Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Выборг-2015. Притчи о современных кинопритчах

На фестивале «Окно в Европу» прошёл круглый стол «Doc. и притча» - метафора и реальность в современном кино и в фильмах прошлых лет»

Сложное название круглого стола во многом связано и со сложностями в коммуникациях тех, кто работает в этой области. Нет единого понятийного аппарата, нет общего представления о целях и задачах кинематографа, нет культурной базы, на которую можно было бы опереться, не рискуя быть непонятым. Но разобраться всё же нужно, на кону – кино.

Выборг-2015. Притчи о современных кинопритчах

Выборг-2015. Притчи о современных кинопритчах


Главная проблема, которую обсуждали на круглом столе, - исчезновение образности из кино в целом. На этом фоне немногие творцы-одиночки, продолжающие насыщать метафорами свои фильмы, выглядят и маргиналами, и пионерами, но с ними, как оказывается, не хотят работать продюсеры, потому что любое образное решение усложняет фильм и делает его выпуск рискованным. Всё так, но президент фестиваля «Окно в Европу» Армен Медведев справедливо отметил в своём выступлении, что фестивали оставляют за скобками собственно блокбастеры, фильмы-аттракционы, которые собирают основную часть бокс-офиса во всех странах. Очевидно, что эти картины построены на осознанном использовании архетипов, что большей своей частью они являются развёрнутыми метафорами или даже притчами. Это, по крайней мере, справедливо в отношении американских картин, каждая из которых, помимо этого, существует в грандиозном контексте поп-культуры и является предметом социологического и культурологического анализов.

Вопрос, правда, в том, может ли кино, вернувшееся к чисто аттракционной форме, двигаться вперёд, к новым формам. Пока никаких конкретных предпосылок нет, тем более, что, как справедливо заметил критик Александр Шпагин, идейный кризис коснулся не только кино. Музыка тоже не рождает ничего принципиального нового и яркого в последние годы. Везде растут траты и риски, и любая индустрия продолжает продавать тот товар, который уже хорошо продаётся, не вкладывая деньги в развитие. Сейчас развитие кино идёт в сторону анимации, заимствуя оттуда, как заметил критик Михаил Гуревич, в том числе и экспериментальные экзерсисы, если есть возможность их коммерциализировать.

«Аватар», главный лидер мировых сборов, - это анимационный фильм и лучшее доказательство вышеприведённого тезиса. Никто не возьмётся утверждать, хорошо это или плохо, тем более что анимационная документалистика – это один из самых интересных и развивающихся гибридов современного кино. Просто пока сообщество, да и общество, не поймёт, чем можно насытить эту форму, будущее кино, равно как и его настоящее, вызывает слишком много справедливо беспокойных вопросов.
Аватар

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100