Американский писатель Майкл Крайтон сделал себе имя благодаря увлекательным фантастическим романам, за основу которых он брал популярные в научной среде гипотезы или околонаучные теории. Пожалуй, самым знаменитым его романом следует признать «Парк Юрского периода», экранизированный Стивеном Спилбергом. Произведение об эксцентричном миллиардере, основавшем парк аттракционов с живыми динозаврами, воскрешёнными методами генной инженерии, стало бестселлером по обе стороны Атлантики. Права на этот роман были куплены студией Universal незадолго до его публикации в 1990 году. И практически сразу же начался длительный подготовительный период к съёмкам, растянувшийся почти на два года. Особое внимание руководство Universal и Стивен Спилберг уделили динозаврам, потому что они играли одну из ключевых ролей в фантастическом сюжете будущего фильма.

Студия Стена Уинстона и ILM Джорджа Лукаса


На подготовительном этапе был поднят вопрос: «Кто и как сделает динозавров?». Стивен Спилберг обратился к мастеру спецэффектов Стену Уинстону и аниматору Филу Типпету. В прошлом Уинстон сконструировал терминатора и королеву Чужих для фильмов Джеймса Кэмерона, а Типпет своей работой над оригинальной трилогией «Звёздные войны» доказал, что по праву считается одним из лучших художников-мультипликаторов.

Стивен Спилберг посчитал, что раз Стен Уинстон сконструировал Королеву Чужих, то он справится и с полноразмерной моделью тираннозавра.


Трейлер фильма «Парк Юрского периода»

Статичный кадр из тестового анимационного ролика студии ILM


Позднее Уинстон признается, что на момент первого разговора со Спилбергом он понятия не имел, как они сделают динозавров. Но самую главную вещь Стен Уинстон уяснил для себя сразу - Стивену Спилбергу потребуются восемь максимально реалистичных персонажей доисторических существ. Режиссёр не намерен повторять фокус с музыкой и сокрытием персонажа от зрительских глаз, который блестяще сработал с акулой в фильме «Челюсти». В картине «Парк Юрского периода» многих динозавров будут демонстрировать в полный рост, поэтому они должны убедительно смотреться на большом экране.

Разработка дизайна восьми различных динозавров продолжалась на протяжении года. При этом подписанного контракта на руках у Стена Уинстона всё ещё не было.


Эскиз тираннозавра, выполненный художником Крэш МакКрири


Эскизы доисторических существ рисовал художник Крэш МакКрири. Стен Уинстон попросил его при работе над образами придерживаться фактов и материалов, известных палеонтологии на тот момент. Разумеется, кинематографисты также обращались за консультациями к учёным. Например, одним из консультантов проекта был профессор палеонтологии и куратор Национального музея естественной истории Джек Хорнер, который оказался под сильным впечатлением от механических кукол тираннозавра и раптора. Студия визуальных эффектов Industrial Light&Magic изначально была привлечена как компания, которая удалит из кадров различные приспособления для управления моделями динозавров, осуществит композитинг и добавит эффект размытия изображения для кадров с подвижными доисторическими животными. Их предполагали оживлять при помощи аниматронных механизмов и техники go-motion (улучшенная технология покадровой анимации - прим. авт.). Но во время подготовительного периода художники-мультипликаторы студии ILM под руководством супервайзера Денниса Муррена подготовили анимационный ролик с бегущими галлимимами (вид динозавров - прим. авт.). Качество пробной анимации настолько превосходило результаты, продемонстрированные техникой go-motion, что Спилберг сразу же решил оживлять динозавров в наиболее динамичных сценах при помощи цифровых технологий. Чтобы зритель не увидел разницы между куклами и трёхмерными моделями, художники по графике создавали динозавров, взяв за основу сканы макетов, сделанные мастерами Стена Уинстона. Интеграция цифровых ящеров в кадры осуществлялась с учётом освещения в кадре, и всегда после тщательного трекинга* движения камеры. Особое внимание уделялось мелким деталям, вроде брызг и пыли, которые делали реалистичным взаимодействие компьютерных динозавров с реальными объектами сцены. Например, в одном из эпизодов тираннозавр ступал по мокрой от дождя земле. Брызги луж сняли отдельно, после чего совместили их изображение с материалом основной съёмки и компьютерным ящером.

Виртуальный скелет динозавра, созданный трёхмерщиками студии ILM


Выбор компьютерной анимации в качестве основной технологии изменил роль Фила Типпета - гуру кукольной анимации - на этом проекте. Но он остался в качестве супервайзера благодаря своему огромному опыту и разработал приспособление DID (dinosaur input device - прим. авт.), которое облегчило задачу по анимации динозавров. Устройство DID представляло собой металлический скелет динозавра в малом масштабе, подключенный к компьютеру. Аниматор изменял положение скелета, эти движения записывались и передавались трёхмерной «проволочной» модели персонажа в компьютерной программе. То есть, при помощи DID создавалась базовая анимация. При этом художники-мультипликаторы активно изучали повадки хищных животных для придания реалистичности движениям динозавров. Впоследствии Фил Типпет также опробует DID при создании огромных жуков для картины «Звёздный десант» (1997). Мышцы и шкуру динозавров делали художники ILM. Тем не менее, Типпет всё-таки нашёл применение покадровой анимации. С её помощью он проработал кукольные аниматики некоторых зрелищных сцен.

В фильме «Парк Юрского периода» девять минут хронометража с аниматронными куклами динозавров и шесть минут - с анимированными на компьютере моделями доисторических существ.


Ролик, который знакомит с компьютерными динозаврами фильма «Парк Юрского периода». Исходное видео взято из документального фильма ILM. Creating Impossible.

Тираннозавр


Скелет будущей скульптуры тираннозавра


Кукла плотоядного динозавра была изготовлена в натуральную величину. То есть, модель возвышалась почти на семь метров, в длину она достигала двенадцати метров, а весила свыше восьми тонн. Специалисты под руководством Стена Уинстона впервые имели дело с персонажем таких размеров, им даже пришлось внести изменения в технологический процесс.

1. На начальном этапе изготавливался макет в уменьшенном масштабе, элементы которого - голова, туловище и хвост - пронумеровывались и вырезались из фанеры в профиль.
2. Разрезанные секции при помощи эпипроектора проецировались на огромный лист фанеры. При этом их изображения масштабировались до размеров частей полномасштабной модели будущего динозавра.
3. Увеличенные секции вырезались, собирались воедино и крепились на арматуру из алюминия. Полученная конструкция обтягивалась мелкой проволочной сеткой и стеклопластиком, после чего наносилась маслянистая глина.

Уменьшенная и полноразмерная скульптуры тираннозавра в мастерской Стена Уинстона


4. Скульптура лепилась из маслянистой глины, которая оставалась сыроватой и податливой на протяжении шестнадцати недель, потраченных десятью художниками на создание модели.
5. Формы отливались по модели с применением материала из эпоксидной смолы, который используется в аэрокосмической индустрии.
6. На заключительном этапе создавалась кожа из вспененной резины и осуществлялась покраска.
7. Готовые элементы - голова, туловище и хвост - надевались на механизированную конструкцию.

Аниматроника

Полноразмерная аниматронная кукла тираннозавра на студийной площадке


Динозавры имели механическую «начинку». Стен Уинстон вместе со своей высококлассной командой мастеров сделал выбор в пользу гидравлики - из соображений безопасности и больших возможностей подобных механизмов. Гидравлические цилиндры и поршни должны были управлять головой, шеей, челюстью и лапами динозавра. Но ведь требовалась ещё дополнительная система для анимации огромной туши животного. Один из специалистов предложил технологию, используемую при производстве авиатренажёров. В итоге Стен Уинстон, заручившись финансовой поддержкой студии Universal, приобрёл подвижную платформу, которая покачивалась из стороны в сторону, а также опускалась и приподнималась. Движения гидравлических цилиндров и платформы программировались и записывались, после чего воспроизводились механизированной куклой с пульта управления. Подобное положение вещей не устраивало в полной мере Уинстона, потому что он хотел дать кукловодам больше свободы, чтобы они получили возможность управлять динозавром вручную. Именно поэтому была изготовлена уменьшенная телеметрическая модель динозавра, которую через специальные датчики-потенциометры подключили к пульту управления. Таким образом, большой динозавр повторял все движения вслед за маленьким телеметрическим тираннозавром.

Куклу тираннозавра снимали исключительно в павильоне. Для крупных планов была отдельно изготовлена модель головы динозавра с более продвинутыми механизмами языка.


Кадр из фильма «Парк Юрского периода». В этой сцене с Тираннозавром совмещены механические и визуальные эффекты


Проливной дождь в кадрах сильно осложнил жизнь группе художников Стена Уинстона. Шкура куклы не была рассчитана на столь высокую влажность. Вспененная резина впитывала жидкость, которая увеличивала вес конструкции. По ночам куклу старались высушить горячим воздухом, но по утрам всё равно требовалось перенастраивать гидравлику.

Ролик о процессе создания скульптуры динозавра для фильма «Парк Юрского периода». Исходное видео взято с сайта Youtube, канал StanWinstonSchool



Раптор


Джон Розенгрант примеряет костюм раптора


Ведущую отрицательную роль среди динозавров сыграл хищный раптор. Инженеры и художники разработали две механические куклы существа. Обе модели управлялись через провода. Кадры, требовавшие от моделей демонстрировать полную функциональность, снимались с участием четырнадцати кукловодов. При этом пульт управления динозаврами находился на расстоянии семи с половиной метров. Несмотря на превосходные механические куклы, в нескольких кадрах динозавра сыграл человек в костюме раптора.

В шкуру динозавра влез художник Джон Розенгрант, которому помогал Крэш МакКрири. Оба длительное время тренировались и репетировали эти роли, потому что работать в душных и тесных костюмах было физически очень тяжело. Неубедительная игра легко бы перечеркнула усилия и старания многочисленных художников и инженеров. При работе над костюмом специалисты студии Уинстона наложили рисунки динозавра на изображения Джона Розенгранта в разных ракурсах. Затем художники сняли слепок со своего коллеги, вокруг которого вылепили скульптуру раптора. Движения динозавра Джон Розенгрант отрабатывал по аниматикам Фила Типпета.

В кадрах с вылуплением детёныша раптора из яйца кинематографисты так же снимали куклу. Примечательно, что актёры в этой сцене впервые видели куклу детёныша в действии, наверное, поэтому их реакция на происходящее получилась настолько естественной и искренней.


Следует отметить, что на площадке кукловоды Стена Уинстона работали как члены Гильдии киноактёров, а не гримёров. Уинстону удалось убедить профсоюз, что их деятельность в этом случае была ближе к ремеслу актёра, чем художника по гриму.

Ролик о создании раптора для фильма «Парк Юрского периода». Исходное видео взято с сайта Youtube, канал StanWinstonSchool


Трицератопс и Дилофозавр


Режиссёр Стивен Спилберг и продюсер Кэтлин Кеннеди с куклой динозавра


Трёхрогий динозавр (Трицератопс - прим. авт.) был единственным доисторическим персонажем, которого снимали на натурной площадке на Гавайях. На изготовление куклы у специалистов было всего четыре месяца, так как согласно первоначальному календарно-постановочному плану кадры с этим существом должны были быть сняты в конце производственного цикла и в павильоне, но Стивен Спилберг решил всё переиграть. По сюжету, особь трицератопса лежала на земле, тяжело дыша, пока её осматривала группа исследователей. Динозавром управляли одиннадцать операторов из ямы, вырытой под тушей животного. Действиями кукловодов руководил по рации Стен Уинстон.

Художник Шэйн Мэхен окрашивает куклу Дилофозавра


Дилофозавр был создан в единственном экземпляре, но имел три сменных головы с разными функциями. У самой технически продвинутой раздувался капюшон, как у кобры. Кроме того, модель дилофозавра была единственной, которая передвигалась на экране без помощи цифровых технологий. Кинематографисты использовали исключительно специальное оборудование и определённым образом выстраивали кадр, чтобы этих приспособлений не было видно.

Ролик, в котором показаны как аниматронные куклы динозавров, так и их компьютерные модели. Исходное видео взято с сайта Youtube, канал StanWinstonSchool



Фильм «Парк Юрского периода» получил тёплый приём у критиков и невероятно горячий у зрителей. Картина заработала в мировом прокате более $900 млн в 1993 году и удерживала титул самой кассовой ленты в истории кино до выхода «Титаника» Джеймса Кэмерона четыре года спустя.


Специалисты по компьютерной графике сходятся во мнении, что именно «Парк Юрского периода» стал поворотным моментом в индустрии спецэффектов. Шесть минут компьютерной анимации и феноменальный зрительский успех подтолкнули студии к инвестированию больших средств в цифровые визуальные эффекты. Аниматронные механизмы также не потеряли актуальности, они по-прежнему востребованы и время от времени используются при создании персонажей. Лучшая в этом деле - компания Legacy Effects, правопреемница студии Стена Уинстона, которая продолжает дело великого мастера после его скоропостижной кончины в 2008 году.