Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Фильм Про Экспертиза. Смотрим «Территорию»

Фильм о геологах содержит ряд неточностей, но геологам нравится

Экранизация популярной книги Олега Куваева «Территория» переносит нас в конец 50-х годов. Разбросанные по Чукотке геологи пытаются доказать наличие богатых месторождений золота в этой местности. Мы посмотрели этот фильм вместе с доктором геолого-минералогических наук Ильёй Викентьевым. Илья Владимирович - профессор кафедры месторождений полезных ископаемых и их разведки РУДН, гл.н.с. ИГЕМ РАН, зам. зав. лабораторией рудных месторождений. Мы попросили его быть пристрастным.

Фильм Про Экспертиза. Смотрим «Территорию»

Фильм Про Экспертиза. Смотрим «Территорию»

– Мне понравился фильм. Даже очень понравился. Особенно сильно, прямо грандиозно показана природа. Прекрасны виды дикой северной природы. Неприступные скалы, горные плато и ущелья, водопады и неукротимая стихия речных быстрин. Но человек упрямо идет вперед, выживает в невыносимых условиях и … побеждает.

Я заметил некоторые огрехи. Они бросались в глаза, но их было не много. Мне также показалось, что первая часть фильма более динамичная, а потом стали появляться длинноты – в телевизионном, я бы сказал, духе. «Студийных» диалогов становится слишком много, тяжеловато несколько воспринимается. Но при этом, в целом, ещё раз повторю, мне кино очень понравилось.

Трейлер фильма «Территория»

– Реальные экспедиции показаны в фильме, пусть не на сто процентов, но всё-таки очень похоже. Специфика работ на Чукотке и вообще на Крайнем Севере в том, что там велика доля людей, которые либо случайно «оступились» или не нашли себя, либо вообще бывшие зэки, потому что людей не хватает. Они составляли большинство многих геологических партий. Поэтому панибратства особенного нет, и тут фильм несколько идеализированно показывает такое сообщество. С другой стороны, все понимали, что большая часть этих людей – не рецидивисты, поэтому отношения с ними были обычно нормальные, позитивные. Тогда люди нередко попадали в тюрьму случайно, часто были безвинными. Таких в зонах было много, в том числе, и геологов. До войны репрессии обходили геологов стороной, их как-то не трогали. Во время войны геология приобрела особую стратегическую важность (металл и другое сырье). А вот после войны пошла целая волна арестов. Много людей этой профессии пострадали, так же, как и медики, генетики, кибернетики. Директора нашего института проф. И.Ф.Григорьева арестовали, и в 1949 г. он погиб в тюрьме. Среди арестованных были профессора, члены академии, настоящие светила науки. Их ссылали в Сибирь и на Северо-Восток, и здесь они, не щадя себя, работали на благо страны, которая, по сути, уничтожила их жизни. Были здесь и мелкие уголовники, которые «украли» два колоска пшеницы на поле и за это попали в тюрьму.

На Крайнем Севере много людей, которые либо случайно «оступились», либо вообще зэки, которых отпускают работать с зоны, потому что людей не хватает.


– Ещё меня сразу задело, что геологи в фильме показаны, если не в белых рубашках, то ухоженными, в новой или свежестиранной одежде. Даже в экспедициях в куда менее суровых южных, теплых краях геологи не успевают себя так блюсти. Я понимаю, что у кино есть определенная условность… Да и артисты играют очень хорошо, с большой отдачей.

Илья Владимирович Викентьев, доктор геолого-минералогических наук. Фильм «Территория» ему понравился


– Что касается геологов-романтиков, их тоже было большинство. Я могу об этом уверенно сказать, поскольку мои родители тоже были геологами. В 50-70-е годы наша профессия относилась к числу не только самых романтичных, но и очень престижных. Государство поощряло отрасль, потому что она определяла обороноспособность, индустриальную мощь страны, несла, в конечном счете, валютные поступления. На романтизацию образа геолога влияли радио и телевидение, которое тогда только начало развиваться. И кино, конечно. Поколение моих родителей, которое показано в фильме, горело желанием ехать на самый край света, в неизведанные, труднодоступные и суровые края. Это была золотая эра геологии, давшая целую плеяду замечательных специалистов. В СССР была самая мощная в мире геологическая служба. По количеству кадров наша отрасль была соизмерима с армией геологов всего мира вместе взятых - до миллиона человек. Стране это было нужно из-за большого количества белых пятен на карте, да и ресурсов растущая экономика требовала немало. При этом зарплаты были не слишком высокие, они по стране были едиными и немного возрастали только в зависимости от районного коэффициента (связанного с удалённостью). Это давало разницу максимум в два раза в сравнении с зарплатой на большой земле. Тогда квалифицированный рабочий завода получал всего в два раза меньше своего директора. Правда, сезонные рабочие у геологов могли получать много, поскольку их зарплата составлялась, исходя из цены за каждый пройденный (или вынутый) кубометр породы. Трудоёмкость труда у них была высокая, они получали в разы больше, чем человек на континенте, но с этими деньгами они легко расставались. Многие пропивали всё сразу по приезде на базу.

Добрыгин, Лавроненко, Мельник про фильм «Территория». «Индустрия кино» от 10.04.2015

– Мне показалось, что в фильме излишне заострён алкогольный момент. Герои постоянно выпивают, пусть по чуть-чуть. И говорят об этом постоянно. В поле в отрядах обычно был строгий сухой закон, и до возвращения в Певек (или Магадан) пить было нечего. Кстати, это провоцировало повальное пьянство у полевиков, вернувшихся из тундры.

У тебя камни примерзают к рукам, а ты всё равно должен идти в маршрут, собирать образцы или работать по колено в ледяной воде.


– Девушек в экспедициях практически не было, а если они появлялись, то становятся предметом раздора. Поэтому если кто-то и привозил их в лагерь, то это был, чаще всего, начальник партии, и с этим все мирились. Речь у мужчин в лагере была… крепкой, и мата было много, хотя я понимаю, что с экрана такая речь звучать не может. Курили практически все, это считалось в порядке вещей. Случались конфликты. Потому что, если люди в замкнутом, отрезанном от мира пространстве проводили всё время, несколько месяцев видели одни и те же несколько лиц, то они со временем даже из-за мелочи вспыхивали. Были преступления: раз вокруг дикий край, бродят медведи, а то и беглые зэки, то выдавалось огнестрельное оружие, хотя, в основном, начальникам, геологам, инженерам. У всех были ножи, потому что без них тоже нельзя было обойтись. Поэтому среди рабочих случалась поножовщина. И должен быть очень сильный, волевой начальник, который сможет укротить это психологическое напряжение. В какой-то мере отвлечься от этого позволял тяжёлый труд. Условия были невероятно тяжёлые, их нормальному человеку даже представить невозможно. У тебя камни примерзают к рукам, а ты всё равно должен с ними работать – изучать, описывать. Подчас снег и ветер, но надо идти в маршрут, отбирать пробы или работать по колено в ледяной воде. Земля в тундре отмерзает на полметра на месяц-два, а всё остальное время земля каменная – мерзлота. Деревьев нет, мало что растёт. Редко можно встретить ягоды, поймать рыбу. Ни согреться, ни помыться нормально.

Кадр из фильма «Территория»


– Большой отдушиной была гитара. Это важно. Обычно она в экспедиции у кого-то оказывалась. Ежедневно все собирались у костра после работы и пели вместе. В фильме за кадром музыка есть, а вот песни под гитару в кадре нет. Может, не поющие артисты попались… В кадре гитара есть, а если она есть, то она должна была, по-моему, зазвучать в руках героя. В коллективе из 20-30 человек обязательно был кто-то, кто умел играть. Обычно не профессионально, несколько выученных где-то аккордов – и всё. Главное - с душой. Магнитофонов и радиоприёмников не было, электричество отсутствовало – в том числе и для популярных тогда электробритв (блага цивилизации оставались на большой земле) - ледяной водой брились (или вовсе не брились). Батарейки использовались только для раций. Движки (генераторы) были только на крупных базах, куда доставляли достаточно мазута.

Магнитофонов и радоприёмников не было. Батарейки использовались только для раций, больше ни для чего электричества не было. В том числе, для электробритв. Ледяной водой брились.


– Мне кажется, что в фильме преуменьшена роль техники, герои всё делают вручную. Кайлом и лопатой действительно работали много (особенно зэки), но там, где можно, использовался бульдозер. Скальную породу взрывали. С другой стороны, когда было много дешёвой рабочей силы, работавших, по сути, за еду, на технике можно было сэкономить.

«Территория». «Индустрия кино» от 13.02.2015

– Один из героев случайно открывает новое месторождение ртути. Такое бывало довольно часто, когда территория была ещё неисследованной, а Сибирь и Северо-Восток богаты ископаемыми. Допустим, человек сплавляется по реке и видит чёрные выходы – уголь. А если рыжевато-бурые, то это сульфидные руды. Кстати, есть момент в фильме, когда герой, якобы, находит золото. Показано не золото, а именно выход сульфидных руд. Это халькопирит, медный минерал, который постепенно окисляется. В северных широтах он может и век блестеть, как золото. Само золото в таких формах и объёмах не бывает никогда. Самые крупные, уникальные самородки – с кулак (и это чрезвычайная редкость и большая удача найти). Здесь, впрочем, мог ошибиться не герой, а режиссёр. Потому что рядом с халькопиритом могли быть прожилки кварца, а в кварце герой мог увидеть мелкие золотинки. Это реально. Часть найденных на Чукотке месторождений – это руда в скальных выходах. Это то, из чего образуются россыпи в результате разрушения ветром, дождём и морозом. В таких месторождениях золото присутствует в виде низкотемпературных кварцевых жил с сульфидами вроде тех, что открыл главный герой. Поэтому когда тот говорит о золоте, он имеет в виду не крупные жёлтоватые камни с металлическим блеском, а, скорее всего, прожилки с маленькими золотинками в них. Если эти зёрнышки размером в миллиметр, то руда – уже очень богатая. Содержание золота тут килограмм на тонну. Это в тысячу раз больше, чем в рядовой руде для промышленной обработки. Я думаю, герой имел в виду именно то, что он увидел такие золотинки.

Кадр из фильма «Территория»


– Из мелких огрехов я бы заметил то, что герои фильма чаще ходят без головных уборов, даже в лютую стужу. Это маловероятно, потому что летом кусаются комары и мошкá (а бывает, что и солнце печет), а если их нет из-за холода, то в минус тридцать снимать шапку никто не станет. Всегда надета лёгкая шапочка, а чаще она вообще меховая. Понятно, что в кино тогда лиц героев не будет видно, одни носы будут торчать из ушанки. А надо было показать мужественные, обветренные лица. Люди в фильме живут в лёгких палатках, едят в беседках. На самом деле, если это и палатка, то на каркасе, и столовая не на улице, а в закрытой палатке. Потому что очень холодно и ветрено. Такой навес, как в фильме, можно встретить в южных экспедициях, но не на Чукотке. Нам ещё постоянно показывают полевой лагерь или ночлег на берегу у бушующей воды. Это тоже трудно представить. Река может выйти из берегов и всё снести. Поэтому геологи стараются подняться чуть повыше, где безопаснее, тем более, что летом там ветер хотя бы сдувает комарьё.

Герои фильма постоянно ходят без головных уборов. Это маловероятно, потому что летом кусаются комары, а если их нет из-за холода, то в минус тридцать снимать шапку никто не станет.


«Территория». Интервью с актёрским составом. «Индустрия кино» от 17.04.2015

– Рюкзак геологи в фильме носят, как попало. Это невозможно. Никто не будет таскать такой перекошенный рюкзак, к которому ещё сверху неуклюже приторочен здоровенный спальник. Геологи знают, что так ты 15-20 километров не пройдёшь. У тебя за плечами тяжёлый груз. В многодневный маршрут ты несёшь с собой еду, а обратно – образцы. Это порядка 30 кг. Такой груз сильно оттягивает спину, и геолог знает, как уложить такой рюкзак и распределить груз рационально. То же и с неразумным, опасным для жизни сплавом по реке, который показан в фильме. Всё это слишком рискованно. А если ты погибнешь, с тобой уйдёт вся информация, которую ты добыл с таким трудом. А это, по советским понятиям, важнее, чем твоя жизнь. С другой стороны, несмотря на то, что одиночные маршруты были запрещены правилами, люди всё равно ходили по одному, и риск, конечно, был. Потому что иначе полевики просто не успевали изучить все эти огромные территории.

Кадр из фильма «Территория»


– Самородок, который находят в фильме, показывает, что участок очень богат. Такие находки вообще случаются очень редко. Самородки распределены всегда очень неравномерно, чтобы добыть подобные, надо тысячи кубометров породы перелопатить. А на Чукотке в итоге действительно нашли богатейшие россыпи. Если бы в последнее время внимание к этому региону не ослабло, край бы по-прежнему процветал. Может, ещё будет.

Илья Викентьев. Начало отработки Шемурского Cu-Zn месторождения, 2010, хребет Шемур, Северный Урал


– Выход фильма я горячо приветствую – это своего рода гимн нелёгкому труду геолога. Мы должны отдать дань памяти поколению наших отцов, которые создали крупнейшую в мире минерально-сырьевую базу Советского Союза – страны, бывшей мировым лидером почти по всем видам металлических, горючих и неметаллических полезных ископаемых. И хотя с грустью пригодится отмечать падение престижа геолога, процветание нашей страны немыслимо без возрождения отрасли, немало потерявшей за постсоветские годы.
Территория

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100