Режиссёр Майкл Бэй известен своей агрессивной манерой съёмки – война автоботов и десептиконов не терпит промедления. Его камера размашиста, он выстраивает целые панорамы, высокотехничные роботы перемещаются с огромной скоростью, а чтобы Бамблби целиком попал в кадр, требуется огромное пространство.

Здесь были "Трансформеры". Ангор-Ват. Камбоджа.


Таким же размахом обладает и локейшн франшизы «Трансформеры», Майкл Бэй делает местами сражения роботов самые неожиданные уголки мира. В этом фильме его съёмочную группу занесло в Камбоджу. Целый день на руинах храмового комплекса Ангкор снимались «Трансформеры» без участия актёров. Сам комплекс - крупнейшее из когда-либо созданных культовых сооружений, но даже он будет казаться миниатюрой по сравнению с трансформерами. Для Камбоджи съёмки блокбастера с многомиллионной аудиторией - хорошая рекламная компания её красотам.

Организаторы съёмок заявили в своём письме министру Камбоджи:

Мы хотим снимать в Камбодже – это одно из самых красивых мест в мире. С Ангкор-Ват мы создадим впечатление, что битва трансформеров разворачивается по всей планете.

Интересно, эти машины тоже трансформеры?


Съёмки в Камбодже были тихими, археологические памятники нельзя кантовать, а вот Чикаго под предводительством Майкла Бэя превратился в настоящее поле сражение роботов, машин, боевой техники и людей. Решающая битва – десептиконы напали на Чикаго, автоботы мчатся на помощь, а в это время разрушения продолжаются. Эпизод в Чикаго снимался сразу в 3D с использованием суперновых камер. Погром в Чикаго закончился тяжёлым ранением для одного из участников съёмочной группы. Каскадёр снимался в сцене со столкновением нескольких автомобилей.

Бывают такие плохие дни, когда ты снимаешь в 3D, ты в Чикаго, вокруг тебя горящие машины, перестрелки, парашютисты, весь технический отдел столпился вокруг камеры как вокруг трупа, в руках у них маленькие скальпели, маленькие иголочки. Австрийский техспец говорит: «Все очень плёхо». Мой оператор Амир Мокри – иранец, а иранцы очень эмоциональная нация. Надо успокоить оператора, сказать: «Я всего лишь режиссёр с мечтой снять кино в 3D». Было очень сложно, мне всё это было в новинку.

Для тех, кто хочет насладиться съёмочным процессом в Чикаго:


К сцене, где парни спрыгивают с самолёта Osprey, мы привлекли бэйс-джамперов с 3D-шлемами. Шлемы делали изображение таким реальным, что в голове творился полный беспорядок (это технический термин 3D — «беспорядок в голове».) Камеры устроены, почти как человеческие глаза, и приходится часто проверять на аппаратуре, оба ли глаза работают нормально. Ещё мы отправили парня с камерой кружить около самых высоких чикагских небоскрёбов на скорости 240 километров в час. Мы сделали всё, чтобы 3D было быстрым.

Майкл Бэй управляет полётами


Съёмки «Трансформеров 3» вихрем пронеслись по Детройту, Лос-Анджелесу, Вашингтону. Группа «Трансформеров» заехала и в Космический центр имени Кеннеди на Мысе Канаверал во Флориде, а также в Космический центр NASA в Хьюстоне. Как и в случае с последними «Людьми Х», в третьих «Трансформерах» не обошлось без Советского Союза. Противостояние США и СССР, похоже, неисчерпаемая тема для американцев. В центре сюжета фильма – гонка двух сверхдержав за космическое превосходство и высадка первого американца на Луну.
3D добавило космосу Майкла Бэя нужную глубину:

Мы снимали «сцены на Луне». Это было потрясающе. Да, строить свой космос было здорово.

Карибский кризис не обошёлся без мутантов, космическое противостояние - без трансформеров. Гигантские десептиконы искали спасения на Луне, но там их обнаружили земляне. Согласно данным NASA Space Flight, эти эпизоды снимались рядом со стартовым комплексом 39А.

Разрешение на проведение съёмок в районе стартового стола шаттлов, ракет-носителей Atlas и Delta группой «Трансформеров» всё-таки было получено.


Майкл Бэй остался доволен работой в 3D, хоть поначалу и протестовал против модного формата.

Мой стиль съёмок быстр, он напоминает прыжки лягушки, а с 3D я значительно замедляюсь. Плюс, я не очень люблю цифровой формат, нет ничего прекраснее пленки. Из-за 3D фильм обошёлся на $30 млн. дороже. Но Джеймс Кэмерон объяснил мне: 3D - это новая игрушка. В итоге, я набил несколько действительно важных шишек, но я и получил ценный опыт.

Бамблби теперь "цифровой"


Режиссёр старался избежать конвертации, перевода фильма в трёхмерный формат на стадии пост-продакшна, он снимал сразу в 3D. Отношение к работе над 3D, как к простому сведению звука, чревато разочарованием зрителя в этом новом аттракционе. Плохие трёхмерные фильмы не редкость - не секрет, что кинотеатры экономят на 3D-оборудовании. Джеймс Кэмерон, первый режиссёр, отнесшийся к 3D, как к кинематографическому эксперименту, уже видел фильм Майкла Бэя:

Мне нравится, как агрессивно Майкл использует 3D (хотя разве есть что-то, что он делает не агрессивно?). 3D как звук - его можно сделать погромче, можно приглушить. Майкл владеет высококинетическим монтажом, и в случаях с ним, 3D он разумно приглушает.

Джеймс Кэмерон одобрил последних «Трансформеров: Тёмная сторона Луны», одобрят ли зрители?