Почему ответ очевиден, никому уже давно объяснять не надо: известно, что в Берлине состоится международная премьера режиссёрской версии «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Это самая ожидаемая картина наступающего года, которую до сих пор можно было увидеть только в отредактированном двухсерийном варианте, и то в ограниченном числе стран. В России фильм выйдет в феврале – в двух частях. Что, разумеется, должно подтолкнуть истинных поклонников фон Триера проигнорировать прокатную версию и поехать в Берлин смотреть полноценную. И увидеть настоящего, живого фон Триера воочию.

Трейлер фильма «Нимфоманка»

Фильм Алена Рене «Хиросима, моя любовь» неизменно входит в десятки лучших в истории фильмов о великом чувстве


Но если уж ехать на Берлинский МКФ, то фон Триером ограничиваться не имеет смысла: в конкурсе фестиваля целый ряд крупных режиссёров, новые фильмы которых никак нельзя пропустить. Прежде всего, конечно, это новый фильм Алена Рене – одного из самых ярких и известных из ныне живущих режиссёров ХХ века. Творчество Рене многогранно, и, вероятно, не так много людей знакомы с ним целиком, но каждый его новый фильм всё равно привлекает внимание – и регулярно попадает в конкурсы самых престижных фестивалей. В последние годы Рене снимает камерные зарисовки с замысловатыми и остроумными сюжетами, которые разыгрывают между собой опытные и известные актёры. Так и в «Любить, пить и петь» играют любимые артисты Рене Андре Дюссолье, Сабин Азема, Мишель Вюйермоз и Ипполит Жирардо, которых вы не раз видели у Рене. В фильме будет рассказываться о последних месяцах смертельно больного мужчины, но главное тут будет не то, о чём рассказывается, а то, как рассказывается, - великий Рене опять нас чем-то удивит.

Ещё один живой классик, но уже из Японии, Ёдзи Ямада, представит свой новый фильм «Маленький дом». За свою полувековую карьеру Ямада стал одним из символов национального кинематографа Японии, народным режиссёром во всех отношениях. Его фильмы не были предназначены для зарубежных фестивалей, хотя и участвовали в них: Ямада снимает о Японии для японцев, и делает это блестяще. «Маленький дом» - это ещё одна возможность прикоснуться к творчеству этого автора, фильмы которого в России стали издавать относительно недавно, и не все. Кроме того, 82-летний Ямада, скорее всего, приедет лично представлять свой фильм, и это редкий шанс увидеть его вживую.

Теперь о фаворитах фестиваля. Одним из них, конечно, является Клаудия Льоса, молодой перуанский режиссёр, победительница Берлинского кинофестиваля со своим вторым фильмом «Молоко скорби» - исключительно жестоким и лиричным фильмом о метафизике изнасилования в жизни женщины. Этот приз даёт Берлинале повод считать Клаудию Льоса «своим» режиссёром, поэтому её третья работа, «В воздухе» (или «На высоте»), будет пользоваться особым вниманием публики. Это первый полнометражный фильм Льоса за последние пять лет, и первый её фильм, снятый на английском языке, да ещё и в США, с голливудскими актёрами Киллианом Мёрфи, Дженнифер Коннелли и Мелани Лоран.

Трейлер фильма «Молоко скорби»

Харви Кейтель - один из самых долгожданных актёров Берлинале-2014


Другой фаворит фестиваля – крупнейший независимый американский режиссёр Ричард Линклейтер. В прошлом году нам довелось встретить людей, которые приехали на Берлинале и ночевали в гипермаркете рядом с фестивальным дворцом (в спальниках!), чтобы попасть на внеконкурсный показ его фильма «Перед полуночью». В этом году Линклейтер уже в конкурсе с фильмом «Отрочество», который анонсируется как многолетний экспериментальный проект, где жизнь ребёнка показывается в течение долгого времени. В документальном кино такие фильмы встречаются относительно часто, но у Линклейтера фильм игровой, что сильно интригует.

Китай – одна из важнейших для Берлинале территорий, как мы уже говорили. И в этом году он представлен на фестивале тремя картинами. Особенно привлекает внимание картина «Слепой массаж». Её автор, известный режиссёр Лу Е, несколько раз пытал счастья в Каннах, но ни разу не получил «Золотую пальмовую ветвь». Теперь он в берлинской программе, и если он останется без приза, вероятно, больше на Берлинале его картин не будет. Следовательно, он тоже в фаворитах. Кроме него, в конкурсе также будут Нин Хао и Йинан Дяо – режиссёры меньшей известности и значения. Но китайское кино в Берлине любят, поэтому всё возможно.

Главный шок от программы нового Берлинале – полное отсутствие восточноевропейского кино. Объяснить этот факт трудно, и очень любопытно, как это прокомментирует фестивальное руководство на предстоящей пресс-конференции в Берлине, в начале МКФ. В особенности это странно после того, как в прошлом году румынский фильм получил «Золотого медведя». Зато с немецким кино на Берлинале всё будет в порядке. В программе целых восемь фильмов, которые либо произведены либо целиком Германией, либо при её участии. К чему приведёт такая протекционистская политика при формировании конкурса, сказать пока трудно, но тенденция любопытная. Напоследок нужно выделить фильм Рашида Бушареба «Двое в городе» - как минимум, потому, что там играют Харви Кейтель и Форест Уитакер.

Трейлер фильма «Охотники за сокровищами»

В программе Берлинале, как и у других фестивалей, есть фильмы, которые поставлены туда явно только для того, чтобы приехали снявшиеся в них звёзды – главный катализатор внимания для фестивальной прессы и публики. При этом сами эти фильмы идут вне конкурса. Среди них, разумеется, «Долгое падение» с Пирсом Броснаном, «Красавицу и чудовище» с Леей Сейду, Венсаном Касселем и уже упомянутым Андре Дюссолье и блокбастер «Охотники за сокровищами» Джорджа Клуни, где, кроме самого Клуни, можно увидеть Мэтта Дэймона, Билла Мюррея, Джона Гудмана, Кейт Бланшетт и Жана Дюжардена. И, конечно, не забудем фильм открытия Берлинале – очередной артмейнстримовский хит от Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт». Рэйф Файнс, Эдвард Нортон, Матье Амальрик, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Леа Сейду, Джефф Голдблюм, Джейсон Шварцман, Джуд Лоу, Тильда Суинтон, Харви Кейтель, Билл Мюррей – это всё актёры, которые снимаются в фильме у Андерсона, и ажиотаж вокруг него будет нешуточный. Но во главе всех этих прекрасных фильмов возвышается неприступным Эверестом «Нимфоманка», главное «приобретение» Берлинале-2014 – и тех, кто сможет поехать на этот самый доступный (по ценам и не только) крупный кинофестиваль мирового масштаба.