Идея «Аватара» овладела режиссёром «Терминатора» и «Титаника» ещё в середине 90-х годов XX столетия. Однако на тот момент реализация этого проекта показалась голливудским студиям практически нереальной – ещё не были изобретены необходимые технологии, а заявленный производственный бюджет должен был составить не менее $400 млн. В итоге работу над «Аватаром» получилось начать лишь в 2005 году.

Джеймс Кэмерон в фильме о съёмках «Аватара» рассказал о трудностях, которые возникли у него в далёком 1995 году:
Мне хотелось совершить большой скачок в деле создания визуальных эффектов. Не просто обогнать других конкурентов, а начисто их превзойти. Нужен был такой прыжок, чтобы ни у кого не было бы возможности нас догнать. Этим прыжком и стал «Аватар». Я подумал, что если мы его поставим, то нам всё будет по плечу. И, конечно, мне ответили, что это невозможно реализовать. Никому такого не сделать. А дело было в 1995-м году».

Кэмерон и его коллега Джон Ландау договорились со студией 20th Century Fox о выделении бюджета на подготовку к работе над будущей фантастической лентой. Компания пообещала поддерживать исследовательскую работу на протяжении года. Её результатом должны были стать некоторые технологические решения, которые позволили бы начать съёмки «Аватара». Чтобы не терять времени, в мае 2005 года Кэмерон собирает вокруг себя различных дизайнеров и художников, которых посвящает в планы по созданию абсолютно нового мира. Этим людям предстояло придумать то, на что затем будут смотреть зрители.

Производственный бюджет «Аватара» составил $237 млн.


Выпуск программы «Индустрия кино» от 18 декабря 2009 года

Роб Легато занимался технической стороной вопроса. Изначально было принято решение использовать для работы над картиной уже существующую технологию Motion Capture (захват движения), однако её предстояло существенно доработать. Легато продемонстрировал режиссёру устройство, которое позволяло работать с отснятым материалом на этапе постпродакшна. Однако Кэмерону нужно было нечто иное – ему было интересно получить возможность контролировать процесс в реальном времени. Легато, следуя указаниям режиссёра, из запчастей собрал прототип того, что сейчас называют «виртуальной» камерой. Представьте себе, что вы находитесь в большом и просторном павильоне, по периметру которого установлены специальные видеокамеры, фиксирующие движения актёров. Этих камер может быть более сотни.

Сигурни Уивер и Сэм Уортингтон на съёмках «Аватара»

Сами актёры одеты в костюмы с датчиками, которые передают информацию о траекториях движения тела на компьютер. Компьютер обрабатывает эти данные в реальном времени, создавая таким образом на экране монитора движущийся скелет. На основе этих скелетов дизайнеры создают облик персонажей, а уже после эта картинка передаётся на «виртуальную» камеру. То есть, по сути, в руках режиссёра оказывается обычный монитор, позиционирующийся в компьютерной программе как камера. Когда Кэмерон наводил это устройство на актёра, он видел не его, а того персонажа, которого он играл. Технологию назвали Performance Capture. Она фиксировала не только движения тела, но и движения глаз актёров, а также их мимику. Для этого были созданы специальные шлемы, на которых закрепили миниатюрные видеокамеры, предназначенные для фиксации необходимой картинки. Кэмерон хотел максимально достоверно воспроизвести на экране человеческие эмоции. То есть всё, что вы видите на экране, было сыграно самими актёрами. Компьютерная графика на съёмочной площадке заменила необходимость гримироваться.

Уже после того, как съёмки «Аватара» были завершены, ведущий программы «Индустрия кино» Иван Кудрявцев побывал на съёмочной площадке картины. В специальном репортаже он рассказывает о том, как создавался этот масштабный проект.

Иван Кудрявцев побывал на студии, где снимали «Аватар»

В России фильм заработал $119,9 миллионов (с учётом повторного проката).


30 августа 2005 года было отснято 37-секундное тестовое видео, которое было продемонстрировано студии. В декабре 2006 года были сняты пробы с Сэмом Уортингтоном и Зои Салдана, после чего 20th Century Fox взяли перерыв для принятия решения. «Зелёный свет» фильму дали месяц спустя.

Джеймс Кэмерон, Сигурни Уивер, Сэм Уортингтон и Джоэль Мур на съёмках «Аватара»

Кэмерон серьёзно отнёсся не только к технической стороне дела, но и к художественной. Его интересовала детальная проработка нового инопланетного мира: насекомые, растения, животные и, конечно же, гуманоиды. К примеру, в процессе создания растений художники отталкивались от реально существующих земных культур. Чтобы они больше походили на инопланетные, растения Пандоры увеличивали в размерах в несколько раз. Кэмерону хотелось, чтобы придуманный им мир можно было обосновать в том числе и с точки зрения науки. Слабая гравитация позволяла растениям в фильме расти ввысь на несколько сотен метров. А для создания образа На'ви с лиц основных актёров сняли слепки, которые затем были оцифрованы. До того, как режиссёр утвердил окончательный вариант, художники перебрали ещё 50 других. Специально для фильма лингвист Пол Фроммер придумал язык, состоящий более чем из 500 слов. Отправной точкой для этого стало представление Джеймса Кэмерона о том, как говорят На'ви.

Каждая минута фильма занимала 17,28 гигабайтов, то есть для создания мира На'ви понадобился петабайт (1024 терабайта) дискового пространства.


«Аватар» установил рекорд посещаемости

В работе было задействовано четыре тысячи серверов, процессоры которых насчитывали 35 тысяч ядер.


Когда в 1995 году Джеймс Кэмерон снимал свой первый 3D-фильм – «Терминатор 2 3D», камеры для съёмок в этом формате были размером с вместительный холодильник. Во время съёмок «Аватара» была создана ещё одна новая камера, которая получила приставку «фьюжн». При помощи этой камеры режиссёр получал возможность снимать две картинки сразу – для каждого из глаз. И эта камера получилась многим более компактной и лёгкой, нежели её предшественницы. Её легко можно было носить в руках или ставить на плечо.

Репортаж Ивана Кудрявцева со съёмочной площадки

В Weta Digital со съёмочной площадки отправлялся уже практически готовый материал. Специалистам-дизайнерам не приходилось заниматься построением кадра или, например, коррекцией освещения – всё это было сделано до того как видео попало к ним. Они работали лишь с детализацией картинки.

Совокупный бюджет картины, по неофициальным данным, превысил $400 млн.


Продюсер фильма «Аватар» Джон Ландау


В мире «Аватар» заработал $2,8 млрд.


Эти цифры стали реальностью благодаря тому, что в прокат лента Кэмерона выходила два раза – в кинотеатральной версии, а затем в специальной дополненной. В активе «Аватара» три премии «Оскар» - за лучшую операторскую работу, лучшие декорации и лучшие визуальные эффекты. Картина также претендовала на статуэтки в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр», однако здесь Кэмерона обошла его бывшая супруга Кэтрин Бигелоу (с фильмом «Повелитель бури»). Несмотря на это, «Аватар» навсегда останется фильмом, который изменил мир.

В настоящее время Кэмерон работает над продолжением «Аватара». Режиссёром была анонсирована трилогия, причём вторую, третью и четвёртую части он планирует снимать одновременно.

Трейлер фильма «Аватар»