Дмитрий Лузган
Что, по Вашему мнению, возродило интерес к этому герою в последнее время?

Андрей Кавун
Вы знаете, это вообще очень сложный, очень интересный вопрос. Это большое поле деятельности для киноведов. Когда я стал поднимать историю экранизации «Шерлока Холмса», во-первых, оказалось, что у него действительно больше всего экранизаций. И, во-вторых, были какие-то всплески экранизаций в 40-ые годы, в 60-ые годы, вот сейчас, непонятно, почему. Я не могу понять, почему это произошло, но это очень забавный факт.

Игорь Петренко и Лянка Грыу (Ирен Адлер)


Дмитрий Лузган
Его многие режиссёры снимали по-разному. И вот перед Вами такая жёсткая конкуренция, можно сказать, за зрительское внимание. Вы что-нибудь сделали, привнесли, чтобы Ваш сериал не стал копией того, что уже было?

Андрей Кавун
Я не думаю, что я должен сейчас об этом рассказывать, потому что это будет звучать примерно – «всех убил дворецкий», понимаете? Конечно, я придумал свою концепцию, я придумал своего героя. Если бы его не придумал, я бы не запускал этот проект. Но когда я понял, что мне есть что рассказать, что мне есть, с чем работать, только тогда я запустился. Я не буду рассказывать. Это детектив. Зачем? Зритель сам увидит и сам решит, прав я был или не прав.

Дмитрий Лузган
Расскажите о телевизионной, о съёмочной начинке, съёмочном арсенале вашего сериала? Что вы такого использовали, что не характерно для производства телевизионных фильмов?

Андрей Кавун
Да, вы знаете, в принципе, сейчас нет ничего, что не использовалось бы в телевизионном кино. Поэтому арсенал был тот же: актёры, художники, операторы. Другое дело, - как они работали. Прежде всего, был очень хороший сценарий и было интересно работать, посуществовать в атмосфере викторианской Англии, попытаться её воссоздать так, как я её себе представляю, вот такой, какая она мне была нужна.

Трейлер сериала «Шерлок Холмс»

Дмитрий Лузган
Вы снимали в Питере, и снимали, причём, принципиально на улицах или в павильонах тоже?

Андрей Кавун
Мы и в павильонах снимали, и на улицах. Просто все натурные съёмки мы снимали, конечно же, на улицах. Строить павильоны для натурных съёмок слишком дорого, и у нас нет таких технологий, к сожалению. Ну, вы понимаете дело в чём? Питер-то, он самый европейский город, я считаю, из всех русских, потому что он строился западными архитекторами, и в том числе, и английскими архитекторами, и очень много похожего, очень много сходств с Лондоном, со старинным Лондоном, по крайней мере. Потому что в самом Лондоне сейчас уже снимать, конечно же, нельзя. Гай Ричи, например, тоже не в Лондоне снимал.

Дмитрий Лузган
Сложно было снимать? Перекрывать приходилось, наверное, улицы от любопытствующих?

Андрей Кавун
Вы знаете, это всегда сложно, но это часть профессии - либо ты это делаешь, либо ты этого не делаешь, либо ты запускаешься, либо нет. Самое забавное, я до этого в Питере практически не был, я его так хорошо не знал. И когда меня привезли на очередную из улиц, которая для меня как бы в этот момент не имела никакого исторического смысла, что называется, мне сказали: «Мы можем здесь снимать?». Я говорю: «Да, можем. Надо вот оттуда перегородить вот до туда. Здесь выстроить декорации, закрыть там вывески, поставить магазины, пустить кэбы, растащить все машины». Потом выяснилось, что эта улица, это Малая Конюшенная, это, в принципе, наш Старый Арбат. Вот сейчас попробовал бы кто-нибудь перекрыть Старый Арбат для того, чтобы там съёмки устроить в Москве, это сложно, это очень сложно. Но это жутко интересно.

Съёмки сериала проходили в Санкт-Петербурге


Дмитрий Лузган
То есть Питер в этом плане навстречу пошёл?

Андрей Кавун
Конечно, конечно. Другое дело, вы знаете, Питер сейчас очень активно перестраивается, реконструируется. И было очень много объектов, в которые входили мы со съёмками, а за нами уже стояли бульдозеры. То есть мы были последние, кто эти объекты видели в том виде, в котором они существовали много лет. Дальше туда войдут турецкие строители, построят, заставят все стеклопакетами и всё! И больше этого не будет.

Дмитрий Лузган
Телевизионные версии Холмса, допустим, американская, советская, они снимались в несколько подходов, большой временной промежуток. А вы сняли за восемь месяцев и сразу шестнадцать серий, как Вам это удалось?

Андрей Кавун
Ну, вообще, я этим проектом занимаюсь четыре года. То есть восемь месяцев шли только съёмки, а сам процесс длится уже вот четвертый год. Была очень долгая подготовка, конечно же, был очень долгий сценарный период, потом очень долгий период выбора натуры, строительства декораций, потому что это только, вы знаете, в прессе пишут, что был самый большой бюджет. Это неправда. Я уже сейчас могу назвать несколько фильмов, которые уже вышли, телевизионных, с гораздо большим бюджетом, чем был у «Шерлока Холмса». Соответственно, должна быть хорошая подготовка. Мне очень повезло с художниками, с Владимиром Светозаровым, с Мариной, люди, которые, в общем-то строили и создавали всю эту атмосферу. Они очень большие профессионалы, конечно, и во многом благодаря им фильм, собственно, и смог состояться.

Интервью с Андреем Кавуном на съёмочной площадке сериала

Дмитрий Лузган
Шерлок Холмс и доктор Ватсон - такой дуэт, где недостатки одного компенсируются достоинствами другого. Вот в вашей паре - Панин и Петренко, как у них выстраивались отношения? Они по сценарию работали или что-то от себя добавляли?

Андрей Кавун
В какой-то момент сценарий перестает быть, что называется, клеткой, в которой ты существуешь, а становится как бы твоим фундаментом. И они были более свободны, чем если бы жёстко по сценарию. Потом Андрей с Игорем, это был их не первый дуэт. Они вместе работали уже до этого на нескольких фильмах. И в «Водителе для Веры» они работали, например, и перечислять можно очень много. Они сработанная команда, что называется. Точно так же, как Андрей работал на нескольких проектах до этого с Ингеборгой Дапкунайте, и они тоже хорошо друг друга знали, да. И когда актеры уже притерлись, это очень важный момент, когда они начинают на площадке импровизировать, жить, работать в пасс, что называется, друг другу. Так что здесь они были более свободны.

Дмитрий Лузган
Не было момента, что они какой-то шаблон работы использовали в паре?

Андрей Кавун
Нет, нет. Никакого шаблона, потому что Андрей прекрасно понимал, да, что это очень такая роль, «грудь в крестах или голова в кустах», поэтому он выкладывался по полной. Да и Игорь выкладывался по полной. Никаких шаблонов не было. Они совсем другие.

Дмитрий Лузган
И какой Андрей Панин?

Андрей Кавун
Мне странно рассказывать о том, какой Андрей Панин, если будет изображение, понимаете? Вы увидите. Я не буду вам рассказывать - такой или эдакий. Давайте, вы посмотрите на экране. Давайте я сейчас не буду заранее рассказывать, что вот Холмс у меня будет такой, а Ватсон у меня будет вот такой, и вот такие у них будут взаимоотношения. Это всё будет. Это всё будет на экране.

Постер сериала «Шерлок Холмс»


Дмитрий Лузган
Все, кто читал, кто смотрел разные экранизации или первоисточник, их интересует одна из загадок Холмса - почему эти два персонажа потянулись друг к другу? Холмс, он такой человек эгоистичный, он одиночка. И вдруг ему понадобился друг. Зачем?

Андрей Кавун
Вы знаете, Шерлок Холмс и доктор Ватсон - это один из классических дуэтов. Это Дон Кихот и Санчо Панса, я не знаю, это Лёлик и Болик, это крокодил Гена и Чебурашка - это два персонажа, существование которых друг без друга невозможно. Потому что без доктора Ватсона Шерлок Холмс не был бы Шерлоком Холмсом, мир бы о нём не узнал, потому что только через доктора он узнал об этом человеке. А без Шерлока Холмса доктор Ватсон был бы простым доктором, простым врачом. Я недавно прочел хорошее определение подобного рода взаимоотношений - «броманс» называется. Есть «романс» - это романтические отношения между мужчиной и женщиной, а «броманс» - это отношения двух друзей. Собственно, вот.

Дмитрий Лузган
Холмс, он такой персонаж-то, в принципе, если литературный источник брать, немолодой уже мужчина.

Андрей Кавун
В первом произведении Шерлоку Холмсу 27 лет.

Дмитрий Лузган
Ну, это уже все-таки не юнец…

Андрей Кавун
Ну, почему? Двадцать семь лет - это даже младше, чем Игорь Петренко. Игорю 36 лет. Так что, в общем, это достаточно молодой человек. Это в последующих романах, в рассказах, да, там мы доходим до того, как ему 60. Но при первой встрече ему 27 лет. Это, в общем, достаточно молодой человек, который живёт в бедных районах, который не богат. Если эти люди вынуждены снимать квартиру на двоих - это, в общем, очень много говорит об их социальном статусе, о том, насколько был обеспечен один, насколько был обеспечен второй. Роман-то начинается первый, с чего? С того, что нищий врач приехал после контузии, после лечения, и он не может себе позволить снимать один жильё и вынужден искать компаньона, для того, чтобы хоть как-то жить. Поэтому я не играл во взрослых и уже состоявшихся, что называется, героев.

Интервью с исполнителем главной роли Игорем Петренко

Дмитрий Лузган
И у вас Мисс Хадсон играет Дапкунайте, она одна из самых молодых актрис, которая исполнила эту героиню. Это значит, что она совершенно новый образ создала?

Андрей Кавун
Ну, разумеется. Никто не собирается повторять старые образы. Если бы там был хоть один образ старый, то я бы его поменял, потому что, зачем повторять то, что уже было? Потом, что касается мисс Хадсон, тоже интересно. Я долго-долго искал. О возрасте нет ни одного воспоминания, ни одного упоминания, вернее, о возрасте этой дамы нет. Написано, что она вдова, да? Вдовой можно стать, как мы знаем, через два дня после свадьбы, и в 16 лет, и в 18, и в тридцать, и в 40, и в 50. То есть к возрасту там персонаж привязан не был никак.

Дмитрий Лузган
Но она у вас не тихая, скучная домохозяйка?

Андрей Кавун
Вы посмотрите. Рина Зеленая тоже не была там тихой, скучной домохозяйкой. Это был персонаж, который нёс свою определенную, чёткую нагрузку в этом ансамбле. Точно также и здесь.

Михаил Боярский сыграл инспектора Лестрейда


Дмитрий Лузган
Боярский, он ведь питерский актёр, ему, так скажем, домашние, родные стены помогали?

Андрей Кавун
Ой, вы знаете, несколько раз мы снимали буквально напротив его дома. То есть он уходил домой попить кофе, он смотрел в окно, как мы ставим, - ага, уже можно идти на площадку. Да, да, стены всегда помогают, конечно же.

Дмитрий Лузган
А британскую версию смотрели?

Андрей Кавун
Конечно, разумеется.

Дмитрий Лузган
Вот сейчас все в предвкушении выхода третьего сезона, гадают, в чем загадка воскрешения Холмса будет? Как он сумел… Вы над этим голову не ломали?

Андрей Кавун
Мне некогда ломать голову над тем, спасётся ли их Шерлок Холмс, у меня сейчас там со своим проблемы. У меня сейчас идёт последний, самый, самый последний этап сдачи фильма. Разумеется, я посмотрел. Единственный, наверное, Холмс, которого я не посмотрел, это «Элементарно» я фильм пересмотрел, и с Дауни и ещё кучу экранизаций, про которых никто не помнит, и они так где-то завалялись, лежат там 60х, 70х годов. И их я поднимал, смотрел.

Дмитрий Лузган
Как у вас было: вы, допустим, бумаги положили перед собой и список клише каких-то выписали, которые существуют вокруг?

Андрей Кавун
Да, нет. У меня основное было - это не повторять каких-то сюжетных ходов, потому что, вы знаете, самый забавный случай, вернее, не самый забавный случай, а довольно забавный случай, когда мне предложили сценарий. До меня его писал Олег Погодин. И мне его предложили, когда вот только-только вышел «Холмс» Гая Ричи. И я читаю сценарий, и там Шерлок Холмс, это такой, у Погодина, хулиганистый парень, который умеет хлестко драться, метко стрелять, который такой босяк. В общем, один в один Роберт Дауни-младший. Я себе представляю бедного Олега, который написал сценарий, и тут выходит фильм, персонажи которых на 90 процентов совпадают. И уже не перепишешь, с одной стороны, потому что персонаж в тебя врос, и, с другой стороны, с этим запускаться - это явный повтор. И мне пришлось очень много переделывать, переписывать, придумывать других персонажей, другие взаимоотношения, и так далее, и так далее.

Дмитрий Лузган
Что еще пострадало в вашей истории из-за того, что постепенно выходили все новые и новые версии?

Андрей Кавун
Слава Богу, больше ничего.

Дмитрий Лузган
И последний вопрос. Чуть-чуть можете приоткрыть тайну, как вы разрешили убить героя Холмса?

Андрей Кавун
А это вы тоже увидите. Я не буду рассказывать, не буду раскрывать никакие секреты, понимаете? Я очень не люблю сидеть, смотреть, когда сидит кто-нибудь и начинает рассуждать о том, что в моем фильме будет вот так и так, а потом будет вот это, а потом будет вот то. Я делал его ни для того, чтобы про него рассказывать, а для того, чтобы люди посмотрели и поняли, либо не поняли. Мне важна реакция зрителя с чистого листа, что называется.

Дмитрий Лузган
Вы сами остались довольны?

Андрей Кавун
Когда занимаешься проектом четыре года, уже все оценочные вещи они куда-то уходят. Ты уже просто сидишь и смотришь, что ты ещё можешь сделать? Это ты сделал и это ты сделал, а это ты можешь поправить, а это ты можешь переделать или нет. Я очень устал от этого проекта. Я жду не дождусь, когда я его закончу.

Дмитрий Лузган
Планируете ли в случае успеха снимать продолжение?

Андрей Кавун
Нет. В этом фильме, нет. И даже, когда ещё Андрей был жив, когда меня спрашивали про продолжение, на данном этапе история для меня является завершенной и законченной. И продолжения я в ней не вижу. Может быть, если бы Андрей остался жив и был жив, то, может быть, года через два, через три, когда история бы уже прокаталась, когда она бы уже отстоялась, вот тогда бы могло появиться какое-нибудь. А быстро, быстро, как пирожки, «Шерлок Холмс– 2, 3, 4 и 5», понимаете, во что бы это всё превратилось? Это скорее, продюсерские заморочки, понимаете? Быстрее, быстрее, на фоне успеха, дай Бог, если он будет, сделать еще пару, чтобы побольше заработать... Мне это не интересно.

Интервью с Лянкой Грыу сыгравшей Ирен Адлер.