Елизавета Зимарёва
Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях о Выборге, о том, что вы думаете о фестивале и почему считаете эту площадку предназначенной для серьёзных дискуссий?
Александр Сокуров
Во-первых, это балтийская площадка, расположенная близко к европейской границе России. Я надеюсь, что здесь живёт особый народ - люди, у которых есть интерес (объективный и субъективный) к качеству кинематографа. Важно, что у этого фестиваля своя история, это намоленное место, - не смотря на то, что дорога непростая, сюда приезжают, здесь бывают многие мои коллеги. В программу этого фестиваля могут попасть и дебютные работы - у него нет высокомерия, фестивальной чванливости. Такие показы кажутся мне принципиально-важными для оздоровления социальных и политических настроений, потому что люди переключаются на культурно-художественную программу в условиях повсеместной удушающей, злобной политизации. Такие отдушины должны существовать в таком виде.

Трейлер фильма «Франкофония»

Елизавета Зимарёва
В этом году из одиннадцати картин основной программы - восемь дебютантов. Как вам кажется, на что в первую очередь стоит обратить внимание человеку, начинающему свой путь в кино?
Александр Сокуров
Таких вещей очень много. С самого начала нужно понимать, что ты делаешь, насколько всё это тебе по силам: очень часто дебютанты замахиваются на темы, непосильные постановочно или художественно. Второе - ты должен знать то, о чём ты снимаешь, то время, о котором ты снимаешь, тех людей, о которых ты снимаешь. В подавляющем большинстве в фильмах молодых людей есть огромная дистанция между героями и авторами. Эти режиссёры никогда не были в этих криминальных условиях, никогда не были в этом историческом пространстве, они плохо образованы, плохо подготовлены профессионально. Это всё видно сразу на экране. Если так, это, конечно, уже ошибки не режиссёра, а ошибки продюсера. Самое главное - это профессия. Если у человека нет в руках профессии, это не очень порядочно, - тратить деньги, которые мы выделяем, на то, чтобы он просто поиграл, показал это кино какому-нибудь кругу своих друзей в пять-десять человек. Категорическое условие нашего фонда - это сначала дать качественное профессиональное образование, заложить какие-то основы мировоззрения и дальше обеспечить доступ к кинематографическим инструментам, - только после серьёзной проверки на то, достоин ли человек этим заниматься.

Трейлер фильма «Фауст»

Елизавета Зимарёва
Планируется ли набор новой мастерской в Нальчике?
Александр Сокуров
Два года назад была защита диплома. Двенадцать великолепных дипломных фильмов было сделано, и я горжусь этими работами. Эти молодые люди теперь - часть моей жизни до конца моих дней, я люблю этих людей, они действительно близкие и дорогие мне люди. Больше набора не будет. Достаточно. Ни я, ни университет не заводим разговор о новом наборе. А зачем? Двенадцать человек закончили мастерскую два года назад, и только четыре из них - хотя это тоже рекорд, грандиозный результат - получили возможность сделать полнометражный фильм, ведь обычно люди ждут этого годами. Осталось восемь человек, эти люди ещё не прошли необходимые этапы становления. Они должны пройти через жизненную закалку, испытания, доказать свою стойкость, написать сценарий, который им под силу. Надо биться за это ремесло. Это профессия не для женщин, хотя у нас на курсе была половина девушек. К сожалению, это жёсткая, жесточайшая мужская работа.

Трейлер фильма «Теснота», снятого учеником Сокурова - Кантемиром Балаговым

Елизавета Зимарёва
А какие регионы России могли бы быть вам интересны в этом плане?
Александр Сокуров
Хочу вам сказать, что мне недавно в Ираке предложили открыть киношколу... Но мне трудно ответить на этот вопрос, ты нужен там, где ты нужен, там где тебя могут полюбить. Всё же отношения между мастером и его учениками должны строиться на принципиальном доверии душевном, на человеческом доверии, на любви, быть может. Мне казалось, что на Кавказе есть особое отношение к человеку, который старше, к учителю. Некоторое время я действительно находился под таким впечатлением, но пришло время, когда я понял, что это не совсем так, и там тоже национальные традиции теряют своё значение, а учитель уже не имеет такого авторитета. Но мне трудно себе представить мастерскую, которую я бы набрал из русских ребят. Наша мастерская была очень жёсткой, как военное училище, для молодых людей это было по-настоящему тяжело. Никакой студенческой освобождённости, «весёлые студенческие годы» - это было совсем не про нас. Не про меня. Всё же государство тратило средства на них, приезжали преподаватели из разных городов страны и из-за её пределов: подготовить режиссёра - это дорого. И потом он должен этот вклад отработать.

Елизавета Зимарёва
А что всё-таки насчёт киношколы в Ираке?
Александр Сокуров
Ну, есть же киношколы и в Иране, и в африканских странах, не счесть киношкол в Германии и в Голландии. В Москве столько киношкол, что никто не возьмётся посчитать! И мне не известен человек, который не мог бы быть режиссёром. Я знаю людей, которые не могут быть врачами, сидеть за штурвалом самолёта, служить в армии. Но эта профессия перестала быть акцентируемой, требующей особого понимания и ответственности. Скоро режиссёров будет столько же, сколько и зрителей.

Трейлер фильма «Александра»

Елизавета Зимарёва
Сейчас все обсуждают потенциал работы с Китаем. Что вы по этому поводу думаете?
Александр Сокуров
Меня приглашали приехать туда надолго в октябре, я предпочёл отказаться по многим причинам. Это же просто арифметика: если у вас миллиард с чем-то населения, вы можете вырастить тысячу абсолютно профессиональных людей. Ни одна кинематография мира не может себе этого позволить, а Китай может. Европейцы не понимают их условия жизни, ничего не понимают в менталитете китайцев, а китайцы - это сильные, жёсткие люди, которые всегда идут до конца. То, что они будут делать, будет привлекать большое внимание, в первую очередь молодых людей, потому что Китай не будет обезоруженным, Китай никогда не будет в пассивной роли, он будет наступать, завоёвывать, ему нужны только победы. Можете представить себе, какой кинематограф ожидает мир - это кинематографическое испытание.

Елизавета Зимарёва
А если говорит о копродукции?
Александр Сокуров
Не понимаю, какие у нас могут быть темы, общие интересы. Дипломаты говорят, что после двух, трёх, четырёх часов переговоров с представителями Китая они не могут понять, о чём всё-таки договорились. Различия между китайской ментальностью и другим миром грандиозно. Ни у кого нет с ними общей ментальности, ни у европейцев, ни у африканцев, ни у японцев, ни у кого в мире. Если только это не мир социализма, социалистических идеологий и социалистических фантазий. Я думаю, это малоперспективно, если , конечно, русский режиссёр не решит снять экранизацию китайской оперы или фильм о жизни китайского правителя. В альянсах с китайской стороной Китай никогда не будет вторым номером.

«Русский ковчег». Фрагмент фильма

Елизавета Зимарёва
Не могу не спросить про фильм вашего выпускника Кантемира Балагова «Теснота». Какова была степень вашего участия в проекте?
Александр Сокуров
Я - художественный руководитель этого проекта, я гарант продвижения этого проекта, его защитник, сторонник работы моего молодого коллеги. У меня очень много претензий к этому фильму: очень многое из того, что нужно было сделать, не было сделано Кантемиром, и я надеюсь, что он раскаивается в этом. Я смотрю на этот фильм профессиональным взглядом, зная, что задумывалось и какая конструкция получилась в итоге, зная все дефекты этого самолёта. Самолёт летает, но не очень высоко. Мог бы летать выше.