Режиссёр Брайан Сингер, снявший оскароносный триллер «Подозрительные лица» (1995) и первые два кинокомикса о Людях Икс, вернулся в лигу блокбастеров после небольшой паузы с фэнтезийной картиной «Джек-покоритель великанов». Лента Брайана Сингера - это новое прочтение двух сказок: «Джек — убийца великанов» и «Джек и бобовое зёрнышко».

Проект «Начинка». Из чего сделан фильм «Джек - покоритель великанов»

В центре сказочного сюжета — юный фермер, которому суждено отправиться в опасное путешествие в мир великанов, чтобы одержать победу над гигантами, спасти принцессу и вернуться домой легендарным героем. Съёмки фильма с бюджетом $195 млн. прошли в Великобритании, в том числе в живописном графстве Суррей, излюбленном месте американских кинематографистов. В огромном парке Бурн Вудс (Bourne Woods ) снимали, например, «Белоснежку и охотника». Фильм «Джек - покоритель великанов» должен был выйти на экраны летом 2012 года, но студия перенесла премьеру на март 2013. Согласно официальному заявлению студии Warner Brothers, причиной задержки стали визуальные эффекты. В итоге, эффекты и анимация в картине получились очень качественными. В Северной Америке «Джек-покоритель великанов» заработал за первые три недели проката чуть более $55 млн при бюджете $195 млн. Скромные финансовые показатели картины, скорее всего, кроются в слабом маркетинге, а не в художественной составляющей фильма. Как ни крути, а «Джек - покоритель великанов» - это мощный киноаттракцион с отличным видеорядом.

Основным источником зрительского интереса для многих станут не натурные съёмки, рисованные задники или эффектные виртуальные панорамы с проросшими бобами до небес, а великаны.


Великаны


Великанов анимировали при помощи захвата актёрской игры. Изображение взято с сайта fxguide


Сказочные гиганты создавались с использованием техники захвата актёрской игры — технологии performance capture. Эту технологию уже несколько лет активно используют для создания вымышленных существ. Из последних проектов стоит упомянуть «Хоббит: Нежданное путешествие», в котором гоблины и, конечно, Голлум анимированы путём захвата актёрской игры. Performance capture представляет собой дальнейшее развитие технологии захвата движения — motion capture, когда специальными камерами фиксируются не только движения тела актёра, но и мимика.

Работа над эпизодами с гигантами проходила в четыре этапа. Всё начиналось с превизуализации кадров на компьютере. На этой же стадии осуществлялся предварительный захват актёрской игры.


Мимику фиксировали четыре нашлемные камеры, которые снимали показания с 224 маркеров, размещённых на лицах актёров. Собранная информация об игре и виртуальные декорации съёмочных локаций использовались в создании трёхмерных аниматиков - превизов, которыми занимались специалисты студии The Third Floor. Такие аниматики были важной частью виртуального производства - второго этапа в работе над эпизодами с гигантами. Система виртуального производства благодаря технологии SimulCam или симулятору камеры позволяла режиссёру в режиме реального времени видеть в одном кадре актёров и гигантов. Схожая система применялась при создании картины «Живая сталь», над видеорядом которой также работали художники и аниматоры студии Digital Domain - основного подрядчика по эффектам фильма Брайана Сингера. В изображения со съёмочной камеры интегрировались трёхмерные модели гигантов или наоборот - реальных актёров могли добавить в виртуальные декорации. При этом комбинированная картинка выводилась на монитор виртуальной камеры, которая имела те же настройки, что и настоящая. Художники Digital Domain создали маски в стиле кабуки для физиономий компьютерных моделей великанов, спроецировав на них выражения лиц актёров, полученные в ходе сессий захвата движений. Это позволило режиссёру отбирать понравившиеся выражения, которые впоследствии использовались во время «чистовой» анимации. Всё оборудование предварительно синхронизировалось, массив получаемых данных в режиме реального времени обрабатывала программа Motion Builder.

Ролик, который знакомит с захватом движений и работой на площадке с виртуальной камерой.


Актёры, игравшие персонажей-людей, исполняли свои роли на площадке в контакте с бутафорской частью великана или шестом, который использовался для выравнивания линии глаз.


На третьем этапе происходила корректировка материалов захвата актёрской игры с учётом съёмок на площадке. И только на заключительной, четвёртой стадии, гиганты обретали финальную фактуру и окончательный внешний вид. При этом, скорость полученных движений с помощью motion capture, замедлялась на 20-30%, так как следовало учитывать разницу в размерах и тот факт, что пластика великанов была не столь изящной, как у актёров игравших них. Персонажей визуализировали в рендерере Arnold, герои имели сложный виртуальный скелет, мышцы и кожу, которую имитировал многослойный шейдер*. Композицию собирали в программе Nuke.

Зрелищный фрагмент из фильма «Джек - покоритель великанов», в котором великаны преследуют кавалерию. Видео взято с сайта fxguide


Визуальные эффекты


Кадр с бобовым стручком ДО и ПОСЛЕ постобработки. Фотография взята с сайта vfxworld


Помимо впечатляющих великанов, в картине Брайана Сингера очень много визуальных эффектов и компьютерной анимации. К примеру, подводную сцену с героем в пруду, когда он пытается укрыться от взора гиганта, снимали в сухом бассейне. Воду симулировали на компьютере в программе Naiad. Прочие эффекты, вроде огня, дыма и дождя, создавали в Houdini. Огромные бобовые стручки для многих кадров создавались и анимировались в графике трёхмерщиками студии MPC («Прометей»). Тем не менее, на площадке были и бутафорские стебли высотой около девяти метров, но их опять же дорабатывали на компьютере.

В сцене осады урон наносится компьютерной модели королевской обители. Крепость строилась по фотографиям и материалам сканирования двух британских замков.


Эпизодом осады занимались кудесники британской студии Soho («Джон Картер»). Деревья для этих кадров были смоделированы в специализированном пакете SpeedTree Cinema 3D.

Трейлер фильма «Джек - покоритель великанов». В ролик вошли кадры осады замка с падающими деревьями (1.50-1.55 сек.)

По материалам: Fxguide и "vfxworld":http://www.awn.com/magazines/vfx-world-magazine