Как снимать кино в кризис? Сюжет «Индустрии кино» от 20.03.2015



Продюсер «Сталинграда», «9 роты», а также фильмов Сокурова и Звягинцева Александр Роднянский регулярно представляет свои новые проекты на питчингах Фонда кино и Минкульта. Благодаря господдержке, зрительские и фестивальные хиты от компании AR films доходят до экранов российских кинотеатров.

«Из множества разнообразных источников финансирования, пожалуй, сейчас сохранились только государственные, - размышляет Роднянский. - Частные инвесторы не рискуют, телевидение резко сократило степень своей вовлечённости в кино осталась международная копродукция, но у нас она никогда не была значимым фактором. Мне кажется, это обострило конкуренцию, в свою очередь, в силу ограниченности средств, сократит и количество фильмов».

«Распутин» с Жераром Депардье, «Вычислитель» с Евгением Мироновым, «Ёлки лохматые» с Цапником и Мерзликиным — российские телеканалы активно участвовали в процессе производства кинофильмов в предкризисные годы. Сейчас из-за сокращения рекламных доходов может снизится и вовлечённость каналов в кинопроцесс. Ожидается, что в ближайшие годы телепродюсеры будут вкладывать все меньше средств и в создание сложно постановочных сериалов.

«Будет тяжелее, будет меньше денег, будет меньше фильмов, - считает Валерий Тодоровский. - Всё станет скромнее. Но иногда бывает, что в кризисе люди становятся изобретательными и могут себе позволить сделать какие-то проекты, которые в обычной жизни не получаются».

«Творчество – это тогда, когда рамки сжимаются, тогда начинает голова работать, - убеждён Андрей Малюков. - Что сделать? Вот, сейчас финансовые рамки поуже стали, поэтому фантазия начинает активнее работать, придумывать начинаешь чего-то такое нестандартное».

Режиссёр телефильма «Бесы» Владимир Хотиненко считает, что экономический кризис вряд ли отразится на отечественных новинках в программах кинотеатров. Ведь снимали же фильмы и в переходные 90-е, и во время Великой Отечественной войны.

«При современных технологиях, кино можно снимать на телефон. Достал из кармана телефон - и... Смотря, что мы подразумеваем. Если мы подразумеваем большой бизнес, то на большой бизнес у нас просто денег нет и никогда не было. А если подразумевать процесс кинематографический, то ничего! Можно! А может, даже хорошо, что надо рассчитывать не на деньги, а на голову и на сердце».

Режиссёр и продюсер Фёдор Бондарчук, который за последний месяц выпустил на киноэкраны два хита, «Батальон» и «Духless 2», а также директор киностудии Мосфильм Карен Шахназаров, сейчас к прокату готовится его продюсерский проект «Дорога на Берлин», уверены, что кризис может удешевить процесс производства и стимулировать съёмки фильмов в России.

«На Мосфильме мы цены совсем не поднимали, - говорит Шахназаров. - Поэтому, на самом деле, цены в киноиндустрии не поднимались. Если считать, то они, получается, упали. Поэтому, я думаю, что работать будет несколько дешевле».

«Мои товарищи и я, - говорит Фёдор Бондарчук, - мы считаем, что лучше плюсы из этой ситуации извлечь. А на территории киноиндустрии это возможно вполне себе, мы не привязаны к доллару. Снимать - комфортно».

В 2015 году на российские экраны выйдут фильмы, производство которых началось ещё в предкризисный 2014-ый: это и «Призрак», и «Экипаж», и «А зори здесь тихие...». Как повлияет экономический спад на качество отечественной кинопродукции, обычные зрители узнают только через год, а кинематографисты столкнутся с новыми реалиями уже этим летом – традиционным временем начала съёмок.