Трейлер фильма «Жизнь и судьба»

Василий Гроссман и его книга
Роман писателя, военного журналиста, инженера-химика по образованию, Василия Гроссмана был назван редколлегией журнала «Знамя», куда он отдал его для публикации, даже не «вредным», а определённо «антисоветским». Главный редактор журнала лично передал её в КГБ. В квартире Гроссмана был произведён обыск, все копии и рукописи были изъяты. Книгу «Жизнь и судьба» буквально «арестовали». Василий Гроссман писал Хрущеву:

«Я прошу Вас вернуть свободу моей книге, я прошу, чтобы о моей рукописи говорили и спорили со мной редакторы, а не сотрудники Комитета Государственной Безопасности.… Нет правды, нет смысла в нынешнем положении, в моей физической свободе, когда книга, которой я отдал свою жизнь, находится в тюрьме, ведь я её написал, ведь я не отрекался и не отрекаюсь от неё.… Я по-прежнему считаю, что написал правду, что писал её, любя и жалея людей, веря в людей. Я прошу свободы моей книге».

Член политбюро Михаил Суслов вынес окончательный вердикт: о возврате рукописи «не может быть и речи». Однако сумели спасти две копии романа, одна из них была у друга писателя, поэта Семёна Липкина. В середине 1970-х (Гроссман не дожил до этого момента, морально сломленный, он умер от рака в 1964 году) Андрей Сахаров, Булат Окуджава и Владимир Войнович тайно вывезли эту копию книги за границу. В 1980 году она была впервые опубликована в Швейцарии, а спустя восемь лет – в России.

В 2011 году Би-би-си создала 13-серийный радиоспектакль «Жизнь и судьба», после чего русская книга возглавила список бестселлеров в Великобритании.


Василий Гроссман происходил из интеллигентной еврейской семьи, его отец был химиком, выпускником Бернского университета. Отца писателя можно считать прототипом учёного физика-ядерщика Виктора Штрума, одного из ключевых героев романа «Жизнь и судьба». В фильме его роль отдана Сергею Маковецкому. Мать писателя — Екатерина Витис принадлежала к состоятельному одесскому роду. Ей не удалось избежать немецкой оккупации, она погибла вместе с остальными евреями в украинском гетто. Именно её жизнь станет судьбой матери Штрума, которая в романе напишет своему сыну «Последнее письмо». Сергей Маковецкий говорит о «Последнем письме»:

В 2002 году знаменитый американский документалист Фредерик Уайзман снял свой первый и единственный игровой фильм по мотивам «Последнего письма» - аскетичный авангардный моноспектакль.


Тема геноцида была очень близка Гроссману: его статья «Треблинский ад» была посвящена холокосту, вместе с Ильёй Эренбургом он составил «Чёрную книгу» - сборник документов о геноциде. В романе «Жизнь и судьба» этому посвящена не одна страница, но создатели фильма приняли решение убрать рассуждения о холокосте и концлагерях и больше сосредоточится на живых человеческих судьбах.

Сталинградская битва в фильме и книге
Гроссман всю войну прошёл военным журналистом, он находился в Сталинграде, пока окончательно не стихли уличные бои. В свою книгу он вложил свой страшный опыт и наблюдения за теми, кто сражался и погибал у него на глазах.

Василий Гроссман не скрывал, что дал своей книге эпическое название «Жизнь и судьба» специально, чтобы вызвать ассоциации с романом «Война и мир» Льва Толстого.


Декорации разрушенного Сталинграда


Сталинградская битва (Сталинградский котёл) считается переломным сражением в Великой Отечественной войне, которое сильно подкосило моральный дух немцев и помешало им перебраться через Волгу. Все усилия режиссёра Сергея Урсуляка и группы были брошены на то, чтобы военные сцены были честными и впечатляющими. Битву при Сталинграде решено было «устроить» в Ярославле. Для съёмок были построены уникальные декорации, - художники выстроили настоящий город – фабрики, жилые дома, разрушенные здания - использовано грандиозное количество танков и прочей военной техники и транспорта. Пиротехники также работали не покладая рук.

Основные «военные действия» развернулись на территории Норского кирпичного завода. В Сталинграде наша армия боролась за каждый дом, за каждый клочок земли, а на взрывы снарядов люди уже даже не реагировали - настолько привыкли. Когда смотришь на эти декорации, становится жутко: тогда немцы разрушили до основания целый город. Пиротехники на съёмках сровняли с землёй декорации.

Постановщик пиротехнических эффектов Михаил Марьянов, брат актёра Дмитрия Марьянова, рассказывает о карте взрывов в сценах с участием актёров:

Для создания эффекта зрелищности пиротехники засыпали шашки рыхлой землёй, особенно красиво смотрится взрыв с чернозёмом. Дальше в ход шли киношные дымы, и здесь главное – не переборщить.


Без танков на войне – никуда, тем более, что один из героев фильма и книги, Пётр Новиков (его играет актёр Евгений Дятлов -танкист. Часть съёмок с участием танков проходила осенью в подмосковной Кубинке, где расположен один из крупнейших музеев бронетанковой техники. Там гримировали не только актёров (они стояли наверху и отдавали честь, за рычагом сидели военные), но и активно загрязняли танки, чтобы было видно, что они проделали большой путь. Все танки – настоящие ветераны, они своё отвоевали, но на площадке оказались ещё кое на что способны. Как оказалось, танк при движении окутывают выхлопные газы, и его появление всегда сопровождается дымом.

Движение танков Т34 зимой, то в шахматном порядке, то стройной колонной, снимали на полигоне «Алабино» - это был последний съёмочный день. Один танк даже заглох, и его пришлось тянуть на буксире:

Особое внимание в фильме будет уделено обороне одного многоэтажного дома, окружённого немцами. Гарнизон советских бойцов беспрерывно подвергался атаке немцев, но не давал им пройти дальше. У этого дома есть реальный прототип – «дом Павлова», 4-этажное полуразрушенное здание, оборону которого возглавил сержант Павлов, после того как принял руководство обороной от лейтенанта Афанасьева. В романе Иван Афанасьев заменён на лейтенанта Берёзкина, а в фильме его играет Сергей Пускепалис. Дом Павлова был ещё и стратегически важным объектом для гитлеровцев - от него шла прямая ровная дорога к Волге.

Считается, что потери немцев, пытавшихся занять дом Павлова, превысили их потери при наступлении на Париж. А на оперативной карте немецкого генерала Паулюса дом Павлова был обозначен как крепость.


Помимо Ярославля и Кубинки, съёмки разворачивались в Самаре, под Рязанью, под Смоленском, в Санкт-Петербурге и Москве. В боевых сценах в Ярославле иногда принимали участия до 500 статистов, в массовке снимались сами ярославцы, а немцев играли курсанты местного ракетного училища.

Смешные факты со съёмок

Штрум мог бы быть и таким...


Несмотря на серьёзность темы, съёмки – вещь коллективная и временами очень весёлая и полная неожиданностей. Съёмки иногда буквально врываются в жизнь ничего не подозревающих людей и меняют её навсегда. Например, коммуналкой в Куйбышеве послужил столетний дом с деревянными лестницами и лепниной на потолке. Жильцы дома (а у него они есть) были невероятно увлечены процессом и спешили сняться в кино.

По сюжету, у старой аристократки - соседки героини Полины Агуреевой - живёт роскошный кот. В Самару специально привезли красавца-актёра, но в самый ответственный момент он увлёкся местными кошками и сбежал. И тогда фортуна улыбнулась коту Рыжику, проживающему в этом доме. Теперь он в фильме, на радость своей хозяйке, величественно разгуливает по коммуналке.

Но иногда актёрам тоже надоедает всё время быть в образе – Сергей Маковецкий со съёмок не сбежал, но, репетируя сцену с Ликой Нифонтовой, вдруг выпятил живот и надул губы, а потом со словами: «А почему бы нам не сделать вот такого Штрума?» - стал расхаживать по площадке.

Трейлер о создании фильма «Жизнь и судьба»

Актёры и их впечатления
Сергей Урсуляк никогда не делает проб, он просто разговаривает со своими актёрами. Он собрал в своём фильме лучших актёров, со многими из них он уже работал на съёмках «Ликвидации» и «Исаева» Сергей Маковецкий, Евгений Дятлов, Александр Балуев, Полина Агуреева, Лика Нифонтова, Анна Михалкова, Сергей Пускепалис. Всем им предстояло прожить часть жизни вместе со своими героями, испытать их боль и радость. В личных интервью, говоря о том времени, никто из них не может скрыть душевного напряжения. Для всех них съёмки в «Жизни и судьбе» были своеобразным испытанием, и на многие поставленные себе и зрителю нравственные вопросы они до сих пор вряд ли знают ответы.

Полина Агуреева, сыгравшая в фильме Женю Шапошникову, о том, с какой позиции нужно подходить к просмотру фильма «Жизнь и судьба»:

За помощь в подготовке материала и фотографии благодарим "sasha-siniy.livejournal.com ":http://sasha-siniy.livejournal.com/tag/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%20%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0