Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

На МКФ «Зеркало» победил фильм без слов и субтитров

Вслед за «Кинотавром» фестиваль показал, что в современном кино пластика важнее звука

Церемония закрытия VIII Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» в Ивановской области оказалась очень насыщенной и полной сюрпризами. Но победа украинского фильма Мирослава Слабошпицкого «Племя» была предсказуемой и естественной: после своей премьеры в Каннах этот фильм начал триумфальное шествие по фестивалям мира и обещает стать одним из главных хитов года.

На МКФ «Зеркало» победил фильм без слов и субтитров

На МКФ «Зеркало» победил фильм без слов и субтитров

Кшиштоф Занусси - частый гость в России, и свою речь произносил по-русски
Художественное оформление церемонии было лаконичным: в декорациях, отсылающих к «Сталкеру», молодые актрисы исполнили монологи Алисы Фрейндлих и Маргариты Тереховой из фильмов Андрея Тарковского. Кроме того, стихи Арсения Тарковского прочла поэтесса Вера Полозкова – у неё также был поэтический вечер в рамках фестиваля. Вообще, с этого года на «Зеркале» открывается секция поэзии, правда, пока не конкурсная. Есть основания полагать, что это только временно, потому что в этом же году секция неигрового кино превратилась в конкурс, которое судило международное жюри во главе с французским актёром Венсаном Пересом («Ворон: Город ангелов»). Отбирал фильмы для этого конкурса лично Виталий Манский, а главный приз закономерно получил шедевр Алины Рудницкой «Кровь». Дополнительный диплом «за лучшее отражение реальности» получил «Последний лимузин» Дарьи Хлёсткиной. Оба фильма – триумфаторы прошлого «Артдокфеста», оба сняты молодыми женщинами и оба представляют собой мощные художественно-публицистические высказывания.

Публицистичность, злободневность и бескомпромиссность фестиваля, о которых мы писали в наших дневниках на этой неделе, постоянно манифестировались со сцены во время церемонии. Президент кинофестиваля Павел Лунгин, приглашая на сцену для вручения за вклад в киноискусство Кшиштофа Занусси, вспомнил, что в советское время фильмы Занусси не запрещались, так как тот был из Польши, а значит – его можно было показывать. И Лунгин бегал на эти сеансы в клубы, смотрел фильмы Занусси по нескольку раз. Занусси же в ответ воскликнул:

«Наша профессия – представить реальность, которую не всегда можно увидеть глазами. Мы с Андреем Тарковским в последние годы его жизни много общались. Надеюсь, он был бы не против, что я принимаю приз на фестивале его имени. Но я хотел бы отметить, что Андрей не занимался независимым кино. Я вообще не понимаю, что значит это слово, и он тоже, я думаю, не понимал. Просто есть режиссёры-конформисты и есть – нонконформисты. Большинство из нас находится где-то посередине. Но Тарковский был только и исключительно нонконформистом. Он не шёл ни на какие уступки и в итоге добился, чтобы весь мир его признал. За нонконформистов, дорогие друзья!» – крикнул Занусси, принимая приз.

Приз фестиваля, к слову, выглядит очень необычно. Это зеркало, из которого торчит крыло, как будто другое крыло было этим зеркалом отрезано. Но если смотреть на приз, то отражение крыла создаёт второе крыло, и выходит пара. Только одно - реальное, другое – виртуальное.

Когда у Яны Новиковой спросили, тяжело ли было играть сцену аборта в «Племени», она ответила, что было холодно и что неудобно так долго держать ноги поднятыми
Два приза фестиваля получил фильм Михаила Угарова «Братья Ч» о юности Антона Павловича Чехова – приз зрительских симпатий, а также приз журнала Variety им. Сергея Урусевского за операторскую работу: картину снимал выдающийся оператор Алишер Хамидходжаев. Приз зрительских симпатий вручал Владимир Машков, специально приехавший на церемонию закрытия фестиваля. «В имени «Тарковский» есть что-то безупречное, - сказал он. – Понимаете, вот произносишь это имя и думаешь: я таким не буду никогда. Ваш приз, дорогие зрители, тоже такой же безупречный, я уверен».

Петер Бруннер получил Специальное упоминание жюри за свой фильм «Моё слепое сердце». Он произнёс взволнованную речь о том, как важен для него кинематограф Тарковского и закончил своими впечатлениями от экскурсии в Юрьевец, на родину Тарковского: «Тарковский не смог туда вернуться. А мы вернулись туда как бы за него». Приз «за профессиональные достижения» получила картина «Я не вернусь», которая уже идёт в российском прокате. Приз за режиссуру – «Белая тень» о негре-альбиносе.

Наконец, главный приз достался, как уже было сказано выше, фильму «Племя». Ему же вручил свой приз им. Сергея Добротворского журнал «Сеанс» с формулировкой «за открытие континента, на который не ступала нога кинематографиста». Глухонемые актёры, представлявшие фильм, принимая приз показали жестами свою радость, но и напомнили, что они могут играть наравне со слышащими. «Мы гордимся, что мы глухие», - выразили они свою мысль, завершая фестиваль.

В качестве постскриптума член жюри Ситора Алиева (а жюри состояло целиком из женщин) сказала, что есть множество небольших городков, о которых за последние несколько лет узнал весь мир – именно благодаря тому, что там появился крупный кинофестиваль: Трёмсе, Пусан иначе никому не были бы известны. Фестиваль в Плёсе тоже может прославить этот город, если дальше будет развиваться в этом направлении, закончила Алиева.
Племя
Мирослав Слабошпицкий

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100