Домашняя атмосфера фестиваля «Окно в Европу» вкупе с тем, что это одна из важнейших премьерных площадок национального кино, уже много лет привлекает сюда ведущих авторов современного кинематографа. Так, в конкурсе этого года - новые фильмы Владимира Бортко (Народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист Украины), Александра Прошкина (Народный артист России), Сергея Пускепалиса (Заслуженный артист России), который дебютировал в кинорежиссуре. Вообще, дебютов в этом году много - 7 из 13 фильмов основного конкурса.

Церемония открытия в этом году была короткой. Зрителям показали новый открывающий ролик фестиваля, где из фрагментов картины «Они сражались за Родину» выкристаллизовывался портрет Василия Шукшина, ставший логотипом XXIII фестиваля. Было прочитано поздравительное письмо от министра культуры РФ Владимира Мединского. Президент фестиваля Армен Медведев в своей речи сказал, что каждый такой фестиваль - это чудо, потому что очень сложно добиться того, чтобы он состоялся и прошёл так, как нужно. И что это чудо нужно ценить и радоваться ему: чудес слишком мало, чтобы относиться к ним без восхищения.

На открытии был показан фильм Миры Тодоровской по сценарию Петра Тодоровского (Заслуженный деятель искусств Украинской ССР, Народный артист РСФСР) «В далёком сорок пятом... Встречи на Эльбе». Фильм почти целиком снят в Польше, почти все актёры второго плана там европейцы и американцы, русские только несколько актёров первого плана. Мира Тодоровская со сцены рассказала, что сняла этот фильм всего за год, и что художником-постановщиком этой картины стал оскаровский лауреат Анджей Рафал Вальтенбергер. Сюжет фильма, как и многих сценариев Тодоровского, связан с многочисленными деталями, которые Тодоровский, фронтовик, запомнил со времён своей службы. Деталей иногда страшных, таких как грабежи, изнасилования, предательства и другие преступления советских солдат, на которые он не хочет закрывать глаза. Но деталей и прекрасных, без которых то время тоже не существовало бы. Поэтому, при всех ужасах, показанных в фильме, главное в нём - это любовь, а любовных линий там как минимум три, если не считать второстепенных. Все трагичны, все комичны и все по-своему прекрасны. Без этой любви творчество Тодоровского невозможно представить, в сюжете картины легко узнаются персонажи его собственных фильмов.

Трейлер фильма «В далёком сорок пятом... Встречи на Эльбе»

Великой Отечественной будет посвящён не один фильм в рамках кинофестиваля «Окно в Европу», но будет немало и других интересных событий. Мы постараемся не пропустить ни одного важного и расскажем о них вам в течение фестиваля.