Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

ММКФ. День пятый

Когда накаляются нервы

Драматургия Московского кинофестиваля почти всегда идет одним и тем же проверенным путем. Сначала у всех эйфория от того, что он начался. Потом идут проверенные временем шедевры и новинки. Где-то к середине фестиваля программеры ставят мега хиты. В этом году середина ММКФ знаменует собой и немыслимое количество людей, приходящих на показы. Еще немного, и кинотеатр «Октябрь» рассыплется от толп синефилов.

ММКФ. День пятый

ММКФ. День пятый

Показ фильма-танца Вима Вендерса «Пина», прошедший накануне, превзошел все ожидания. Никогда на документальном кино в первом зале главного фестивального мультиплекса не было так много людей. Прошлогодний триумф «Океанов» Жака Перрена кажется совсем незначительным событием в сравнении с ордами, атаковавшими «Октябрь» вчера вечером.

Причем не совсем ясно, что именно привлекло зрителей. Вим Вендерс, конечно, величина, но у него уже давно не было больших картин. Хореограф Пина Бауш, о которой рассказывается в фильме, тоже вряд ли так известна. Фильм позиционируется как первый артхаусный стереофильм, но одной трехмерности было бы все равно мало. Видимо, все элементы сложились и заставили зрителей рваться на «Пину», даже когда кончились 3D-очки (их было более полутора тысяч, но желающих посмотреть оказалось еще больше). И – невероятно, но факт – сотни людей смотрели фильм без очков, преодолевая раздражение от раздвоенности в глазах.

Фильм доступен любой аудитории. Широкий зритель будет любоваться пейзажами и великолепными танцами, а зритель продвинутый оценит то, как через пластику танца вырисовывается портрет большого художника, создавшего на сцене целый мир.

На данный момент «Пина» Вима Вендерса – самая яркая и многолюдная премьера ММКФ, оставившая далеко позади «Трансформеров» и «Шапито-шоу».


"Катька" Гелены Тржештиковой


Мы же тем временем, как обычно, начинаем фестивальный день с ретроспективных фильмов Висконти, Херцога и де Сика, чтобы в три часа посмотреть пропущенного вчера «Марафонца» Джеммы Атвал. Индийский мальчик, как и герои ретроспективных фильмов, служат нам сегодня трамплином к главному фильму дня - «Катьке» Елены Тржештиковой. Эта чешский режиссер на прошлых ММКФ запомнилась своими портретными картинами «Марцелла» и «Рене». «Катька» - третий фильм начатой серии. Изображение в качестве главного героя фильма изгоя, представителя социального дна, преступника и тунеядца - дело в неигровом кино обычное. Тем более в русском, где в последние двадцать лет каждый второй фильм именно об этом. Но Тржештиковой, великому чешскому мастеру, удается насытить привычное нам содержание каким-то особым смыслом. Возможно, дело в том, что режиссер снова и снова возвращается к своим героям в течение многих лет, следя за их изменениями в широкой перспективе.

Фильмы из серии портретов Тржештикова снимает по 15-20 лет каждый, это абсолютный рекорд для документальных картин такого жанра.


Мы проживаем вместе с героями большую часть их экранной жизни, и это головокружительное путешествие на машине времени никого не оставляет равнодушным. Зритель, как и Тржештикова, влюбляется в этих отщепенцев и вспоминает о них годы спустя после просмотра. Это один из самых долгожданных фильмов 33 ММКФ.

Впрочем сегодня вообще день документального кино. Самый интересный семичасовой сеанс тоже относится к этому удивительному виду искусства движущихся картинок. «В ад и обратно» Данфунга Денниса тематически связан с войной в Афганистане, в которой участвует США, и фильмов с таким зачином миллион. Но этот выделяется из когорты политических и публицистических лент особым психологизмом: в центре повествования психологическая драма одного из солдат, который перестал быть человеком и пытается стать им вновь, вернуться за пределы войны и оставить свою трагедию позади. Документальная драма такого рода - большая редкость, а у нас в документалистике аналогов ей, пожалуй, вообще нет.

"Я видел Дьявола" Кима Дживуна


Закончить день документального кино мы рекомендуем все-таки игровой картиной Кима Дживуна «Я видел Дьявола». Как и полагается южнокорейскому кино, здесь реками льется кровь и текут слезы, ломаются кости и рвутся голосовые связки, но почему-то всё выглядит невероятно красиво. И всегда понятно, что мы смотрим кино, которое не имеет отношения к жизни. Завтра будет сложный насыщенный день, перед которым нужно хорошо отдохнуть.

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100