Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Выборг-2015. Александр Прошкин рассказал о том, как сохранять прямую спину

На своём мастер-классе режиссёр объяснил, как снимает кино

Выступая перед зрителями кинофестиваля «Окно в Европу», Александр Прошкин сосредоточился на анализе своей работы всего в нескольких картинах: «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Николай Вавилов» и «Доктор Живаго». Режиссёр, который в этом году отметил своё 75-летие, заявил, что основной темой его фильмов всегда было одно - как жить в России с прямой спиной.

Выборг-2015. Александр Прошкин рассказал о том, как сохранять прямую спину

Выборг-2015. Александр Прошкин рассказал о том, как сохранять прямую спину

Чтобы проиллюстрировать все сложности работы над фильмом вообще, Александр Прошкин большую часть мастер-класса посвятил объяснению того, как создаётся образ главного героя при замысле фильма. Особенно это трудно, когда герой - человек неординарный или даже гениальный. Скажем, в случае с Николаем Вавиловым было непонятно, есть ли у него вообще слабые стороны. Трудоголик, первооткрыватель, талантливый во всех отношениях. Нужно было найти что-то, в чём он мог бы быть виноват, - из этого мог возникнуть конфликт, помогающий раскрыть этого человека на экране. Оказалось, что Вавилов настолько любил своё дело, что считал возможным идти на даже самую нелицеприятную коллаборацию, если это помогало его работе. Это - начало конфликта. А его исход в том, что когда стали сажать самых близких людей, перед Вавиловым стал выбор: либо продолжать закрывать глаза, либо выступить открыто. Он выбрал второе - и погиб. «Человек, который мог накормить планету, умер от голода», - и сейчас поражается Александр Прошкин. Между этим двумя полюсами поведения и формировался образ учёного.

Трейлер фильма «Райские кущи»

Ломоносов тоже был соглашателем, замечает Прошкин. Его хвалебные оды правителям - это часть большой лести, на которую он всегда шёл с готовностью. Причём часто не ради чего-то конкретного, а потому что ему нравилось в ответ быть обласканным «сверху». Умер Ломоносов от обиды, которую посчитал несправедливой. О таком человеке хотел рассказать Прошкин. Есть случаи, когда персонаж не гениален, но найти способ о нём рассказать тоже сложно. Лара из романа «Доктор Живаго» никак не могла появиться на экране: сегодняшний зритель бы не поверил, что в такую женщину могут влюбиться два таких разных мужчины. И Прошкин отталкивался от того, что Лара - иностранка, она свободолюбива и неуловима, она в любой момент может сделать всё, что угодно. Это и сводит с ума героев, а Чулпан Хаматова была как раз такой актрисой, которая способна это сыграть. На роль Копалыча в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего» Прошкин сначала попробовал Владислава Дворжецкого, но был совершенно обескуражен. Дворжецкий, который сам прошёл лагеря, сохранил в памяти о них только смешное: видимо, так психика актёра оберегала саму себя. Все трагические сцены Дворжецкий играл, как анекдот, и вот тогда Прошкин пригласил Анатолия Папанова, для которого эта роль оказалась в итоге последней в жизни. И одной из лучших в карьере, хотя формально она даже не роль первого плана. Прошкин рассказал, что после съёмок Папанов умер в своей квартире, и нашли его не сразу, а причиной смерти стала, вероятно, привычка Папанова лечиться ледяной водой. Его нашли в ванне.

На фестивале в Окно в Европу к юбилею режиссёра показали сразу две картины, обе новые и обе снимались одновременно: «Райские кущи» и «Охрана». На обеих был аншлаг. «Вы говорите, у нас не ходят на русское кино. Откуда же тогда полные залы?!» - радостно восклицал Александр Прошкин.
Райские кущи, Охрана
Анатолий Папанов, Александр Прошкин, Чулпан Хаматова, Владислав Дворжецкий

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100