Съёмки фильм прошли в Исландии. Фотография взята с официального сайта фильма


Фантастический фильм «Трон: Наследие» - дебютный проект Джозефа Косински в игровом кино - неплохо прошёл в мировом кинопрокате, заработав $400 млн при бюджете $170 млн. В целом лента удостоилась прохладных отзывов в прессе из-за невнятных героев и сюжета, но даже самые яростные критики высоко оценили зрелищный видеоряд и стиль этого проекта. Практически сразу Джозеф Косински, бывший режиссёр клипов и синематиков компьютерных игр, был зачислен прессой и коллегами по цеху в группу кинематографистов-визионеров - постановщиков, которые способны создавать на экране целые миры с нуля. В многочисленных интервью, исполнитель главной роли Том Круз подчёркивает, что именно это качество заставило его обратить внимание на восходящую звезду режиссуры.

В основу сюжета фильма «Обливион» положен комикс, придуманный самим режиссёром Джозефом Косински. Изначально картину собиралась запустить в производство студия Disney, купившая права на экранизацию в 2010 году.


Кадр из фильма Обливион. В изображение при помощи графики интегрированы огромные станции по забору воды


Позднее руководство корпорации отказалось от этой затеи из-за невозможности перенести на экран подобную историю с детским возрастным рейтингом PG. В итоге права были вновь выставлены на торги и вскоре куплены Universal. Съёмки начались в октябре 2011 года и частично прошли на территории США - в горах Калифорнии и на озере Джуно, в павильоне студии Батон-Руж (штат Луизиана) и на улицах Нью-Йорка. Руководство этих штатов традиционно идёт навстречу кинематографистам, компенсируя им часть расходов в виде налоговых послаблений. Но основной блок съёмок пришёлся на страну вулканов и гейзеров - Исландию. Кинематографисты работали на натурных площадках островного государства в период «белых ночей», когда солнце фактически не садится.

Дублированный трейлер фильма «Обливион»

Картину снял оператор-постановщик Клаудио Миранда, получивший премию «Оскар» за «Жизнь Пи» Энга Ли.


Клаудио Миранда с цифровой кинокамерой Sony F-65


Помимо Клаудио Миранда, с которым Джозеф Косински снимал «Трон: Наследие», в команду проекта «Обливион» вошли художник-постановщик Даррен Гилфорд и арт-директор Кевин Ишиока. С последними двумя кинематографистами Косински опять же создавал «Трон: Наследие».

Также над визуализацией мира фильма потрудились художник-иллюстратор Джеймс Клайн («Звёздный путь», дизайнеры Рон Мендел («Железный человек» Даниэль Саймон («Трон: Наследие» и многие другие.

Джозеф Косински решил по-максимуму снимать вживую на площадке, поэтому в павильоне студии Батон-Руж были выстроены декорации небесной башни и подземного бункера «падальщиков».


Небесная башня


Концепт-дизайн интерьера «небесной башни»


Техник Джек Харпер живёт в буквальном смысле за облаками. Его дом и по совместительству командный центр покоится на подпорках из титана на высоте 900 метров над уровнем моря. Интерьер «небесной башни» разрабатывался художниками сначала в эскизах, а после воссоздавался по рисункам и чертежам строителями и декораторами.

Художник-постановщик картины Даррен Гилфорд построил дом в стиле хай-тек с уклоном в минимализм. Подобный стиль великолепно контрастировал с условиями обитания «падальщиков».

Кадры с экстерьером дома героя создавались с использованием компьютерной графики


Кадры, демонстрировавшие башню снаружи, создавались при помощи компьютерной графики. Модель башни построили по многочисленным фотографиям и материалам лидарного сканирования декорации шириной 20-25 метров. Что касается живописных видов на облака изнутри жилища, то это не компьютерная графика, а фронтпроекция съёмочного материала на белые экраны, которыми окружили декорацию дома. Джозеф Косински и оператор Клаудио Миранда приняли интересное художественное решение, отказавшись от привычных в таких случаях синих или зелёных хромакейных фонов. Вот, что рассказал Клаудио Миранда в интервью порталу Studiodaily:
На площадке у нас был 21 проектор и никаких синих экранов. Проекционный съёмочный материал давал мягкое освещение и не нуждавшиеся в исправлении отражения. Более того, в этих кадрах 90% освещения обеспечивают изображения с видеопроекторов, я лишь добавлял необходимые 10%. Мы бы не смогли снять подобное на плёнку, но современные цифровые кинокамеры имеют очень высокую светочувствительность. Например, лицо героя Моргана Фримана в одном из кадров в бункере на самом деле снималось при одной зажжённой спички»

Летающий «пузырь» на площадке в окружении экранов с видеопроекцией


Не лишним будет упомянуть, что исполнители главных ролей также высоко оценили подобный подход, так как видеоизображения ночного, утреннего или дневного неба, предварительно снятые с трёх камер с вершины вулкана на Гавайях, по-настоящему захватывали дух. Актёрам даже ничего не пришлось воображать себе.

Ролик о создании шикарных видов из окон Небесной башни, в которой проживает герой Тома Круза. Исходное видел взято с Youtube, канал filmisnowextra


Летающий пузырь и дроны


Кадр из фильма «Обливион». Декорации - настоящие, как и летательный аппарат на заднем плане


Джек Харпер занимается ремонтом дронов, передвигаясь на реактивном летательном аппарате, кабина которого внешне напоминает аквариум. Неудивительно, что этот агрегат получил у кинематографистов прозвище «пузырь». Так как Косински хотел снимать как можно больше всего на площадке, художественный отдел построил для него полноразмерную модель транспорта Джека. Разработка дизайна началась с отрисовки эскизов, затем был построен макет в миниатюре, а после модель в масштабе 1:1 из алюминия, стекловолокна и углепластика. Кроме того, дизайнеры и инженеры сконструировали дрона. Разработкой летательных аппаратов руководил дизайнер Дэниель Саймон, у которого большой опыт работы в автомобильной индустрии. Он сотрудничает с большими автоконцернами, например, с Volkswagen.

Разумеется, вся эта техника не могла летать, зато служила отличным референсом освещения для художников по компьютерной графике, которые создали дронов и «пузырь» для динамичных сцен с полётами.


Макет дрона в павильоне. Фотография взята с официального сайта фильма


Актёрам опять же было проще играть свои роли, имея дело с макетом, а не зелёным или синим кубом. Кадры с летающим «пузырём», которые показывают пилота и пассажира, снимались при помощи подвижной гидравлической платформы. То есть, кабину без стёкол поставили на механическое устройство, приводимое в движение с компьютера. Платформа двигалась по четырём направлениям и вращала кабину на 720 градусов. Сцены снимались без дублёров - Том Круз и Ольга Куриленко крутились, как детишки на лихом аттракционе в «Диснейленде». Недостающие части летательного аппарата, в том числе фонарь кабины, были смоделированы в графике, как и пейзаж за окном.

Ролик о создании летательного аппарата для фильма «Обливион». Исходное видео взято с Youtube, канал filmisnowextra

Эпизод с уходом летательного аппарата главного героя от погони и обстрела со стороны дронов целиком создан на компьютере по превизам, сделанным специалистами The Third Floor («Мстители»). Работу над кадрами выполнили художники и аниматоры студии Pixomondo (премия «Оскар» за эффекты к фильму «Хранитель времени 3D»). Корабль Джека Харпера построили по фотографиям и материалам сканирования бутафорского летательного аппарата; ландшафт Земли художники смоделировали в программе 3ds Max, после чего «заготовку» отправили в пакет Houdini, в котором создавался эффект обледенения и добавлялись детали. Окончательный вид ландшафт приобретал после нанесения текстур в 3ds Max и визуализации в V-Ray. Все эффекты разрушения, когда горная порода осыпается или дроны падают, также были сделаны при помощи компьютерной графики и анимации. В общей сложности, художники обработали 456 планов фильма. Работа над проектом продолжалась 15 месяцев и привлекла к экранам мониторов 231 специалиста.

К настоящему моменту «Обливион» заработал в мировом прокате $149 млн. Рейтинг свежести на сайте Rottentomatoes.com («Гнилые помидоры»), который агрегирует рецензии ведущих американских кинокритиков, менее 60%. Скорее всего, коммерческого успеха «Особого мнения» и «Войны миров» новому фантастического проекту Тома Круза не удастся повторить. Тем не менее, эта лента заслуживает похода в кинотеатр из-за удивительно красивого видеоряда и нетривиальной атмосферы для голливудского блокбастера.