Среди беспечных ездоков 70-х
Карьера Харрисона Форда начинается с участия в картинах больших режиссёров. Почти подряд в его ранней фильмографии идут работы в «Забриски Пойнт», культовой киноленте Микеланджело Антониони, «Разговоре», за который Коппола получил свою первую «Золотую пальмовую ветвь», и во второй режиссёрской работе Джорджа Лукаса «Американские граффити», хите со сборами, подобными гаррипоттеровским.

Лучшего трамплина не придумать, только это всё не имеет никакого значения. Из «Забриски Пойнта» куски с участием Форда вырезали, и он так расстроился, что бросил актёрское ремесло и несколько лет работал плотником, в том числе, в составе технической группы ансамбля The Doors. В «Разговоре» же он играет совсем малюсенькую роль.

Только в «Американских граффити», где Форд появляется на несколько минут в образе безумного уличного гонщика, его образ мог запомниться тем фанатам, которые посмотрели фильм несколько раз. Но именно эта роль заставила Форда поверить в себя. Теперь он был не просто актёром-неудачником из телесериалов, сыном актёра-неудачника и минской еврейки-эмигрантки, а частью национального хита, почти «звездой», которая может рассчитывать на популярность когда-нибудь в далёком будущем.



Он быстро гоняет!» – говорит о персонаже Харрисона Форда героиня «Граффити». – «Да, только он – дурак», - отвечает её приятель.

Джордж Лукас никогда не верил в Харрисона Форда как серьёзного актёра


Форд не был дураком. Он гонял быстро, но повезло ему только в середине 70-х. Позади остались многочисленные попытки пристроиться на радио, маленькие роли в бесконечных сериалах и неизвестных фильмах, где имя актёра даже не всегда оказывалось в титрах. Причём поначалу его подписывали «Харрисон Джей Форд», придумав ему среднее имя, чтобы зритель не спутал его с полным тёзкой, игравшим в 80-х в немых голливудских картинах. Форд о тёзке, по его словам, узнал только тогда, когда во время открытия собственной звезды на Аллее славы увидел неподалёку точно такую же.

У Форда были все основания перестать верить в себя, а кормить себя, жену и ребёнка приходилось физическим трудом. Встреча с Лукасом была для него счастливым обратным билетом в кинематограф, а ведь Форд не хотел возвращаться, и Лукасу для этого еще пришлось прибегнуть к торгу. В каком-то документальном фильме уже старый Форд, ухмыляясь, говорит, что ни один вменяемый человек не верил в то, что он когда-нибудь станет известным.

Именно у Лукаса Форд получил две свои главные роли в жизни – Хана Соло в «Звездных войнах» и археолога-авантюриста в «Индиане Джонсе» (Лукас был на фильме продюсером). Правда, произошло это скорее вопреки желанию Лукаса. Обе роли писались для других актёров, но с воссозданием персонажей почему-то никто не мог справиться. Тогда строчки сценария прочитывал Форд - и сомнений не оставалось: роли были созданы для него, и только для него.

Для достижения максимального эффекта его плотницкую сноровистость и прагматичную иронию нужно было сталкивать с фантастическим антуражем. Лукас это прекрасно понял и использовал. В других случаях, наоборот, обаяние Форда оказывалось бессильным. Кто помнит его появление в «Апокалипсисе сегодня»? Зато лукасовских героев до сих пор знает весь мир.

Трое легендарных


Хан Соло из "Звёздных войн"


Хан Соло – странствующий любитель межзвёздных приключений и лёгких денег, блестяще владеющий лазерным пистолетом. Неотразимый сердцеед и неисправимый романтик, несмотря на защитную маску цинизма. Умеет найти общий язык с каждым обитателем Вселенной, в основном, чтобы занять денег или обмануть простофилю. Друг Чуви Чубакки, мохнатого великана и верного помощника в странствиях. После того, как Соло спасают из коматозного состояния, принцесса Лея впервые говорит ему: «Я тебя люблю!». Харрисон Форд настоял на том, чтобы его персонаж процедил с ухмылкой: «Я знаю».

О Хане Соло Харрисон Форд как-то сказал, что это «величайший пройдоха во Вселенной». Актёр очень хотел, чтобы в шестом эпизоде его персонаж умер, и экранная жизнь Форда выглядела эффектнее.




Индиана Джонс - целая эпоха в кинематографе


Индиана Джонс – археолог, который привык охотиться только за очень редкими экспонатами, причём в экстремально опасных условиях. Идеально, если вместе с ним за артефактом охотятся нацистские солдаты, банда мошенников или какой-нибудь искатель приключений уровня самого Индианы. Поблизости обязательно должна присутствовать симпатичная девушка.

Приключенческий боевик Лукас и Спилберг снабдили элементами мистики, благодаря чему образ Индианы стал ещё более героическим и пародийным одновременно. Лазерный пистолет сменился более мужественным оружием – длиннющим кнутом, который сюжетно объясняет и вполне реальный шрам на подбородке Форда.

Индиана Джонс – один из самых известных киноперсонажей всех времён. И поговаривают, что однажды должна появиться пятая часть приключений безудержного археолога. Сомнений в том, кто сыграет в фильме главную роль, быть не может.

Во время съемок «Индианы Джонса и Храма судьбы» Форд перепугал всю съёмочную группу, перебежав без страховки верёвочный мост над пропастью. Форд хотел проверить его надёжность.




Рик Декард из «Бегущего по лезвию»


Третья великая роль Форда, сыгранная в то же время, что и Соло с Джонсом, - Рик Декард, главный герой блокбастера Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Так же, как в случае с двумя предыдущими фильмами, речь идёт не просто о симпатичном герое, а об участии в эпохальном событии в истории кинематографа.

«Бегущий по лезвию бритвы» - родоначальник жанра киберпанк, получившего свое распространение только в 90-е. Фильм был слишком непривычным, сложным и «взрослым», чтобы не провалиться в прокате, но впоследствии приобрёл статус культового и до сих пор является одним из самых известных sci-fi кинопроизведений, не покидающим Top 250 IMDB и другие хит-парады, до которых так охочи американцы.

Рик Декард охотится на взбунтовавшихся клонов-киборгов, угрожающих человечеству. К создаваемому образу Форд добавил черты нуарных детективов, в том числе пальто (против привычных спортивных курток, которые он носил на экране прежде) и внутренний психологический надлом. Декард более трагичен, чем комичен, и Форд смог впервые в жизни сыграть подобие драматической роли.

«Бегущий по лезвию» дался создателям очень тяжело. Причина не только в изнурительных съёмках, но и в том, что фильм несколько раз полностью перемонтировали. Последняя версия вышла в 2007 году.


Для души
С середины 80-х Харрисон Форд изо всех сил пытается выбраться из образа супергероя. Как и любому актёру, ему не хочется останавливаться на достигнутом, он работает над расширением своих профессиональных возможностей. В «Свидетеле» он пробует сыграть копа, который действует в реальном мире, где нет ни киборгов, ни пришельцев. Только реальные люди, которые могут оказаться куда опаснее. Единственный фильм, за который Форд был номинирован на «Оскар».

В «Береге москитов» он немного сумасшедший изобретатель, отправляющийся в джунгли, чтобы создать свою собственную идеальную страну. Это Индиана Джонс, которому уже не нужны мистика и загадочные артефакты, потому что он верит в свое мессианство. Жюльверновский инженер Смит с сектантскими замашками. Номинация на «Золотой глобус».

И вот уже сам Роман Полански приглашает Форда на главную роль в «Неукротимого», где Форд пробует себя на поле эксцентрики. Дальше – больше. Майк Николс, Алан Джей Пакула, Сидни Поллак, Вольфганг Петерсен, Роберт Земекис, Кэтрин Бигелоу и другие именитые режиссёры приглашают Форда на драматические роли, и он с удовольствием играет полицейских, адвокатов, врачей и журналистов, лишь бы в фильме было поменьше спецэффектов и побольше переживаний.

Не думаю, что я изобрёл что-то. Я всё ещё борюсь с одними и теми же страхами, вопросами и проблемами. Наверное, такова жизнь.

Сэм Нил в роли, написанной для Харрисона Форда в «Парке Юрского периода»


Форд в это время становится одним из самых "продаваемых" актёров Голливуда: общая сумма мировых сборов от фильмов с его участием превышает $6 млрд. Средний гонорар – $15 млн. Для сравнения: в 60-е Харрисон Форд получал за съёмки не более 150 долларов в неделю. В 2001 году «Книга рекордов Гиннесса» назвала его самым богатым актёром в мире. Форд - частый гость на вечеринках и в телепередачах. Он сорит деньгами и крутит романы, о которых пишет вся пресса мира. Он купил огромное ранчо, где может почувствовать себя настоящим обитателем Дикого Запада, и при этом увлекается авиацией.

Однако ни один фильм с его участием не достигает такого уровня успеха, как те три картины начала 80-х годов, превратившие его в легенду. Форд смущён. Может, те роли, от которых он отказывался, могли принести ему истинный триумф? Может, стоило согласиться сыграть в «Списке Шиндлера», «Сириане», «Тонкой красной линии», «Ванильном небе», «Парке Юрского периода» или «Траффике»? Форд не знает, что делать. Его взгляд падает на висящие на стене шляпу и кнут…

Возвращение

Настоящие герои никогда не стареют


Джордж Лукас известен своим пренебрежительным отношением не только к Харрисону Форду, но и к другим актёрам. Он считает, что в современном кино основная роль принадлежит компьютерам. «Мне не важно, правильно ли повернул голову Лиам Нисон, - говорит Лукас. – При монтаже я всё равно заставлю его выглядеть так, как мне надо, и поворачиваться туда, куда нужно мне».

Но к Форду у Лукаса всё равно отношение особенное. Каждый раз приглашая его в фильм, он делал это скрепя сердце. Он до сих пор считает, что уделил слишком много внимания сериальному актёру, зарабатывавшему на жизнь плотницким искусством. Возможно, поэтому он не позвал Форда даже на эпизодическую роль во второй трилогии эпопеи «Звёздные войны».

Зато Стивен Спилберг к Форду относится достаточно трепетно, чтобы пригласить его в четвёртую часть «Индианы Джонса». Создатели этой картины также очень хотели, чтобы Шон Коннери вновь появился на экране в образе отца Индианы. Коннери ответил, что он на пенсии, поэтому сниматься не будет. Форд на это пошутил, что уже сам может играть отца своего героя.



Идея четвёртой части "Индианы" витала в воздухе очень долго. В конце концов Форд заявил Спилбергу, что если фильм не начнёт сниматься с таким расчётом, чтобы выйти в 2008 году, то он отказывается обсуждать этот проект. Несмотря на блестящую физическую форму, позволяющую ему выполнять многие каскадёрские трюки самому, Форд приближается к седьмому десятку, когда играть в подобных фильмах будет сложновато.

Спилберг пообещал успеть и сделал это. Он снял «Индиану Джонса» так, как если бы фильм вышел через три года после третьей части: на плёнке (вместо навязываемого Лукасом цифрового формата), с букетом фирменных джонсовских шуток и минимумом CG-эффектов, что сделало фильм более динамичным и реалистичным.

Страховая компания настаивала на том, чтобы кнут Индианы Джонса был подрисован после съёмки на компьютере. Форд возмутился и наотрез отказался играть без настоящего кнута в руке.


Я не делаю трюки: я бегу, прыгаю и падаю. Прошло 25 лет, но я всё ещё знаю, что делаю.

Харрисон Форд наконец осознал, кто он на самом деле. Он снова в старой шляпе и потёртой куртке, с пистолетом в руке, готовый вмазать по физиономии любому, кто этого сильно захочет. Таким любят Форда миллионы зрителей во всем мире. И таким он предстанет в «Ковбоях против пришельцев», где от него опять понадобится самому выполнять опасные трюки и посмеиваться перед лицом опасности своей фирменной улыбкой. Пистолет, пара крепких кулаков и чувство юмора – что ещё нужно настоящему мужику для того, чтобы покорять сердца всего мира?