Сначала, как обычно, несколько слов о теоретической части программы фестиваля. Сегодня прошёл круглый стол Анны Наринской «Главные тексты русской литературы. Проблемы экранизации». Тема – наболевшая, множество копий в последнее время ломается вокруг споров о том, как нужно ставить классическую литературу, как нужно ее понимать и какие произведения из этой классики вообще стоит изучать повсеместно, а какие, возможно, следует оставить специалистам. В одном никто не сомневается: экранизации литературы важны для кинематографа, на них держится вся киноиндустрия в США, да, во многом, и в любой стране мира.

На круглом столе практически все собравшиеся были единодушны в том, что единой интерпретации литературных произведений быть не может. Поэтому решать, насколько правомерна та или иная интерпретация, никто не может. В том, что касается любых расхождений с оригиналом, Владимир Хотиненко сослался на знаменитое письмо Достоевского, который предлагал при переделке «Бесов» «взяв, например, первоначальную мысль, совершенно изменить сюжет» или внести любые другие изменения, потому что роман – это роман, а пьеса – это пьеса. Так писатель сам развязывал руки своим будущим экранизаторам, включая самого Хотиненко. И как бы ленивая часть публики ни хотела вместо книги смотреть фильм, книгу прочесть всё же придётся, потому что фильм – это всегда произведение другого автора, хотя и с отсылом к оригиналу.

В конкурсе сегодня, как и вчера, три фильма. «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой – это две эпохи, соединённые странным образом в жизни нескольких людей. Вот они – совсем дети, их принимают в пионеры, кончается советская эпоха, и они уже единственные, кто верит в произносимые слова пионерской клятвы. Вот они уже взрослые, со своими скелетами в шкафу, свои одиночеством в большом городе, своими неврозами и неопределённостью. Кудряшова, которая сыграла в фильме одну из главных ролей, убеждена, что пионерские клятвы не прошли даром и что героизм остался не только в книжках про Марата Казея и Лёню Голикова.

Трейлер фильма «Пионеры-герои»

Герой фильма «Находка» Виктора Демента – инспектор рыбнадзора Трофим, принципиальный, жёсткий человек, для которого закон превыше всего. Однако блуждания с чужим ребёнком по тайге и следующие за этим события заставляют его иначе посмотреть на мир вокруг себя. Алексей Гуськов здесь был поставлен перед трудной задачей: нужно было показать постепенное изменение человека в результате резкого перелома. Задачей же Демента было создать адекватное прозе Тендрякова экранное воплощение, в котором Гуськову будет легко сыграть сложнейший конфликт.

Трейлер фильма «Находка»

О фильме Ивана Вырыпаева «Спасение» будет рассказано в отдельной рецензии, которую вы в ближайшее время найдёте на нашем сайте. Остался один день конкурсных показов, а потом будут прогнозы и предварительные итоги.