Для своего фильма режиссёры Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас нашли несколько героев, которые определённым образом перекликаются между собой. Кроме того, все они живут во Владивостоке или недалеко от него: «перебивки» с панорамами города и сельской местности лирическим образом дополняют рассказы интервьюируемых. Сельский священник и скульптор, прославившийся фигурой Мандельштама перед расстрелом, как оказывается, не слишком отличаются друг от друга. Все они сегодня ходят в маргиналах, все они забыты страной и всем живётся нелегко, но они почему-то продолжают свой нелёгкий путь и не сворачивают с него. На таких людях, на их рефлексии, как показывают авторы, стоит русская культура, и на них должно основываться её дальнейшее развитие.

Трейлер фильма «Выпрямительный вздох»

Тихонов-Рау и Арлаускас – режиссёры молодые, но уже известные за счёт своей прошлой работы «В ауте». После того, как «Антон тут рядом», благодаря усилиям его автора Любови Аркус и её единомышленников, превратился в социальное явление, в событие, об аутизме как проблеме, нуждающейся в решении, задумались многие. «В ауте» продолжил этот трудный разговор. Его героиня – немая девушка-аутистка Соня, дневники которой – единственная её возможность коммуникации с внешним миром. Другие фильмы Тихонова-Рау и Арлаускас («Клеймо», «Быть вместе») известны чуть менее, однако имели неплохую фестивальную судьбу.

Ольга Арлаускас рассказывает о поиске героев для фильма

Название фильма «Выпрямительный вздох» отсылает к стихотворению Осипа Мандельштама: «Люблю появление ткани, / Когда после двух или трёх, / А то четырёх задыханий / Придёт выпрямительный вздох».
«Вздох», по мнению авторов, должна сделать Россия, забывающая своё прошлое, смутно понимающая настоящее и безразличная к будущему. Ужас и красота нашей истории подчёркиваются визуальными метафорами, иногда слишком смелыми и даже скандальными. Однако сам настрой фильма вполне миролюбивый, и посыл тоже понятен: принять свою страну, опереться на лучшее в её культуре и двигаться к просвещённому грядущему.

Ольгая Арлаускас формулирует идею фильма