Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Спецпроект «Эспрессо. Венецианские кинохроники»-2014. Выпуск 5

Интервью с Фатихом Акином и Тахаром Рахимом

На Венецианском фестивале прошла премьера фильма «Шрам». Мы встретились с режиссёром картины Фатихом Акином и исполнителем главной роли Тахаром Рахимом, которые рассказали нам о своей картине - драме о геноциде армян. Также зрители посмотрели ленту с затейливым названием «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни». Речь пойдёт не о голубе, хоть он и появится в кадре и даже не раз, а о человеке и его сущности.

Спецпроект «Эспрессо. Венецианские кинохроники»-2014. Выпуск 5

Спецпроект «Эспрессо. Венецианские кинохроники»-2014. Выпуск 5

Среди фаворитов венецианского конкурса задолго до начала фестиваля критики называли Фатиха Акина с его новым фильмом «Шрам». Имя режиссёра и слава его предыдущих фильмов, которые он снимает не так часто, заставляли рассчитывать на если не на шедевр, то на очень достойное кино.

«Эспрессо» - итальянский спецпроект «Фильм Про». День пятый в Венеции.


Фатих Акин – немецкий режиссёр с турецкими корнями. Его фильм «Головой о стену» в 2002 году получил главный приз в Берлине и все следующие годы пользовался огромной популярностью среди зрителей всего мира. Каждая следующая картина Акина встречалась с огромным интересом, но повторить успех «Головой о стену» не смогла. Секрет популярности фильмов Акина в том, что он очень убедительно показывает современных молодых людей, которые пытаются решать многочисленные проблемы своей личной жизни, но их чувства всегда оказываются сильнее, чем разум.

Новая работа Фатиха Акина «Шрам» обманула все ожидания. Она обращается к далёкому прошлому – геноциду армян в Турции во время Первой мировой войны.


Снятая в голливудском стиле, она неторопливо показывает страдания армянского народа на примере жизни одного из его представителей по имени Назарет. Этот человек потерял семью, родину, голос, почти лишился голоса и рассудка, но весть о том, что его дочери живы, заставляет его начать бесконечно долгие поиски, которые приведут его на Кубу, а потом и в США. Монументальное повествование фильма заставляет вспомнить классические романы о путешествиях и бедствиях, где герой только чудом остаётся жив, и одно приключение в его судьбе сменяется другим, ещё более невероятным. Сам Фатих Акин сказал нам, что он считает свой фильм вестерном:

Я с самого детства мечтал когда-нибудь снять вестерн. А вестерн – он про что? Во многом – о покорении Запада. Поэтому логично, что и моя мысль двигалась в западном направлении. Однажды я был в Ереване, и директор Музея геноцида рассказал мне о миграции армян в Гавану. Они ехали туда, чтобы потом отправиться в Америку. Дело в том, что после 1922 года Америка ввела серьёзные ограничения на въезд, и проще было остановиться в Гаване, а потом всё же попробовать попасть в Америку. Гавану мне очень посоветовал вставить в фильм Мартин Скорсезе: он сказал, что это место действия сильно украсит фильм».

Главную роль в фильме исполнил француз Тахар Рахим. Основная трудность для него как актёра была в том, что его герой, по сюжету, теряет голос и весь фильм может реагировать на события и общаться только молча. А события такие, что молчать трудно. Правда, и сказать тут было бы нечего. Остаётся искать нужную реакцию и заново учиться коммуницировать с миром. Рахим рассказал, как он входил в роль человека, лишённого речи:

Я специально консультировался с двумя специалистами-врачами, в Гамбурге и в Париже. Я нашёл немых людей, причём и немых от рождения, и потерявших голос в зрелом возрасте. Мы пытались делать вместе такие упражнения: мы садились друг напротив друга и пытались рассказать друг другу историю без использования языка глухонемых, без знаков. Проходил день, и в конце дня мы начинали понимать друг друга так же, как мы с вами сейчас беседуем. Для этого нужны не жесты, а глаза, чувства, чувство юмора – это больше, чем язык. Был ещё другой парень, потерявший голос. Он сказал, что когда это происходит, ты теряешь возможность общаться и чувствуешь себя одиноким вулканом. В какой-то момент ты просто взрываешься. Я постарался и это использовать в своей игре.

В производстве «Шрама» участвовали семь стран. Одна из них – Россия. Значит прокат фильма в нашей стране обязательно состоится.


Конкурс Венеции прошёл лишь на половину, но вероятный кандидат на победу уже появился. Речь идёт от последней части трилогии Роя Андерссона о сущности человека. Фильм называется «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», и голубь в фильме действительно появляется не раз. Но главный герой не он, и фильм тоже не о нём.

«Шведская история любви» Роя Андерсона

Рой Андерссон – крупнейший шведский режиссёр, прославился в 1970 году, когда его фильм «Шведская история любви» получил ряд призов на Берлинском кинофестивале. С тех пор снял всего шесть фильмов, активно работает в рекламе, лауреат множества призов. Первая часть его трилогии о странностях человеческой жизни, «Песни со второго этажа», вышла в 2000 году. Вторая, «Ты, живущий», в 2007, этот фильм был в российском прокате. Сюжетно фильмы не связаны, и герои в них разные. Их объединяет только стиль и парадоксальность ситуаций. Режиссёр снимал непрофессиональных актёров и большую часть сцен разрабатывал прямо на площадке, импровизируя и придумывая всё на ходу.

«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»

Чтобы лучше всего описать впечатление от фильма Роя Андерссона, можно предложить литературные аналоги – Эжен Ионеско и Даниил Хармс. Абсурдистское повествование со множеством героев смотрится на одном дыхании, хотя сюжета в привычном смысле здесь нет, да и события тоже очень странные. Жизнь человека, показывает фильм, может повернуться любым образом. Время и расстояние не имеют значения, да и всё остальное – тоже.

Лучшие сцены фильма – это мюзикловый номер, где очередь моряков целует поющую хозяйку бара за стакан спиртного, и момент, когда в современный ресторанчик въезжает король Карл двенадцатый, выгоняет оттуда всех женщин и рассказывает, как он идёт покорять Россию. Но дальше будет ещё смешнее, так что советуем вам дождаться этого фильма в российских кинотеатрах. Это два часа удовольствия, смеха и лёгкой, приятной грусти.
Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии, Шрам
Тахар Рахим, Фатих Акин, Рой Андерссон

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии

Комедия, Драма

Лотти Тёрнрос, Хольгер Андерссон, Ола Стенссон

Шрам

Драма, Исторический фильм

Мориц Бляйбтрой, Симон Абкарян, Арсинэ Ханджян

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100