Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

В Выборге обсудили состояние современного кино в России

На фестивале «Окно в Европу» прошёл круглый стол «1956-1986-2016 – Оттепель. Перестройка. Год кино»

Тема только кажется неподъёмной, на самом же деле речь шла о провокации. В оттепель и в перестройку был взлёт российского кино, сейчас, по мнению присутствовавших специалистов, низшая точка его падения. Надо просто понять, почему тогда были шедевры, а сейчас «смотреть нечего». А также разобраться, найдётся ли сегодня место среди современных батальонов для новых отаров иоселиани в российском кинопроцессе.

В Выборге обсудили состояние современного кино в России

В Выборге обсудили состояние современного кино в России

Президент фестиваля «Окно в Европу» Армен Медведев сообщил собравшимся, что ему не даёт покоя это совпадение: все знаменательные события нашего кино повторяются через 30 лет. Причём если с 1956 и 1986 годами всё более или менее понятно, то настоящее нашего кинематографа не вызывает единодушия и понимания. Равно как и то, с какого момента можно отсчитывать нашу киносовременность. Сам Медведев убеждён, что российский кинематограф начался с фильма «Брат» - о герое, который трагически сложно определяет свои отношения с миром. Сегодня кино пришло к положению, когда высказывается в фильме не режиссёр, а продюсер, и налицо стремление к кинематографу без индивидуальности. Для авторов не осталось места.

При этом, хотя продюсеры формально означают наличие студий, оказывается, что самостоятельных больших студий, как в Голливуде, так и не возникло. Таких, которые могли бы без государственной поддержки выстраивать свою программу и формулировать собственную политику. Всем студиям нужно государственное финансирование, причём осуществляют его в том числе продюсеры, у которых могут быть свои цеховые интересы. В 90-е годы, напомнил Медведев, комиссия Министерства культуры состояла из творческих работников, которые могли себе позволить двухдневное обсуждение сценария фильма о Бунине. А сегодня не хватает даже обычного, демократического открытого голосования, которое бы объяснило, почему поддержку находят те или иные проекты. Наконец, убеждён Медведев, необходим новый закон о кино, который спасёт режиссёров от самоуправства продюсеров, которые не вкладывают в производство свои деньги, но считают возможным отстранять режиссёров от монтажа. И этот же закон должен регламентировать распределение средств от выручки кинопроката – чтобы деньги оставались в регионах, как в СССР, и способствовали развитию отрасли, а не уходили в «центр».

Выступление Медведева продолжил Александр Шпагин. Он сообщил, что 98% продюсеров – «уроды», которые не желают работать со сценариями, где «драйв и смысл» - важные составляющие мейнстрима. Поэтому мэйнстрима в России нет. Впрочем, режиссёров, считает Шпагин, и не учат создавать смыслы, воспитывая только профессиональные навыки.

Юрий Богомолов в качестве примера кризисного идейного состояния нашего кино привёл примеры оттепельных фильмов о войне. Там, утверждает он, были попытки деколлективизации человеческого сознания. Лучшие авторы вели от «мы» к «я», а теперь новые фильмы о войне снова воспитывают ощущение этого «мы», потому что люди захотели иметь «крышу». «А государство опять начинает ломать творческую интеллигенцию об колено, требовать патриотических настроений», - заметил Богомолов.

Виктор Матизен назвал современное положение дел периодом реакции, связанным с политической обстановкой. А лучшим периодом российского кино он считает 90-е, потому что никто не считал прибылей и убытков, но все просто делали кино. И эти фильмы до сих пор все пересматривают.

Кирилл Разлогов отметил, что тенденция к развлекательности для кинематографа закономерна и избежать этого всё равно не удастся, кто бы ни сидел в Министерстве культуры: «новые варвары» или лучшие представители интеллигенции. Потому что только Голливуд и Болливуд могут работать без поддержки государства и потому что мы принадлежим к той части стран, где кинематограф не готовы поддерживать безвозмездно только на том основании, что это культура. Нужно спокойно отнестись к происходящему и принять то, что, например, лагерная традиция побеждает как на ТВ, так и в кино, потому что встроена в сюжетику и эстетику произведений.

Выступающие выразили тревогу, связанную с наполнением отечественных кинофестивалей, а особенное внимание было предложено уделить телевидению, которое сегодня во всём мире оттянуло у кинематографа и кадры, и идеи, и даже эксперименты. Наше время ещё предстоит осмыслить, но у присутствовавших на круглом столе вряд ли можно было наблюдать достаточное количество оптимизма насчёт будущего российского кино.
Александр Шпагин, Армен Медведев, Юрий Богомолов, Виктор Матизен

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100