«Политый поливальщик» (1895 год)

Первая в мире короткометражная постановочная комедия L'Arroseur Arrosé была снята патриархами кинематографа - братьями Люмьер. Всего 49 секунд, незамысловатый сюжет: садовник поливает клумбу, а мальчик решает разыграть его и наступает на шланг. При этом картина является значимой вехой в истории кино: она неоднократно цитировалась режиссёрами последующих лет. Постер «Поливальщика» стал первым плакатом, когда-либо использовавшимся для продвижения отдельного фильма, и был выполнен художницей Марселиной Озоль в стилистике французского постимпрессиониста Тулуз-Лотрека.

Постер к фильму «Политый поливальщик»


«Путешествие на Луну» (1902 год)

«Путешествие на Луну» стало первым научно-фантастическим фильмом в истории кинематографа. Немая короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне», была поставлена режиссёром Жоржем Мельесом по собственному сценарию, на созданных им декорациях, на его частной студии и силами его актёрской группы. Хрестоматийную известность приобрёл кадр, где снаряд попадает Луне прямо в глаз: позже он неоднократно повторялся многими режиссёрами, художниками и клипмейкерами. Постер к картине также был лично разработан Мельесом.

Постер научно-фантастической картины «Путешествие на Луну»


«Рождение нации» (1915 год)

Художественный фильм Дэвида Гриффита по роману и пьесе преподобного Томаса Диксона-мл. «Участник клана». Эта картина отличалась небывалым для своего времени масштабом массовых сцен. Музыкальная партитура, написанная Джозефом Брейлом, представляла собой в основном попурри из американских народных песен и отрывки из произведений Бетховена, Листа, Россини, Верди, Чайковского, Грига, Вагнера. На постере ленты изображён активист националистического ку-клукс-клана.

Постер ленты Дэвида Гриффита «Рождение нации»


«Носферату. Симфония ужаса» (1922 год)

Немой фильм ужасов Фридриха Вильгельма Мурнау - подлинная легенда своего жанра, во многом определившая дальнейшую киномифологию, касающуюся вампиров. Так, именно в «Носферату» был впервые использован сюжетный мотив смерти вампира от солнечного света (прежде об этом нигде не говорилось, а в романе Брэма Стокера есть сцена, в которой Дракула появляется днём на улице Лондона). Все постеры к ленте были разработаны по эскизам Мурнау.

Постер к картине «Носферату. Симфония ужаса»


«Метрополис» (1926 год)

Научно-фантастическая антиутопия Фрица Ланга стала в своё время высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма и была признана одним из величайших произведений киноискусства. Несколько постеров к ленте создал Хайнц Шульц-Нойдамм, однако включённая в рейтинг иллюстрация принадлежит перу Бориса Билинского - художника-графика российского происхождения, работавшего во Франции.

Французский постер антиутопии «Метрополис», выполненный русским художником Билинским


«Кинг Конг» (1933 год)

Именно в этом фильме на экранах впервые появился один из самых популярных и узнаваемых персонажей массовой культуры - гигантская обезьяна Кинг Конг, потерявшая голову от обворожительной блондинки. В настоящий момент постер к «Кинг Конгу» - вожделенный экспонат для коллекционеров, они готовы отдать баснословные деньги даже за репродукцию.

Постер «Кинг Конга»


«Великая иллюзия» (1937 год)

Драматический фильм Жана Ренуара с Жаном Габеном и Марселем Далио рассказывает о Первой мировой войне: согласно идее режиссёра, классовые различия разделяют людей в большей степени, чем национальные. В фильме нет ни одной батальной сцены, гибнет лишь один из героев, да и то не в бою, но тем не менее, «Великая иллюзия» до сих пор считается одним из наиболее выдающихся антивоенных фильмов. Картина, кстати, была запрещена министром пропаганды Йозефом Геббельсом, который назвал Ренуара «кинематографическим врагом № 1» и приказал конфисковать и уничтожить все копии.

Постер фильма «Великая иллюзия»


«Касабланка» (1942 год)

Романтическая драма с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман стала обладателем премии «Оскар» в 1944 году и до сих пор остаётся прекрасным примером способности Голливуда создавать магию кинематографа. Сюжет ленты сосредоточен на внутреннем конфликте человека, которому приходится выбирать между долгом и чувством, между любимой женщиной и необходимостью помочь ей и её мужу, лидеру движения Сопротивления, бежать из Касабланки для продолжения борьбы с нацистами. И поныне «Касабланку» часто называют среди лучших фильмов в истории Голливуда, а постер к картине отражает весь блеск 1940-х годов.

Постер «Касабланки»


«Всё о Еве» (1950 год)

Американская драма, основанная на рассказе Мэри Орр «Мудрость Евы». На экране появляются звёзды Бетт Дэвис, Энн Бэкстер, Джордж Сандерс, Селест Холм, а также юная Мэрилин Монро, для которой лента стала одной из первых в кинокарьере. «Всё о Еве» получил восторженные отзывы критиков; фильм был заявлен в четырнадцати номинациях на премию «Оскар» (такого числа номинаций позднее добился только «Титаник» в 1997 году) и завоевал шесть из них, включая премию за лучший фильм. Постер к картине является первым примером использования графики в стиле модерн для продвижения фильма.

Постер картины «Всё о Еве»


«Гигант» (1956 год)

Американская трёхчасовая эпическая кинодрама 1956 года, снятая режиссёром Джорджем Стивенсом по мотивам романа Эдны Фербер. Лента стала последним появлением Джеймса Дина на экране (актёр погиб в автокатастрофе в возрасте 24 лет), за неё он получил свою вторую посмертную номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль». Одну из главных ролей также исполнила блистательная [URLEXTERNAL=http://filmpro.ru/persons/118119]Элизабет Тейлор[/URLEXTERNAL]. Постер к «Гиганту», изготовленный уже после релиза фильма, считается образцом лаконичности.

Лаконичный постер к «Гиганту»/DESC]


«Головокружение» (1958 год)

Детективный триллер Альфреда Хичкока с Ким Новак в главной роли. Легендарные, новаторские для своего времени титры, открывающие фильм, разработал Сол Басс: уже на первых секундах в фильм вводятся ключевые мотивы зрения, падения, спирали. На основе этих титров и были разработаны афиши.

Исчерпывающую характеристику фильму дал режиссёр Мартин Скорсезе:
Фильм Хичкока — об одержимости, то есть о возвращении раз за разом по кругу к исходной точке. В нём всё строится на кругах и спиралях — исполнение желаний чередуется с отчаянием».


«Бен Гур» (1959 год)

Эпический пеплум Уильяма Уайлера известен тем, что впервые в истории кинематографа завоевал «Оскары» сразу в одиннадцати номинациях. Одного взгляда на афишу уже достаточно, чтобы понять: зрителя ожидает масштабное зрелище, роскошные декорации и захватывающие дух гонки на колесницах. Возможно, современный зритель не получит таких сильных впечатлений, однако посетители кинотеатров в 1950-60-х годах приходили от увиденного в восторг.

Постер «Бен Гура»


«Великолепная семёрка» (1960 год)

Классический вестерн Джона Стёрджеса, по сути, является ремейком философской драмы Акиры Куросавы «Семь самураев». Несмотря на то, что в самом фильме действие перенесено в Америку конца XIX века и никоим образом не стилизовано под азиатский оригинал, лаконичный постер - яркая отсылка к Японии.

Постер фильма «Великолепная семёрка» 1960 года


«Завтрак у Тиффани» (1961 год)

Одри Хепбёрн исполнила в фильме роль Холли Голайтли, наивной и эксцентричной девушки, ищущей богатого кавалера, которая стала, по признанию самой Хепбёрн, самой яркой ролью в её карьере и одной из самых сложных, так как актрисе-интроверту следовало сыграть эксцентричного экстраверта. Очарование её героини читается прямо с плаката, на котором девушка кокетливо удерживает и мундштук, и котёнка.

Постер к «Завтраку у Тиффани»


«Лоуренс Аравийский» (1962 год)

Фильм является рассказом о событиях жизни офицера британской разведки Т. Э. Лоуренса, работавшего в годы Первой мировой войны в Сирии в активном взаимодействии с арабскими кочевниками и получившего по этой причине прозвище «Аравийский». Лоуренс активно внедрился к арабам, проникся их духом и возглавил партизанскую войну против Османской империи.

Постер фильма «Лоуренс Аравийский»


«Путь любви» (1963 год)

Сюжет болливудской драмы основан на реальном судебном процессе некоего Навати, который по возвращению в 1959 году из служебной командировки узнал об измене своей жены англичанки и предательстве близкого друга, что толкнуло его на убийство. Экспрессионистская афиша сполна отражает конфликт персонажей и драматическую напряжённость картины.

Постер фильма «Путь любви»


«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964 год)

Режиссёр Стэнли Кубрик переосмыслил литературную основу фильма, превратив триллер в чёрную комедию. Как оказалось, не зря: картина сегодня анимает третье место в списке лучших комедий и 39 место в списке лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства. Сатирический контекст отражён и на постере, который, ко всему прочему, отличается идеальной композицией.

Постер фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»


«Бесконечное лето» (1966 год)

Два сёрфера колесят по миру в поисках вечного лета и в надежде поймать волну. Фильм сделан на основе документальных съёмок, однако не несёт в себе ничего скучного, забирая из документалистики лишь самое ценное: жизненную правду. Афишу к ленте обвиняли в изобилии текста, однако со своей первостепенной задачей она справляется на «ура»: цепляет взгляд яркой и сочной картинкой.

Постер фильма «Бесконечное лето»


«Самурай» (1966 год)

Нео-нуарная драма с Аленом Делоном в главной роли, в центре сюжета которой - скрывающийся наёмный убийца. Постер фильма выполнен в крайнем минимализме: лицо героя похоже на фотографию-негатив, при этом явно читается французский шарм знаменитого актёра и его невероятное чувство стиля.

Постер «Самурая»


«Выпускник» (1967 год)

Фривольная комедия с молодым Дастином Хоффманом в своё время подтолкнула Голливуд к исследованию прежде табуированных тем. На постере появилась одна из самых узнаваемых сцен картины, сполна отражающая суть её сюжета: 21-летний главный герой смотрит на соблазняющую его женщину.

Постер фильма «Выпускник»


«Скромное обаяние буржуазии» (1972 год)

Сюрреалистическая картина Луиса Бунюэля с подобающим содержанию постером. Фильм был описан как бесплотная паутина снов внутри снов, в которых снится сон. Герои фильма — шесть человек из верхних слоёв среднего класса — на протяжении фильма пытаются, несмотря на постоянно возникающие препятствия, вместе пообедать.

Постер фильма «Скромное обаяние буржуазии»


«Солярис» (1972 год)

Культовая советская лента, созданная Андреем Тарковским, впечатлила зрителей со всего мира. Мотив круга, замкнутости, цикличности неоднократно повторяется на постере, в сюжете и в дизайне космического корабля. Несмотря на то, что круг появлялся потом на многих афишах научно-фантастических фильмов, для «Соляриса» он является настоящим символом.

Постер к фильму «Солярис»


«Крёстный отец» (1972 год)

Криминальная сага Френсиса Форда Копполы, повествующая о нью-йоркской сицилийской мафиозной семье Корлеоне. На стильном постере - символ манипуляции и одновременно искажённый крест, что отсылает к названию ленты.

Постер фильма «Крёстный отец»


«Китайский квартал» (1974 год)

Культовая лента Романа Полански. Джек Николсон исполняет роль частного детектива Джейка Гиттеса из довоенного Лос-Анджелеса. Гиттес принимает предложение загадочной богатой красавицы заняться расследованием обстоятельств тайного романа на стороне её мужа-инженера (прототипом которого послужил Уильям Малхолланд). Постер ленты похож на афиши 1960-х, однако сполна передаёт атмосферу фильма.

Постер ленты «Китайский квартал»


«Эммануэль» (1974 год)

Кажется, самый известный французский эротический фильм, балансирующий на грани с порнографией. Фильм рекламировали больше года, в каждом кинотеатре он шёл по несколько лет. Впрочем, несмотря на такую популярность, фильм был запрещён тогдашним президентом Франции Жоржем Помпиду. Лишь с приходом к власти его преемника, Валери Жискар д’Эстена (его любовницей была исполнительница главной роли Сильвия Кристель), картина вышла в прокат. И, хотя постер выглядит достаточно невинно для современного зрителя, неискушённых киноманов 1970-х он приводил в восторг и трепет. «X никогда не был таким», - на русском языке слоган картины получился даже лучше, чем на английском.

Постер эротического фильма «Эммануэль»


«Челюсти» (1975 год)

Афиша «Челюстей» - едва ли не самая известная в мире. Триллер Стивена Спилберга рассказывает о жизни курортного городка, которая внезапно превращается в кошмар, когда на отдыхающих начинает нападать гигантская акула-людоед. Картина стала одним из самых страшных фильмов своего времени, а вот постер, кажется, выполнен в стилистике пин-ап.

Постер фильма «Челюсти»


«Лихорадка субботнего вечера» (1977 год)

Музыкальный фильм, воплотивший в себе дух эпохи диско, имел ошеломляющий успех и сыграл значительную роль в популяризации музыки в стиле диско, а его саундтрек стал самым продаваемым в истории. Создатели не долго думали над внешним видом постера, однако им удалось выбрать самый узнаваемый кадр, на котором герой Джона Траволты запечатлён в культовой позе.

Постер картины «Лихорадка субботнего вечера»


«Манхэттен» (1979 год)

Главный герой, немолодой интеллигент, никак не может определиться со своими симпатиями, что закономерно приводит к проблемам с любимыми женщинами. Однако ещё более интересным оказывается тот фон, на котором всё это происходит — фон большого города, кипящего жизнью Манхэттена, фон интеллектуальной жизни, зачастую являющейся лишь проявлением безделья, некомпетентности и глупости интеллигенции, готовой вынести «приговор» любому произведению искусства, но зачастую не способной прочувствовать его.

Постер к фильму Вуди Аллена «Манхэттен»


«Только для твоих глаз» (1981 год)

Двенадцатый фильм о британском суперагенте Джеймсе Бонде с Рождером Муром в образе агента 007. Афиша, кажется, сохранила собирательный образ всей бондианы: соблазнительная и опасная красотка наступает на как всегда безупречно стильного и вооружённого Бонда.


«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981 год)

Фильм рассказывает о том, как археолог Индиана Джонс, работая по заказу военной разведки США, отправляется на поиски загадочного Ковчега завета, в которых ему помогают его старый друг Саллах и экс-возлюбленная Мэрион Рэйвенвуд. Он должен добыть ковчег раньше, чем это сделают нацисты. Тема нацизма в 1980-е была всё ещё слишком болезненна для восточной Европы, поэтому выход картины в польский прокат сопровождала весьма устрашающая афиша.

Польская афиша фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»


«Охотники за привидениями» (1984 год)

Сложно придумать более узнаваемый символ, чем эмблема незадачливых борцов с летающей нечистью. Логотип был разработан иллюстратором и продюсером Майклом Гроссом, хотя на первый взгляд он настолько прост, что мог бы быть нарисован едва ли не любым энтузиастом. Ранее Гросс прославился благодаря достаточно неэтичной рекламе: он создал знаменитую обложку к журналу National Lampoon. На ней был изображён пистолет, приставленный к голове собаки, и фраза «Если ты не купишь этот журнал, мы убьём эту собаку».

Постер к первым «Охотникам за привидениями»


«Цельнометаллическая оболочка» (1987 год)

Американская база подготовки новобранцев корпуса морской пехоты. Жесточайшая, бесчеловечная система призвана превратить домашних мальчишек в натренированных хладнокровных убийц. Их готовят к войне во Вьетнаме, где им придется часто задавать себе вопрос «Разве война — это не ад?». Надпись «рождён убивать» на постере стоит рядом с пацифистским значком: Шутник, персонаж фильма, которому и принадлежит изображённая на афише каска, объясняет это противоречие теорией двойственности Карла Юнга.


«Чунгкингский экспресс» (1994 год)

Картина Вонга Кар-Вая - причудливое переплетение судеб нескольких героев, которые постоянно оказываются возле круглосуточной закусочной в торговом районе Гонконга. Среди них - полицейский, официантка, странноватый парень, стюардесса, женщина в парике и многие другие люди, каждый из которых несёт с собой свою собственную историю.

Постер «Чунгкинского экспресса»


«Криминальное чтиво» (1994 год)

Культовый фильм Квентина Тарантино, сделавший Уму Турман настоящей звездой мирового масштаба, в представлении не нуждается. Pulp Fiction в переводе с английского означает «бульварное чтиво» - на афише картины Мия (героиня Турман) словно запечатлена на обложке дешёвой книжонки (сродни той, что она на этом же снимке читает).


«Подозрительные лица» (1995 год)

Обычно, если проводится опознание, по крайней мере есть один подозреваемый. Но это не было обычным преступлением… Пятеро преступников столкнулись в одном необычном месте и решили прокрутить одно дельце. Но кто-то более сильный и могущественный, кто-то, чье имя пугает всех преступников мира, хочет, чтобы они поработали на него… Это не было обычным преступлением, и они — не просто подозрительные лица… Очевидно, что афиша стилизована под комнату дознания.

Постер фильма «Подозрительные лица»


«Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (1999 год)

Первый постер возрождённой франшизы появился в 1996 году, за три года да выхода эпизода на экраны. Он сразу обозначает суть новой киносерии: из невинного ребёнка Энакина однажды вырастет владыка Вейдер. Несмотря на спойлер, эта афиша - одна из лучших в многолетней истории «Звёздных войн».

Постер фильма «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза»


«Звонок» (1998 год)

Японский фильм ужасов, снятый в 1998 году Хидэо Накатой по мотивам одноименного романа Кодзи Судзуки, сразу же стал культовым. Оригинальное название не имеет собственного смысла в японском языке и является транслитерацией английского слова ring, которое может значить и «звонок», и «кольцо», в русском переводе эта игра слов теряется. Между тем, аналогия прослеживается практически на всех постерах, однако этот - самый пугающий. При взгляде него не хочется верить в то, что глаза - зеркало души.

Постер к фильму «Звонок»


«Магнолия» (1999 год)

Драматический кинофильм режиссёра Пола Томаса Андерсона, по утверждению самого постановщика, является лучшей картиной, к которой он когда-либо прикладывал руку. Эта история произошла в долине Сан-Фернандо в дождливый день, когда на небе не было ни облачка. Благодаря вмешательству высших сил, а также нагромождению совпадений, случайностей, действий разных людей, их жизни и судьбы переплетутся и проникнут друг в друга в течение одного дня, финал которого будет незабываемым.

Постер фильма «Магнолия»


«Всё о моей матери» (1999 год)

Мелодрама испанского кинорежиссёра Педро Альмодовара, в центре сюжета которой - истории нескольких не похожих друг на друга женщин (почти все основные персонажи фильма — женщины: будь то мать или дочь, медсестра или актриса, сестра милосердия или трансвестит). Кажется, что на постере в какой-то степени угадываются черты каждой из героинь.

Постер фильма «Всё о моей матери»


«Боулинг для Колумбины» (2002 год)

Снятый в 2002 году документальный фильм американского режиссёра и политического активиста Майкла Мура, посвящённый проблеме вооружённого насилия в США. На постере видно, что в отражении кеглей для боулинга (типичного американского досуга) проглядываются патроны (само название вышло из расхожего предположения, что утром перед стрельбой в школе «Колумбайн» убийцы играли в боулинг).

Постер документального фильма «Боулинг для Колумбины»


«Власть огня» (2002 год)

Картина с Кристианом Бэйлом, Мэттью МакКонахи и Джерардом Батлером не стала выдающейся вехой в истории кинематографа, однако в определённом очаровании современного фэнтези ей не откажешь. На постере нет звёздных лиц: только драконы, которые даже в киносказках нечасто оживают в наши дни.

Постер фильма «Власть огня»



«Трудности перевода» (2003 год)

Токио, ночь, фешенебельный бар дорогого отеля… Здесь, спасаясь от бессонницы, встречаются двое американцев: телевизионный актёр Боб Харрис и симпатичная молодая женщина Шарлотта. На этом снимке всё идеально: дизайн комнаты, освещение - и, конечно же, поза и эмоциональное состояние Билла Мюррея.

Билл Мюррей на постере к фильму «Трудности перевода»


«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003 год)

Никому не дано нарушить смену времен года, когда вначале все рождается, затем растет, а потом угасает. Ход жизни неподвластен даже двум монахам, живущим в плавучей хижине на озере, окруженном горами. Шедевр Ким Ки Дука при просмотре кажется визуальным совершенством. Под стать ему и постер: лаконичное изображение, выполненное в узнаваемой азиатской стилистике.

Постер фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»


«Гоморра» (2008 год)

В фильме параллельно развиваются, ни разу не пересекаясь, несколько историй с героями разных поколений и разных сфер деятельности. Общее только одно: все они оказываются подчинены интересам преступного сообщества.

Постер фильма «Гоморра»


«Нью-Йорк, Нью-Йорк» (2008 год)

Директор театра в творческом кризисе пытается разобраться со своей жизнью и окружающими его женщинами. Наконец, посчитав, что не стоит тратить свою жизнь впустую, он решает поставить «важную и искреннюю пьесу», для этой цели воздвигая настоящую живую модель Нью-Йорка в заброшенном складе. Постер показывает, как исполнитель главной роли Филип Сеймур Хоффман как будто бы «входит» в афишу с собственным лицом.

Постер фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк»


«Луна 2112» (2009 год)

Контракт Сэма подходит к концу: он провел три года на Луне, следя за автоматизированной станцией по добыче редкого газа. Три долгих года в полном одиночестве, если не считать говорящего робота ГЕРТИ, могут изменить любого. За две недели до возвращения на землю Сэм встречает своего сменщика… На постере нашли отражение лейтмотивы картины - космическая орбита, цикличность жизни героя и его одиночество.

Постер фильма «Луна 2112»


«Дьявол» (2010 год)

Несколько людей, оказавшихся в застрявшем лифте, со временем понимают, что среди них присутствует сам дьявол. На постере, впрочем, всё очевидно: чуть приоткрытые двери лифта и перевёрнутый крест - излюбленный символ сатанистов.

Постер к фильму «Дьявол»


«Социальная сеть» (2010)

В фильме рассказывается история создания одной из самых популярных в Интернете социальных сетей — Facebook. Оглушительный успех этой сети среди пользователей по всему миру навсегда изменил жизнь студентов-однокурсников гарвардского университета, которые основали ее в 2004 году и за несколько лет стали самыми молодыми мультимиллионерами в США. «Нельзя добавить 500 миллионов друзей, не нажив ни одного врага», - гласит слоган картины.

Постер к фильму «Социальная сеть»


«Париж. Город мёртвых» (2014 год)

Величие Эйфелевой башни и роскошь бутиков, ароматы изысканной кухни и краски Елисейских полей — это лишь саван, под которым скрывается настоящий Париж. Здесь, в бесконечных катакомбах живут истинные владыки этого мира. Два культовых символа Парижа - Эйфелева башня и Катакомбы - причудливым образом сочетаются на наводящей жуть афише.

«Париж. Город мёртвых». Постер