Блокбастер «Стартрек: Возмездие» - это двенадцатый по счёту научно-фантастический фильм в киносерии «Звёздный путь». Новую картину, как и предыдущую, «Звёздный путь» (2009), снял Джей Джей Абрамс - один из самых востребованных и успешных голливудских режиссёров на сегодняшний день. Продолжение приключений команды космического корабля «Энтерпрайз» под руководством капитана Джека Кирка обошлось студии Paramount Pictures в $190 млн, то есть сиквел оказался дороже на $40 млн. Увеличенный производственный бюджет позволил создателям приподнять планку зрелищности, установленную предшественником. Напомним, что «Звёздный путь» удостоился премии «Оскар» за грим и был номинирован за визуальные эффекты, где проиграл «Аватару» в 2009 году.

«Стартрек: Возмездие» насчитывает 1700 планов с визуальными эффектами и, скорее всего, также удостоится номинации на престижную награду Киноакадемии, но не будем забегать вперёд. В этой статье мы расскажем о создании трёх невероятно зрелищных сцен, которые особенно эффектно выглядели на большом экране в стереоформате.

Дублированный трейлер фильма «Стартрек: Возмездие»


Внутри вулкана


Сцену внутри вулкана снимали в окружении зелёных экранов. Огонь - это смесь цифровых и физических эффектов. Лава - компьютерная симуляция


В начале фильма герой по имени Спок (Закари Куинто) опускается в жерло вулкана, чтобы предотвратить его извержение, которое способно уничтожить первобытную цивилизацию, населяющую эту часть планеты. Сцена снималась на IMAX-камеры на площадке, окружённой зелёными хромакейными экранами. Этот эпизод, как и большая часть кадров, был отдан в работу художникам по компьютерной графике студии ILM (киносерия «Пираты Карибского моря»). Сцену внутри вулкана снимали в окружении зелёных экранов. Огонь — это смесь цифровых и физических эффектов. Лава — компьютерная симуляция.

Закари Куинто играл свою роль в сцене с вулканом, стоя на фрагменте бутафорской скалы, а не на зелёном ящике, как это часто бывает.


Кадр из фильма «Стартрек: Возмездие». Спок в самом сердце огнедышащего вулкана


Чтобы актёр прочувствовал атмосферу адского пекла, пиротехники развели на безопасном расстоянии огонь. Помимо этого, площадку «обжигали» прожекторы и лампы, обеспечивавшие интерактивное освещение. Но основной напор огня и лавы создавался средствами компьютерной графики. При этом пламя и дым имитировались в программе Plume. Кинематографисты и художники стремились провести аналогию со скалой, о которую разбиваются исполинские океанские волны во время шторма. Вот только вместо воды была раскалённая лава. В некоторых динамичных кадрах актёра подменяли его трёхмерной копией, чтобы облегчить взаимодействие с цифровой средой. В таких случаях модель Закари Куинто создавалась по материалам сканирования и многочисленным фотографиям актёра. Особую сложность представляла сборка изображения, поскольку кадры насчитывали десятки слоёв с эффектами.

Зрелищная сцена внутри вулкана в фильме «Стартрек: Возмездие». Видео взято с сайта fxguide


Атака штаб-квартиры Звёздного флота


Кадр с площадки. Снимается сцена атаки штаб-квартиры


Главный злодей фильма в блистательном исполнении Бенедикта Камбербэтча совершает вероломное нападение на штаб-квартиру Звёздного флота. Он атакует в тот момент, когда в здании проходит встреча всех капитанов кораблей. В реализации эпизода приняли участие талантливые художники студии Pixomondo. Уличные кадры, в том числе звездолёт злодея - это компьютерная графика и анимация. На площадке вместо корабля, с помощью системы тросов, летала установка со световыми приборами, которая вкупе с интерактивным светом помогала художникам с определением местоположения звездолёта в тот или иной момент в кадре. Установка программировалась одним из аниматоров студии Pixomondo по данным превиза эпизода. Джей Джей Абрамс всегда присутствовал на площадке и высказывал пожелания по поводу характера движения приспособления.

В павильоне была выстроена декорация зала, где проходила встреча капитанов, художникам поручили дорисовывать вид ночного города за окном.


Интерьер зала заседаний, где проходила встреча капитанов. Декорация была построена под руководством Скотта Чамблисса


В момент атаки, когда интерьеры приходят в негодность, трёхмерщики запустили имитацию флюидов. Пробоины в стенах, пыль, дым и различный мусор с обломками - это компьютерная графика. В некоторых кадрах актёров подменили цифровыми двойниками, чтобы герои совершали невероятные кульбиты и эффектно падали замертво от выстрелов орудий. Мастерское сочетание качественных декораций интерьеров зала с компьютерными эффектами и анимацией позволили снять по-настоящему увлекательный и запоминающийся эпизод.

Международный трейлер фильма «Стартрек: Возмездие», в который вошли кадры атаки на штаб-квартиру «Звёздного флота»


Падение военного корабля «Возмездие»


Кадр из фильма «Стартрек: Возмездие». Компьютерная модель футуристического Лондона и цифровой взрыв


Ближе к финалу фильма исполинских размеров военный корабль «Возмездие», получив непоправимый урон от взорвавшихся ракет, пикирует на Сан-Франциско. Зрелищный эпизод был целиком создан на компьютере. «Возмездие» врезалось в компьютерные модели небоскрёбов. Стоит отметить, что Сан-Франциско для всех кадров фильма был воссоздан в графике. Футуристический городской ландшафт разрабатывался при участии арт-директора проекта Яника Дюссо. То же самое касается Лондона, некоторые части которого также целиком воссоздавались и перестраивались в 3D.

При строительстве футуристического Сан-Франциско художники постарались передать знакомые современному зрителю городские черты и предвосхитить развитие архитектуры и застройку за пару сотен лет.


Кадр из фильма «Стартрек: Возмездие». Падение анимированного «Возмездия» на компьютерный Сан-Франциско


Эпизод визуализировался в двух рендерерах - V-Ray и Arnold. Кадры, в которых здания рушатся, создавались с помощью технологии имитации динамики твёрдых тел. Помимо этого на полную мощность была запущена программа для сложного монтажа Nuke (композитинг - прим. авт), которая позволяет работать с десятками слоёв разных эффектов. Например, в эпизоде с падением есть кадры, насчитывающие до 60 симулированных объектов. Эпизод в Сан-Франциско - результат творческой работы художников и аниматоров уже упомянутой нами студии ILM. Отметим, что для работы над эффектами нового фильма студия ILM внесла изменения в программно- производственный конвейер, касающийся визуализации компьютерной графики. Ранее базовой программой был Renderman, но «Стартрек: Возмездие» переключил внимание специалистов на Arnold. В отличие от софтверных конкурентов, Arnold опирается на иные вычислительные алгоритмы и представляет собой однонаправленный стохастический трассировщик лучей (происхождение луча света и его направление установлены с помощью случайных чисел — прим. авт.). Arnold выдаёт одну из наиболее физически точных моделей освещения, что положительным образом сказывается на реалистичности 3D-объектов в кадре.

Ролик фильма с Суперкубка, который содержит кадры крушения «Возмездия»

Фантастический фильм «Стартрек: Возмездие» уже заработал в мировом прокате около $180 млн. Нет сомнений, что сиквел превзойдёт по сборам предыдущую картину, поэтому ещё одно продолжение более чем вероятно. Вот только режиссёром следующей серии, скорее всего, будет не Джей Джей Абрамс, а кто-то другой. Дело в том, что Абрамс планирует заняться развитием другой киновселенной - «Звездными войнами». Свежий эпизод киноэпопеи, запущенной когда-то Джорджем Лукасом, выйдет на экраны в 2015 году. Тем интереснее будет увидеть, какие изменения Джей Джей Абрамс внесёт в свой стиль, чтобы разграничить «Звёздные войны» и «Стартрек». Может быть, он откажется от бликов слепящих объектив камеры? В любом случае, «Звёздные войны» теперь в надёжных руках, а перспективы «Стартрека» станут отчётливо видны позднее, с назначением другого режиссёра.