение вулкана, и землетрясения, и проваливание взлётных полос, и пролёт самолёта сквозь вулканический пепел, и кульбиты в воздухе сумасшедшие. У них там пишутся новые программы, они что-то создают уникальное. Но самое главное, даже если они пользуются чем-то уже знакомым, соединяя какие-то неожиданные ингредиенты, они создают новый эффект. При этом я должен сказать, что большое количество трюков мы снимали вживую: был построен огромный аэропорт, были свезены самолёты. Самолёты частью действующие, частью предназначенные на слом. Там были сложные трюковые сцены, так что не всё там нарисовано, а что нарисовано, то сделано очень качественно. Надеюсь, что это произведёт впечатление.

«Индустрия кино» от 1 апреля 2016 года