14:29
Творческая группа фильма готова к общению. Абель Феррара похож на крестного отца итальянской мафии: седой, сутулый, мрачный. Напротив - Уиллем Дефо, он выглядит очень молодо и свежо. Актёр одет в светлую рубашку с коротким рукавом. Он совсем не выглядит таким квадратным, как в кино. Вполне себе стройный, приятный человек.
14:32
Феррара никому не доверяет представление команды фильма - он делает это сам. Вот - исполнители главных ролей Уиллем Дефо и Наташа Лионни. Художник Фрэнк ДеКёртис. Оператор Кен Келш. Композитор Фрэнсис Куйперс.
14:32
Режиссёр рассказывает об истории создания фильма: "Лет пять назад мы узнали от Ала Гора о глобальном потеплении, так и родилась идея ленты. Скорее задавайте вопросы всей моей команде, потому что вы можете никогда её больше не увидеть!" Ясно, что вряд ли Ал Гор прямо в каком-нибудь кафе рассказал Ферраре о глобальном потеплении. Просто документальный фильм Гора "Неудобная правда" получил "Оскар" и был показан во всём мире. Даже в России.
14:35
Для актрисы Наташи Лионни роль в фильме "Последний день на Земле" может стать выходом на новый уровень актёрского мастерства. Прежде она играла, в основном, лишь в средних мелодрамах и комедиях.
14:37
В отличие от остальных режиссёров Венецианского фестиваля Феррара водит с собой не только продюсеров и звёздных актеров, а всю команду, которая действительно работала над фильмом.
14:39
Феррара отмечает, что для него этот фильм, как и вся идея о конце света, это способ сказать человеку: "Ты умрёшь прямо сейчас. Что будешь с этим делать? Мы же все умрём. Но конец света - это как сборщик налогов".
14:41
У Феррары интересуются, знает ли Ал Гор о его фильме. Режиссёр отвечает, что советовался с Гором, но фильм ему не демонстрировал.
14:42
Феррара: "Я говорил с экспертами о том, как выглядит мир, в котором исчез озоновый слой. Они сказали, что моя идея о зеленоватом облаке вокруг Земли - это не так глупо. Всё равно никто не знает, как это будет на самом деле. Облако, кстати, было создано без помощи компьютера".
14:44
В дискуссию вступает композитор фильма: "Мы вместе с Феррарой искали особый звук, который подходил бы фильму - госпел, блюз и другие апокалиптические стили. В таких картинах музыка не должна быть слишком сложной.
14:46
Художник "Последнего дня на Земле" Фрэнк ДеКёртис комментирует работу над декорациями: "Мне нужно было создать очень интимное пространство. И в поиске идеи я отталкивался от интерьера своей квартиры. Мы накладывали новые и новые слои на одну и ту же декорацию, потому что в ней и происходит весь фильм. Стены должны были выглядть так, как будто они много всего слышали".
14:50
В фильме очень много реалий нашего времени: герои пользуются Скайпом, мобильным телефоном. Именно поэтому Феррару спрашивают, какими устройствами он пользуется сам.
14:51
Феррара прямо взрывается: "Да ещё лет пять назад мы и представить себе не могли, что такое будет происходить! Весь мир повёрнут на этих игрушках. Я могу увидеть свой дом в Google Earth. Все говорят о новых измерениях, матрице. Повсюду камеры, которые тебя снимают с разных углов. А ещё одна снимает тебя, когда ты сидишь перед компьютером, потому что она туда уже встроена. Мир, друзья мои, изменился навсегда!"
14:52
Феррара очень словоохотлив - он берёт на себя почти всю беседу.
14:53
Феррара: "Я снимал фильм об индивидуальностях, которые ищут себя и наслаждаются красотой мира".
14:54
У Уиллема Дефо спрашивают, не чувствовал ли он себя альтер-эго Феррары? Актёр смеётся и замечает: "Я агент его воображения. Феррара придумывает этот мир. Абель, как тебе это нравится?"
14:56
Феррара метко отвечает Дефо: "Лучше не скажешь, парень. Я бы тебе заплатил за эти золотые слова, если бы было чем".
14:57
Оператор фильма говорит о том, что на Ферраре лежит проклятье поэта. Каждый фильм, над которым они работали вместе, - о его боли, его жизни. Это его проклятие и благословение.
14:58
У режиссёра интересуются, считает ли он, что мир уничтожат люди. Ответ Феррары таков: "Понятия не имею. Я просто снял фильм, где попытался себе это вообразить. Моя картина о том, как человек уничтожает себя, а не Землю, так что дело не в землетрясениях или наводнениях, а в нас самих. Мы отравляем мир, при этом сами же умираем от этого. Цивилизация превращается в прах".
15:02
Наташа Лионни рассуждает о смерти: "Мы долго прикидывали, как человек воспринимает конец своей жизни. Думали о медитациях, перевоплощении как идее. Много репетировали эти переживания и медитации".
15:04
Уиллем Дефо: "Мы думали, куда человек направялет свой ум. У всех нас есть стратегии в отношении того, как строить жизнь. Но в данном случае перед нами стояли практические вопросы: "Что конкретно ты будешь делать в последний день? Кому скажешь "прощай"? К кому пойдешь?"
15:06
Время, отведённое на общение с создателями картины, подходит к концу. Феррара быстро встает и уводит с собой всю группу - скорее снимать новые фильмы. Дефо остается раздавать автографы.