Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Новый этап в кино: 48 кадров в секунду

Питер Джексон показал «Хоббита» в новом формате

На прошлогоднем кинофестивале CinemaCon прогрессивный режиссёр Джеймс Кэмерон убеждал всех кинематографистов переходить на технологию съёмки HFR (48 или 60 кадров в секунду против традиционных 24). А не далее как вчера в рамках этого же фестиваля был продемонстрирован 10-минутный отрывок «Хоббита» Питера Джексона – первого фильма, полностью снятого в HFR. Сам Кэмерон тоже не собирается отставать: уже известно, что «Аватар 2» и «Аватар 3» выйдут в новом формате. В чем же суть этой технологии и какие впечатления остались у первых зрителей?

Новый этап в кино: 48 кадров в секунду

Новый этап в кино: 48 кадров в секунду

Телевидение уже давно использует высокие кадровые частоты (вплоть до 60 кадров в секунду - максимум того, что способен воспринимать человеческий мозг). Кино же продолжает придерживаться стандарта, который утвердился ещё в 20-е годы прошлого века. Но Питер Джексон и его соратники уверены, что это упущение пора исправить:

Фильмы будут не только проецироваться, но и сниматься с частотой 48 кадров в секунду. В результате мы получим обычную скорость, но изображение станет гораздо более чётким и плавным. За последние 90 лет мы привыкли к 24-м кадрам в секунду - и все бы ничего, если бы не размытость, дрожание, «рваные» движения. Съемка с частотой 48 кадров почти полностью устраняет эти недостатки».

Оценить отличия в качестве изображения при низкой и высокой частоте кадров можно на таком примере:


Сторонники HFR подчёркивают, что новая технология сделает гораздо более комфортным просмотр фильмов в 3D: яркость цвета при при проекции 48 или 60 кадров в секунду компенсирует затемнение, возникающее из-за стереоочков, а благодаря высокой чёткости изображения глаза будут меньше уставать. Но по словам продюсера «Аватаров» Джона Ландау, 2D-фильмы с высокой частотой кадров также смогут подарить зрителям совершенно новые ощущения.

HFR дает более чёткое, резкое изображение, сильное чувство присутствия и превратит просмотр фильма в кинотеатре в нечто совершенно иное. Это касается не только 3D».

Большинство современных цифровых камер способны снимать со скоростью 48 или 60 кадров в секунду. Но до недавнего времени этой функцией пользовались только для создания эффекта замедленной съёмки: запись, сделанная со скоростью 48 или 60 кадров в секунду, просматривалась на стандартной скорости 24.

Попытки перехода на проекцию 48 и 60 кадров в секунду начались ещё в эпоху плёночного кино. Пионером в этой области стал Дуглас Трамбулл, создатель технологии ShowScan, которая была использована в фильме «Назад в будущее».


Питер Джексон уверен, что со временем формат HFR вытеснит традиционные 24 кадра в секунду

Для создания «Хоббита» использовались цифровые камеры RED Epic, которые имеют функцию съемки в HRF. Команда Джексона столкнулась с определенными сложностями: для съёмки в 3D требуется, чтобы две камеры были расположены на небольшом расстоянии, примерно равном расстоянию между глазами человека, однако специфическая конструкция RED Epic не позволяла этого сделать. Выход из положения придумали специалисты компании 3ality Technica, создавшие специальные камерные установки: одна камера «смотрела» прямо на снимаемый объект, другая записывала отражение в зеркале.

Режиссёр запечатлел съёмочный процесс в своём видеоблоге

Все кинопроекторы второго поколения способны воспроизводить записи с частотой 48 или 60 кадров в секунду: для этого требуется лишь установить дополнительный софт, после чего можно будет переключиться на нужную частоту одним нажатием кнопки.


Судя по всему, сейчас кинотеатры бросятся закупать более современное оборудование, чтобы быть во всеоружии к премьере «Хоббита», которая назначена на декабрь. Однако демонстрация отрывка на CinemaCon показала, что новый формат вызовет не меньше споров и разногласий, чем в своё время 3D. Представители различных изданий, которые присутствовали на показе, отзываются о нём скорее с недоумением - хотя и признают, что воспринимать 3D было легко как никогда. Например, корреспондент издания Collider пишет:

48 кадров в секунду – очень непривычное зрелище, и я не уверен, что оно придется по вкусу обычным посетителям кинотеатров. Это выглядит как реальность на киноэкране - больше нет ни размытости изображения, ни темных углов, но хорошо ли это? «Хоббит» похож не на кинофильм, а на телевидение в высоком разрешении.

Ресурс TheWrap опубликовал еще более жёсткий отзыв:

Это больше походило на мексиканский сериал, чем на «Аватар». Нет сомнений, что у HFR появятся свои поклонники, но на мой взгляд, излишняя чёткость изображения только испортила все, что было создано богатой фантазией Джексона».

Основная претензия к «Хоббиту» заключается в том, что HFR делает изображение «некинематографичным». Но возможно, когда пройдет первый шок, отношение к экспериментальной технологии изменится? Питер Джексон предвидел подобную реакцию и незадолго до фестиваля написал в Facebook:

Приверженцам традиционного кино не понравится слишком чёткое и плавное изображение. Многие из нашей команды были такими же, но теперь превратились в адептов HFR. К новому качеству изображения привыкаешь очень быстро. Это похоже на тот момент, когда винил сменился цифровыми дисками. Я не сомневаюсь, что в будущем все фильмы будут сниматься и демонстрироваться с высокой кадровой частотой».

По слухам, в начале июля создатели «Хоббита» представят первый трейлер фильма в HFR
Хоббит: Нежданное путешествие, Хоббит: Битва пяти воинств
Питер Джексон

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100