Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Фильм Про. Экспертиза»: Исследуем «Гравитацию» с героем-космонавтом Мусой Манаровым

«Фильм Про» анализирует картину Куарона

«Гравитация» - лидер американского кинопроката, в России эту картину посмотрело чуть менее двух миллионов человек. Фильм Альфонсо Куарона, зрелищную ленту об астронавтах, оставшихся в открытом космосе, многие нашли лучшим в текущем году. Редакция «Фильм Про» провела анализ этой картины с точки зрения научного правдоподобия: поискала несостыковки в стыковках и расстыковках. В качестве эксперта выступил Герой СССР, полковник Муса Манаров, лётчик-космонавт, установивший рекорд пребывания на орбите. В 1987-88 годах он пробыл на космической станции «Мир» 365 дней и 23 часа.

«Фильм Про. Экспертиза»: Исследуем «Гравитацию» с героем-космонавтом Мусой Манаровым

«Фильм Про. Экспертиза»: Исследуем «Гравитацию» с героем-космонавтом Мусой Манаровым

Невесомость и виды


Отметим сразу, что фильм Манарову понравился. По его словам, впервые зритель может получить такое полное впечатление о пребывании на орбите, то есть там, где нет ни верха, ни низа, ни притяжения, ни чего-то, за что можно уцепиться.

По его словам, невесомость в картине Куарона выглядит точь-в-точь, как она выглядит на самом деле. Вернее, в «Гравитации», в отличие от других картин, незаметно, что она не настоящая. Манаров полагает, что компьютер, рассчитывавший графику, работал по коэффициентам, описывавшим реальное движение в пространстве, и работа научного консультанта колоссальная.

Также Манаров остался доволен видами Земли.

Ночной Каир, Сицилия, тени облаков, северное сияние — словно снова побывал там. Только вот немного неясно, в какую сторону вращаются космонавты: должны с запада на восток, а в картине вроде бы в обе стороны. Ну и на дневной стороне витка всё же не видно звёзд – отражение солнечного света от земной поверхности слишком яркое».

В общем и целом графику и операторскую работу Манаров оценил высоко, хотя сразу подчеркнул: то, что сделали инженеры, отвечавшие за визуализацию, следует рассматривать отдельно от того, что написали сценаристы. К техническим ошибкам в сценарии профессионал может придраться легко.

Дублированный трейлер фильма «Гравитация»

Орбиты и скорости


Сюжетообразующим событием фильма служит взрыв русского спутника, обломки которого, проносясь с гигантской скоростью по орбите, несут разрушение и смерть.

И дело даже не в том, что лишние спутники давно и довольно успешно уничтожаются с Земли без особых последствий. Главное, что обломки русского спутника вообще вряд ли бы смогли долететь до Хаббла и американского шаттла - по крайней мере, за такой короткий срок, как показано в фильме.

Хаббл вращается вокруг Земли с наклонением орбиты в 28,5º (от экватора) – сделано это для того, чтобы максимизировать время, которое он проводит над территорией США. Шаттл «Эксплорер» висит под этим же углом. Русские спутники запускаются с иным наклонением, большим по значению, для аналогичной цели: чтобы они подольше висели над Родиной. Обломки российского спутника могут пересечься с орбитой шаттла, но точно не сразу и не через полтора часа.

После того, как шаттл героев приходит в негодность из-за осколков, они решают искать убежища в МКС, которая будто бы находится неподалёку. Однако МКС была построена с наклонением орбиты в 51,6º - эту уступку американцы сделали русским, так как мы запускаем туда «Союзы» с космонавтами. Шаттлы тоже летают с таким наклонением, но только когда им что-то надо на МКС – но они-то ремонтировали Хаббл. Манаров смеётся:

В кино космос похож на шоссе – едешь, а мимо тебя Макдоналдс, КФС, и так далее. Такого, конечно, не бывает».

Про китайскую станцию, к которой на «Союзе» от МКС долетает героиня, и говорить нечего: их «Тяньгун» вращается с наклонением в 42,78º, то есть совсем не там, где МКС и Хаббл.


Джордж Клуни и Сандра Буллок на съёмках «Гравитации»

Масса и ускорение


Ещё одно крупнейшее несовпадение, по словам Манарова, в том, что космонавты двигаются слишком быстро и резко. Сам космонавт обладает массой 80-90 кг, скафандр - примерно такой же, ещё сотню даёт масса реактивного ранца (о нём мы скажем ниже). И если космонавт разгонит 200-300 кг, он не сможет так просто остановиться, схватившись за поручень: масса-то никуда не девается. Поэтому космонавты двигаются чрезвычайно плавно, стараясь избегать резких движений.

Если бы кинокосмонавты действительно прыгали «с ветки на ветку», как белки, никаких осколков в реальности и не понадобилось бы: они бы сами разворотили весь свой корабль».

Как рассказал Манаров, космонавту нужно постоянно контролировать свои движения, чтобы ненароком не сломать хрупкую космическую технику, или не улететь в безвоздушную бездну. Более того, особой свободы движения они не располагают: «поддутый» скафандр, то есть наполненный газом, так «удобен», что, например, усилие, требуемое для сжатия ладони в кулак, сравнимо по усилию с сжатием эспандера. Попробуй поймай другого космонавта или поручень такой перчаткой!

Кадр из фильма «Гравитация»

Пот и бельё


Выход в открытый космос вовсе не загородная прогулка. Это тяжелая физическая работа. После такой нагрузки Райан Стоун, достигнув МКС и сняв с себя американский скафандр, никак не могла выглядеть такой свежей, как в фильме, играй ее хоть Сандра Буллок, хоть Леди Гага, хоть Хлоя Морец.

Когда эта «мадам» сняла скафандр, она даже не вспотела. Из открытого космоса ты возвращаешься весь мокрый – из тебя выходит несколько литров воды. Если работаешь часов шесть, то твой влагосборник забит и вода повсюду: на лице, на стекле. И даже говорить не получается, потому что рот высох».

Более того, подтянутое тело Буллок под скафандром должно было быть облачено вовсе не в спортивное бельё. Как рассказал нам наш собеседник, скафандр, по сути, резиновый, поэтому надевается бельё длинное, до лодыжек и запястий. На белье надевается специальный костюм, пронизанный трубками с водой – система водяного охлаждения. За бортом космонавт находится, словно в термосе, и выделяемое им тепло специально нужно отводить и сбрасывать – в российских скафандрах это делает испаритель, специальный радиатор, через который циркулируется вода, охлаждая тело.

К этому стоит добавить и то, что волосы Буллок ведут себя в невесомости немного неправдоподобно, всё же довольно длинные, они должны парить свободно - а они у неё будто уложены.

Дублированный отрывок фильма «Гравитация»

Работа и баловство


Другим моментом, позабавившим Мусу Манарова, стало то, как обращается Мэтт Ковальски (командир экипажа, матёрый космический волк) с тем самым реактивным ранцем, с помощью которого он в начале фильма выделывает самые разнообразные кульбиты, а потом помогает своей коллеге добраться до МКС.

Этот ранец называется СПК (средство передвижения космонавта). На Мэтте Ковальски, судя по его репликам, СПК последней американской модели. Внешне он очень напоминает запущенный в 1994 году SAFER (Simplified Aid for EVA Rescue – Аппарат для спасения космонавта в открытом космосе облегчённый). Его назначение состоит в гарантированном возвращении астронавта к станции в случае отказа фала или чего-то в этом роде – то есть, его можно задействовать только во внештатной ситуации. За время эксплуатации SAFER его ни разу не использовали. В отличие от MMU (Manned Maneuvering Unit – Управляемый аппарат для маневрирования) - более громоздкого и универсального предшественника SAFER.

Во-первых, по словам Манарова, тяги и топлива не хватило бы на длительные перелёты, которые совершали герои картины. Во-вторых, даже для проведения «испытаний» никогда бы космонавту на орбите не позволили так резвиться, как герою Клуни, тратя топливо СПК для забавы.

Каждый грамм, каждая атмосфера сжатого газа, доставленного в космос, стоит огромных денег – за которые спросят. Вообще так никогда не делается – на орбите не до баловства. График работы такой, что не знаешь иногда, как всё успеть».


Альфонсо Куарон объясняет актёрам свои пожелания
А вот музыку настоящие космонавты, подобно герою Клуни, как раз слушают. Если попросят.

У нас был однажды выход, когда мы на «Мире» были с французом Жан-Лу Кретьеном. Я ставил космонавтам, работавшим в открытом космосе, азербайджанскую инструментальную музыку. Но когда на станции мы были вдвоём, и вдвоём выходили в открытый космос, нам, конечно, было не до музыки. К тому же и в скафандре магнитофончика нет, и с Земли не передают музыку».

«Союз» и «Шеньчжоу»


Немного нелепым космонавт нашёл то, что в фильме пристыкованный к аварийной МКС «Союз» остался в целости и сохранности: «Всю станцию разнесло вдребезги, а «Союз» будто бронированный». Сомнение вызвало также и то, что Райан, пусть даже обучавшаяся работе с русскими «Союзами», смогла (по сценарию - с большим усилием) управлять китайским «Шеньчжоу», аппаратом, созданном на основе «Союза», но с абсолютно незнакомым интерфейсом.

«Начинка»: Из чего сделан фильм «Гравитация»

К тому же даже при всём везении, просто так отстыковаться от МКС или «Тяьнгуна» нельзя: для этого недостаточно нажать на определённую кнопку. Для такой операции требуется наличие «признаков», набора условий, при которых сработает автоматика, а сигналы о начале операции машинам обычно подают с Земли. В противном случае можно было бы всю станцию расстыковать, неосторожно задев какой-нибудь тумблер ногой.

Американский скафандр, по мнению Манарова, в фильме похож на свой прототип. Российский – не очень. Очевидно, за основу был взят «Сокол», который в открытый космос не надевают.

Как она могла в этом резиновом мешке выходить из «Союза», не очень понятно. Аварийный скафандр должен быть подключён к системе жизнеобеспечения, которая снабжает его воздухом - в эпизоде, когда Стоун пытается высвободить парашют, виден шланг. Но до «Тяньгуна» она добирается без подсоединения – это как пластиковый пакет на голову надеть».

Именно поэтому странным показался Манарову и момент, когда героиня Буллок, приводнившись, с таким трудом вылезает из реки: поддутый скафандр в реальности вылетает на поверхность, как резиновый мяч. Впрочем, вообще неясно, зачем она потопила «Шеньчжоу» - ведь логичнее открывать люк в крыше, а не в его борту. Но эти её действия можно объяснить начавшимся в аппарате пожаром.

Воздух и вакуум


В отличие от топлива для СПК, воздуха у космонавтов в скафандре хватает надолго, во всяком случае, на более длительное время, чем это было показано в фильме. Скорее умрёшь от перегрева или обезвоживания, чем от недостатка кислорода, хотя переизбыток выдыхаемой углекислоты тоже может убить — но О2 при этом в скафандре не закончится.

Странными Манарову показались и люки в «Гравитации». Они все как один открываются снаружи, словно специально для того, чтобы оставшиеся за бортом космонавты смогли попасть внутрь — на самом деле они должны открываться изнутри. Во-вторых, по крайней мере, раньше, они, как правило, распахивались только внутрь, чтобы гарантировать правильное шлюзование: если в камере оставалось положительное давление, её нельзя было разгерметизировать. Когда люки всё же стали распахиваться наружу, стало ясно, что неполное шлюзование при выходе может быть чревато последствиями:

Помню, пришлось ремонтировать люк, который открыли, сохранив в шлюзе давление — около 100 мм. Ось петли, которая крепила люк со стержнем толщиной с палец, была погнута под внушительным углом».

Манаров предполагает, что если бы героиня Буллок открыла люк камеры с давлением, при котором живут космонавты, то есть, в 7,5 раз большем, то её бы просто унесло куда-нибудь на Луну, возможно, вместе с крышкой.

Человек и автомат


Манёвры Райан на огнетушителе, конечно, являются чистой воды вымыслом: так только Валл-И сумел бы. Но и полеты героини Буллок на «Союзе» и его китайском родственнике выглядят для космонавта не менее фантастическими. По утверждению Манарова, движение корабля при помощи двигателей мягкой посадки – это нонсенс. Они включаются за несколько метров до поверхности. Об этом упомянуто в фильме, однако Райан включает двигатели, «обманывая» бортовой компьютер: она вручную вводит в него высоту.

В реальности этот процесс происходит автоматически, без участия космонавта. В днище «Союза» установлен альтиметр «Кактус» на основе радиоактивного элемента: передатчик посылает гамма-луч, а приёмник, если фиксирует фотонное «эхо», включает автоматику.

При этом парашют «Шеньчжоу» раскрывается штатно, а вот у «Союза» - не вполне. Он вряд ли смог бы раскрыться на орбите сам и мешать движению. Парашют летательного аппарата «сидит» довольно глубоко под обшивкой, при этом он сначала выстреливается в виде туго свёрнутого рулона, а затем при помощи пиропатрона раскрывает купол.

Муса Манаров на станции «Мир»

Отчаяние и ярость


Небольшая неточность, возможно, была допущена сценаристами в эпизоде, когда персонаж Буллок плачет в кабине «Союза» - ее слёзы красивыми шариками разлетаются по всему пространству аппарата.

На самом деле в условиях невесомости жидкость липнет к лицу из-за поверхностного натяжения, оставаясь на нём в виде маски. Впрочем, слезу, наверное, можно сморгнуть — но я на орбите не плакал, так что сказать точно я не смогу».

А вот к изумительно красивой сцене летящих по станции шариков горящего газа у Манарова претензий нет: примерно так это и должно выглядеть. Газ разлетается в невесомости именно такими «облачками», а пламя спички похоже на шар. Пожар на станции также выглядит правдоподобным, «хотя взрыв был слишком силен, будто в неё накачали несколько тонн бензина».

В том, что Райан Стоун встала на ноги сразу по прибытию, космонавт не увидел противоречия. Обычно вернувшимся с орбиты «звездопроходцам» помогают наземные службы: к притяжению приходится привыкать заново, да и спуск не самая легкая для организма операция.

Если героиня Буллок провела в невесомости не очень много времени (а в фильме говорится, что она на орбите всего неделю), она вполне могла бы встать на ноги по приземлении, то есть без особой реабилитации. Стоит учитывать ещё и то, в каком состоянии она была после своих приключений: на таком адреналиновом скачке человек способен на многие неожиданные подвиги».

Лётчик-космонавт Муса Манаров, Герой СССР, полковник в отставке
Словом, технических неточностей, вольностей и просто фантастических выдумок в фильме Куарона хватает, их можно перечислять довольно долго. На некоторые из них создатели пошли сознательно. Например, в реальности «забрала» шлемов скафандров снабжены светофильтрами, без которых люди в открытом космосе получали бы тяжелые ожоги не только лиц, но и роговицы. Из-за этих светофильтров лица космонавтов толком не видны - реализовать такое значило бы нарушить законы кино, да и какой тогда был бы смысл звать в фильм звёзд, Буллок и Клуни.

Однако вся техническая неправда не делает «Гравитацию» менее замечательной картиной. Показать космос так, как это сделал Куарон, доселе не удавалось никому. Такого же мнения придерживается и Муса Манаров, который считает, что этот фильм способен дать зрителю уникальный визуальный опыт. Всё равно же, по его признанию, заметить все недочёты фильма способны сходу очень немногие жители Земли — несколько сот космонавтов, несколько тысяч учёных и военных. Наверное, поэтому Манаров комментировал «Гравитацию» будто нехотя: было заметно, что ему очень понравилось это кино.
Гравитация
Альфонсо Куарон, Джордж Клуни, Сандра Буллок

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Гравитация

Драма, Триллер

Джордж Клуни, Сандра Буллок, Эд Харрис

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100