Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Кино на Берлинале определяет цену человеческой жизни

Или «Железная леди» с «Цветами войны»

Берлинале близится к концу. Нам показали фильм «Железная леди» с Мэрил Стрип, но он не в основном конкурсе фестиваля. А в самом конкурсе - явного лидера всё ещё нет. Среди фаворитов критиков пока названы картина братьев Тавиани «Цезарь должен умереть» и фильм Данте Мендозы «Заложник». Надеемся, что за оставшиеся фестивальные дни в общем потоке картин окажется что-нибудь особенно интересное, что-то, что можно было бы назвать Событием. А пока кино на Берлинале демонстрирует очень неутешительную тенденцию, которую хотелось бы отметить уже сейчас.

Кино на Берлинале определяет цену человеческой жизни

Кино на Берлинале определяет цену человеческой жизни

Похоже, отборщики Берлинского МКФ намеренно скомпоновали фестивальные фильмы так, чтобы перед зрителем вырисовалась определённая концептуальная связь, ведущая к важному, в том числе и для авторов фильмов, обобщению. Если в двух словах сформулировать этот месседж, то он прозвучит буквально так: в нашем современном мире жизнь человека, даже многих людей - ничего не стоит. Герои большинства картин легко распоряжаются чужими судьбами, либо ломают и уничтожают их в случае нужды.

Мендоза впрямую не осуждает террористов, скорее, он над ними иронизирует. В его фильме - террористы обычные люди, просто они верят, что другие, не такие, как они, не имеют права на жизнь. Они уверены, убивая их, они служат Аллаху


Это косвенно связано с работой титулованных братьев Тавиани, ведь их персонажи – рецидивисты, убившие не одну жертву. И с фильмом Мендозы, где террористы жестоко издеваются над заложниками. И даже во внеконкурсной картине «Жутко громко и запредельно близко» и документальной ленте «Революционер поневоле» присутствует та же мысль. Не говоря уже о новых фильмах российских кинематографистов - Алексея Мизгирёва и Андрея Грязева.

Пренебрежение к человеческой жизни пронизывает всё последнее столетие, с наглядной настойчивостью доказывают нам режиссёры. Действие «Цветов войны» Чжана Имоу происходит в китайском городе Нанкин, где разворачивается настоящая бойня, военная драма Анджелины Джоли «В краю мёда и крови» изобилует сценами изнасилований. Разные временные периоды, разные части света - везде одно и то же.

В фильме «Сестра» (L'enfant d'en haut) Урсулы Мейер мальчик, живущий на горнолыжном курорте, вынужден воровать, чтобы добыть пропитание, а его сестра, которая на самом деле его мать, занимается проституцией, и возвращается домой со следами побоев


Китайский конкурсный фильм «Долина белого оленя» о революции (Bai lu yuan) чем-то напоминает русскую картину «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова - в обоих лентах даже присутствует одинаковая сцена потопа, несущая символический смысл. Мораль такова: какой бы ни была власть, люди в ней, как правило, ведут себя как звери, готовые убить даже родного человека, если того требуют их принципы.

И даже в картинах далёких от военных и революционных потрясений прослеживается та же мысль - героиня индонезийского режиссёра Эдвина «Открытки из зоопарка» (Kebun binatang) влюбляется в фокусника, только она для него ничего не значит, он её бросает, а она становится проституткой, которую все используют. В фильме Кристиана Петцольда «Барбара» над героиней издеваются немецкие спецслужбы, а все остальные, скованные страхом, боятся ей помочь.

Массовые беспорядки не смущают женщину, которая уверена, что творит благо. Мэрил Стрип своей игрой заставила нас пожалеть Тэтчер, но усомниться в справедливости её принципов


В «Железной леди» отношение Маргарет Тэтчер к массам показано как суть всех трагедий ХХ века. Для Тэтчер не имеет значение то, что тысячи людей в стране поставлены за черту выживания. Забастовки и теракты сотрясают Великобританию, но женщина-премьер точно знает, как правильно. Она подавляет восстания, развязывает войны и даже на смертном одре не сомневается в своей правоте. Вместо раскаяния она разговаривает с призраком своего давно умершего мужа и изрекает афоризмы в прессе. Мэрил Стрип блестяще отыгрывает свою роль: её Маргарет Тэтчер не железная леди, она человек - просто сочувствие у неё есть не для всех. Речь в фестивальных фильмах теперь идёт не только о смене политических ориентиров или о потере ценностей, а о том, что человеческая жизнь не имеет цены, потому что она больше ничего не стоит.
Сальма Хайек

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100