Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

12+1. Лучшие фильмы 2014 года. Выбор главного редактора

Главные фильмы года по версии Ивана Кудрявцева

По долгу службы я часто отвечаю на вопросы: «Что посмотреть?», «Как тебе этот фильм?», «А чего вообще такого выходило за последнее время?». И у меня есть своя любимая формула определения хорошего кино. Я полагаюсь на время. Оно — лучший советчик, лучший критик, лучший «сомелье». Что выдержало проверку временем, что врезалось в память и не покидает её, — то и хорошее кино.

12+1. Лучшие фильмы 2014 года. Выбор главного редактора

12+1. Лучшие фильмы 2014 года. Выбор главного редактора

© Главный редактор «Фильм Про» Иван Кудрявцев. Фото Виктора Приходько

Кино — это в первую очередь впечатление, а уж затем — размышления, переживания. Впечатление даёт первый импульс, и если он был сильным - то сильно будет и всё потом. Прочнее будет и воспоминание. Так что вот вам мои 13 киновпечатлений 2014 года. Они же - 12 воспоминаний, плюс одно. В алфавитном порядке.

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. Наверное, самый волшебный фильм года. Редкое произведение так укрепляет веру в чудо, в которое я точно верю, но часто, как и все люди, забываю о его существовании в мире. Чудо есть. Оно невидимо разлито в природе, людях, в их словах. Мастерство Кончаловского в способности это визуализировать, воплотить для зрителя, передать ему ощущение чуда. Вот кот, который является по ночам почтальону Лёхе Тряпицыну, вот он - чудо? Несомненно. А кикимора, которую едут они искать с соседским мальчиком на реку? Да. А мальчик, который отказывается уезжать из деревни куда-то в город? Это тоже оно.

Трейлер фильма «Белые ночи почтальона Алексея Трапицына»

Фильм о том, как остаться, если по всем параметрам нужно уехать, — вот что за «Белые ночи» снял Кончаловский. Только подумайте, как сегодня важно посмотреть и понять такое кино! Реальное волшебство, невидимая сила, которая как-то держит вместе людей и их страну... Мощная и хрупкая одновременно, древняя сила. Доказывая нам её несомненное существование, и одновременно — непостижимость, летучесть (вот она есть, но вот и нет её), Кончаловский в нас пробуждает острое желание всё же как-то эту силу беречь, держаться её тока, иначе лучше даже и не думать, что может случиться. Сам он, впрочем, говорит о своём новом кино очень просто: снимали как документальное, в архангельской глуши, на берегах Кенозера, большинство исполнителей — не актёры, — и всё, за исключением нескольких сцен, происходит взаправду. И улыбаясь своей фирменной улыбкой, отвечает, почему приехал в Венецию без актёров: «Ну куда они оттуда поедут? Они меня к себе ждут, и я приеду, с наградой». Из Венеции он уезжает с «Серебряным львом» за лучшую режиссуру. И до чего же «в точку» эта награда!

Репортаж для программы «Вести» из Венеции о победе Андрея Кончаловского


Спецпроект «Эспрессо. Венецианские кинохроники»-2014. Интервью Андрея Кончаловского



«Вычислитель»

«Вычислитель»

«Вычислитель» Дмитрия Грачёва. Это один из тех проектов, за которыми выпадает шанс следить ещё на стадии подготовки к съёмкам, и за которые болеешь особенно сильно. Когда я впервые услышал «Снимаем в Исландии», я не раздумывая захотел, чтобы наши читатели и зрители отправились туда вместе с командой проекта, и возможность такая нам досталась. Анастасия Темирджанова, наш корреспондент, проработала со съёмочной группой фильма почти месяц среди гор, ледников, на вулканических пустошах, сдружилась с режиссёром, оператором, с Аней Чиповской, Винни Джонсом, Евгением Мироновым — со всеми. Привезла уникальный материал. Так что вряд ли в этом году был фильм, которого наша редакция ждала сильнее. Целая страница в жизни.

«Кинофантастика 2.0» - специальный репортаж о съёмках фильма «Вычислитель»

Это камерное авторское кино, в очень эффектных доспехах, отчаянное и благородное в своём творческом замахе. Простая история группы заключённых, осуждённых к пожизненному изгнанию на планете ХТ-59, прокладывающих свой путь к мифическим «Счастливым островам». Так функционирует Система, исторгнувшая математика Эрвина Кана, менеджера Кристину Шульц и контрабандиста Юста. Система которой они противопоставят каждый свою силу: разума, чувств и мышц. Борьба за живучесть, которую ведут наши герои, — сродни той, что ведёт сейчас наше кино, задействовав все имеющиеся у него ресурсы — борьба за свои Счастливые острова. «Вычислитель» — это ещё один смелый шаг на пути к ним. Таких шагов будет больше, только с вашей, зрители, помощью. Дорогу осилит идущий, и всем, кто делал это кино, и всем, кто посмотрел его, поддержав его рублём — мой личный респект.

Трейлер фильма «Вычислитель»



«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»

«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»

«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» режиссёра Роя Андерссона, который заставил содрогнуться от гомерического хохота стены фестивальных дворцов Венеции, и завоевал одну из главных наград мира — «Золотого льва». Фильм хорош тем, что не просто порадует любого киногурмана, а тем, что любого киногурманом сделает. Это истинный деликатес, приготовленный просто и из свежайших продуктов: острого как бритва юмора, хармсовской фантазии, забавного языка и сногсшибательной операторской работы. Так и хочется рассказать одну из новелл фильма, например про короля Карла XII который заезжает в современную кафешку на окраине спального района перед Полтавской битвой, а затем возвращается туда же уже после неё... И о том, что происходило в Венецианском зале на этих и на всех остальных сценах фильма. Но не буду рассказывать: лучше попробуйте всё это пережить сами.

Трейлер фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»



«Звезда»

«Звезда»

«Звезда» Анны Меликян зажглась вновь на чёрном ночном небе Сочи, на Кинотавре. Ей опять аплодировали, ей опять восхищались. Она опять прекрасна. История про девушку, которая переворачивает жизнь одного очень богатого человека, его спутницы, которая хладнокровно идёт к цели замужества по расчёту, и его сына, который давно потерял с отцом контакт. Ошарашивающий финал, и чудные (с ударением на предпоследний слог) диалоги. И очень цепко схваченные образы людей и города, который они населяют: вопиюще богатые дома-крепости и арендованные «однушки», бессмысленные арт-центры и претенциозные кабаки, элитарные медицинские центры и цветочные ларьки, и стройки, стройки, стройки. Кино окрыляющее, вселяющее надежду, и ненавязчиво указывающее свой интересный путь, как и подобает маленькой, но яркой звезде.

Репортаж для программы «Вести» о закрытии фестиваля Кинотавтр


Сюжет программы «Индустрия кино» о фильме «Звезда»

Трейлер фильма «Звезда»



«Интерстеллар»

«Интерстеллар»

«Интерстеллар» Кристофера Нолана попадает в мой топ ни за спецэффекты, ни за музыку Ханса Циммера, ни за сумасшедшую работу Мэтью Макконахи: за всё фильм уже попал во все возможные топы и ещё попадёт на церемонию вручения премии «Оскар», откуда вряд ли уйдёт с пустыми руками.

Сюжет программы «Индустрия кино» о фильме «Интерстеллар»

Этот фильм покорил тем, что погрузил меня в совершенно первобытное состояние. Я набираю этот текст на компьютере, за окном проезжают автомобили на бензиновых двигателях, а где-то за облаками — орбита, по которой летают спутники, с которыми связан мой смартфон. Но именно «Интерстеллар» даёт понять и почувствовать, что мы в — пещере, и что век наш — такой же пещерный, как тот, что мы называем пещерным — только относительно нашего. Относительность. Вот в чём всепобеждающая сила «Интерстеллара»: он её иллюстрирует и даёт почувствовать прямо шкурой. Учёные и зрители спорят, таковы ли на самом деле чёрные дыры, и что там скрывается за горизонтом событий, и таков ли будет истинный сценарий будущего, и смогут ли такое звездолёты, и люди... Но благодаря «Интерстеллару» к звукам этих разговоров подмешивается эхо каменных сводов пещеры, а в сполохах с экрана чудятся блики первобытного костра. Мы можем только гадать, каков мир на самом деле, и наше представление о нём — всё те же наскальные рисунки. «Интерстеллар» — большой наскальный рисунок о невиданных чудесах и неведомых чудищах Вселенной, в которой всё не будет известно никогда, и лишь одно известно всегда: любовь сильнее гравитации.

Трейлер фильма «Интерстеллар»



«Класс коррекции»

«Класс коррекции»

«Класс коррекции» Ивана Твердовского сделан мастерски. Восхищает стремительная лёгкость, с которой летит этот сюжет к своей развязке. Блестящая работа с актёрами, снайперски точный кастинг, азартная удаль в труде самих исполнителей. «Класс коррекции» вселяет не просто спокойную уверенность в новейшем поколении отечественных кинематографистов. Он вселяет нечто большее. Любопытство. Я искренне заинтригован таким русским кино, и я точно не одинок.

Трейлер фильма «Класс коррекции»

Сюжет программы «Индустрия кино» о фильме «Класс коррекции»



«Левиафан»

«Левиафан»

«Левиафан» Андрея Звягинцева — фаворит мировой критики до, во время и после показов в Каннах — претендовал на «Золотую пальмовую ветвь», получил приз за лучший сценарий, а теперь и выставлен на «Оскар» от России. Кроме сильных впечатлений при просмотре, не забуду ещё две вещи связанные с «Левиафаном»: во-первых, как вместе с оператором «Вестей» Виктором Приходько на крыше отеля Мартинез мы снимали саму «Золотую пальмовую ветвь», и я держал её в руках.

Фильм «Левиафан» наградили в Каннах, репортаж для программы «Вести»



Она могла стать нашей впервые за полвека, с 1958 года, когда победил Калатозов и его «Летят журавли». Второе сильное впечатление — пресс-конференция Андрея Звягинцева. Я сидел на задних рядах, мне была интересна мизансцена — российский фильм наедине с иностранной прессой. Из вопросов, которыми терзали режиссёра, следовало, что «Левиафан» для многих в зале в первую очередь — «жёсткое авторское высказывание о современной России». Я улыбался и качал головой, чувствуя совершенно иное: Россия, которую с болью, любовью и иронией живописует Звягинцев — его родная страна, родное пространство действия, и выбор именно этого пространства — лишь средство абсолютной актуализации высказывания, а само-то высказывание, конечно же, — о другом. Главный — именно библейский подтекст этой истории: притча об Иове, что легла в основу сюжета и самого образа страдальца Коли в исполнении Алексея Серебрякова. Фильм о человеке, чью веру испытывают, чья истинная сила должна начинаться там, где уже не останется сил. И человек этот помещён в Россию не потому что в ней эти вопросы встают острее, чем где-то ещё. А потому что режиссёр тут родился.

Трейлер фильма «Левиафан»



«Отель "Гранд Будапешт"»

«Отель "Гранд Будапешт"»

«Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона. Невероятной красоты и точности кино, с блестящим Рэйфом Файнсом в главной роли. Актёр с азартом исследует горизонты своего собственного экранного обаяния и преподаёт важный урок жизни: лёгкая походка, утончённые манеры и остроумие могут дать отпор целым армиям. Вспоминая этот фильм в ряду самых ярких киновпечатлений года, понимаешь: красота этого мира — всё ещё в надёжных руках.

Трейлер фильма «Отель "Гранд Будапешт"»

«Вечерний Берлин». Репортаж о фильме «Отель "Гранд Будапешт"»

Сюжет программы «Индустрия кино» о фильме «Отель "Гранд Будапешт"»



«Поддубный»

«Поддубный»

«Поддубный» Глеба Орлова. Очень обаятельный фильм, которому после первого же просмотра многие профессионалы прочили хороший «сарафан». И результат даже превзошёл прогнозы. Впечатлило то, как «Поддубный» с Михаилом Пореченковым и Екатериной Шпицей в главных ролях держал удар против летних голливудских блокбастеров и пробил себе путь к зрителю, не смотря на все преграды. Запрет на Украине этого — совместного, между прочим, — проекта (и многих других впоследствии, включая «Тараса Бульбу» с Героем Украины Богданом Ступкой в главной роли) - фиксируется в памяти как одна из диких и нелепых примет всего, что творится сегодня на Украине.

Сюжет программы «Индустрия кино» о фильме «Поддубный»

Трейлер фильма «Поддубный»



«Солнечный удар»

«Солнечный удар»

«Солнечный удар» Никиты Михалкова. Тут всё просто. В моём личном «топе» фильмов этот — навсегда. За то, что поставил главный вопрос грозного 2014-го (да и любого грозного года нашей великой истории): «Как это всё случилось?» И дал на него очень мудрый, прочувствованный ответ. Вопрос этот не случайно рефреном звучит и в трейлере, и в фильме. Его вообще надо задавать себе почаще. Фильм приглашает к очень серьёзному диалогу и учит думать. Думать крепко. Как говорит себе человек в минуты сильной опасности, знаете? «Думай. Думай!». Тут ещё важно, конечно, сказать о путешествии сквозь время, в которое приглашает нас режиссёр. И о путешествии, которое он сам предпринял с фильмом. Снимал в сказочной Швейцарии, премьеру устроил в Белграде и в Севастополе, открутив назад тот путь, которым проходили соотечественники персонажей его фильма. Из сказки лучезарной России с пароходами на Волге, где платочек играет с ветром (той России не уж вернёшь, только в сказках осталась), — во мрак ноября 1920-го, где если успел — то убежал на Балканы, а не успел — ты жертва красного террора. Чтобы понять, как это всё случилось (и до сих пор случается), обязательно нужно смотреть фильм, попытаться пройти той же тропой, которой вела мастера его мысль. Это очень интересный маршрут.

Никита Михалков рассказывает о фильме программе «Индустрия кино»

Трейлер фильма «Солнечный удар»



«Стражи Галактики»

«Стражи Галактики»

«Стражи Галактики» Джеймса Ганна. Я давно так не смеялся. И давно не видел, чтобы так заливисто и громко смеялись на фильме мои дети. Фильм уже в домашней коллекции. Копия — легальная, что важно.

Трейлер фильма «Стражи Галактики»



«Хоббит: Битва пяти воинств»

«Хоббит: Битва пяти воинств»

«Хоббит: Битва пяти воинств» Питера Джексона. Долгожданное завершение саги, которая, признаюсь, сколь прекрасна, столь же и утомительна для глаза и разума — так уж в ней всё щедро и сытно подано. Финальный «Хоббит» восхитил линией второго главного героя — Торина Дубощита, его конфликтом с собой, братьями по оружию и всем миром, конфликтом, который находит своё эпическое разрешение в каскаде битв, сражений и поединков. Не покидает до сих пор ощущение, что нас обманули, пообещав 45-минутную финальную битву. Она, конечно же, длится почти весь фильм. И это стоит увидеть, если вы ещё не посмотрели. Да и пересмотреть при случае тоже стоит.

Сюжет программы «Индустрия кино» о фильме «Хоббит: Битва пяти воинств»

Трейлер фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»



«Ярость»

«Ярость»

«Ярость» Дэвида Эйера. Честный военный фильм про незабвенные времена, когда борьба с фашизмом велась совместно. Действие фильма разворачивается на «Втором фронте», на стороне наших союзников. Снят американцем Дэвидом Эйером (служил, кстати, акустиком на подлодке) и русским оператором Романом Васьяновым (внуком советского танкиста, ветерана Великой Отечественной) Фильм про дом. И про то, как его защищать. Дом — это танк. Семья — экипаж. Командир Брэд Питт давал нам интервью в танковом музее Бовингтон, в английском графстве Дорсет. Здесь нам удалось первыми поздравить его с женитьбой на Анджелине Джоли. Никогда не забуду, как трогательно Питт спрятал от камеры кольцо, и как искренне, словно забывшись, заговорил он о своих детях: меня интересовало, чему научил его фильм как отца и что из опыта отцовства черпал он, работая над картиной.

Интервью Брэда Питта и Дэвида Эйера программе «Индустрия кино»

Танковый музей — точнее его экспонаты — сыграли в фильме ключевую роль. Нет, точнее американские «Шерманы» и германский «Тигр» (он единственный в мире остался на ходу) буквально играли в фильме наравне с актёрами. Рычали, лязгали гусеницами, ездили и вращали башнями. Для съёмок кабины экипажа её воспроизвели по 3D-модели в масштабе 112%, а затем разделили на 30 с лишним частей, чтобы любую можно было снять и работать камерой в нужном ракурсе, снимая портреты и фигуры актёров в чреве бронемашины. Роман Васьянов совершил настоящий производственный подвиг, который уже замечен в Голливуде. Мы скоро увидим его работы в очень крутых блокбастерах.

Роман Васьянов в просмотровом зале «Индустрии кино»

«Курск!!!» — этот боевой клич звучал на площадке «Ярости», когда Роман и Дэвид видели, что материал получается огневой. Из такого материала он и соткан. Не знаю, сколько раз клич звучал на площадке в действительности. Но судя по фильму, должен был — в каждой батальной сцене.

Трейлер фильма «Ярость»
Интерстеллар, Отель «Гранд Будапешт», Левиафан, Поддубный, Хоббит: Битва пяти воинств, Вычислитель, Стражи галактики, Ярость, Класс коррекции, Солнечный удар, Звезда, Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына, Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии
Глеб Орлов, Кристофер Нолан, Андрей Звягинцев, Брэд Питт, Дэвид Эйер, Никита Михалков, Роман Васьянов, Андрей Кончаловский, Уэс Андерсон, Питер Джексон, Анна Меликян, Джеймс Ганн, Дмитрий Грачёв, Иван Твердовский, Рой Андерссон

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Поддубный

Биографический фильм, Драма, Исторический фильм

Стив Бушеми, Владимир Ильин, Юрий Колокольников

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100